Праведное поведение

Как уже говорилось в предыдущем разделе, праведное поведение – это поведение, исходящее из приверженности Истине. Из следования Истине естественно проистекает Праведное поведение, главный принцип которого заключается в непричинении вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы природы, морали и государства. Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется.

Праведное поведение - основа процветания человечества, это нерушимая истина во все времена. Если Праведное поведение «ослабевает» и перестает управлять человеческой жизнью, весь мир погружается в отчаяние и страх, и его сотрясает дисгармония отношений. Праведное поведение - это свет жизни, рассеивающий тьму внутреннюю и внешнюю, дарующий покой и счастье. Когда человеческие отношения не озаряются сиянием Праведного поведения, весь мир скрывается под мрачным покровом непонимания. Праведность не сводится лишь к раздаче милостыни и предоставлению крова странникам и нищим. Все, что делается с чувством полной самоотдачи и посвящается другим людям, ведет к внутренней самореализации. Путь праведной жизни - это стремление превратить каждый миг, каждое слово, каждую мысль и каждое движение в возвышенный шаг, приближающий человека к постижению своего истинного «Я».

Это внутренняя культура, или верность долгу, целью которой является как процветание всех окружающих, так и собственное благополучие. Такое служение, где нет места личным интересам и ожиданию похвал и выгод, открывает человеку путь к источнику внутреннего покоя и радости, не говоря уже о том, что согласно естественному закону природы и духовно-нравственному закону правильного поведения – это внутренняя гармоничная жизнь человека.

В способности видеть красоту, высоко ценить простые вещи, получать удовольствие от пребывания в компании с самим собой или относиться к людям с любовью и добротой – во всем этом есть общий элемент. Этот общий элемент – удовлетворенность, покой и жизненность, составляющие невидимый фон. Когда мы видим красоту, доброту, признаем ценность имеющихся в нашей жизни простых вещей, надо поискать фон этих ощущений внутри себя.

Цель образовательного процесса в обучении праведному поведению заключается в пробуждении заложенной в каждом человеке способности различать и слышать голос совести, укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни качества праведного поведения.

Качества, присущие Праведному поведению:

а) Привычки

Праведное поведение, основанное на осознании своей истинной природы, должно стать главным в жизни человека. Даже небольшие дела, которые совершаются многократно и еженедельно, закрепляются в привычках.

б) Управление желаниями

Желание побуждает человека к действиям и обуславливает его поведение в жизни. Только ограничив желания, человек может стать свободным.

в) Сотрудничество

Чтобы научиться жить и идти по пути с людьми различного возраста, социального и экономического положения, учащиеся в школе вместе учатся дисциплине, взаимоуважению, сотрудничеству.

г) Дисциплина

Дисциплина – основа успеха человеческой деятельности. Это чувство уважения к себе и окружающим людям, дает возможность получать знания и мирно сосуществовать в социуме на основе взаимопонимания, терпимости, любви. Правила соблюдения дисциплины должны прививаться ещё в детстве.

д) Правильная мысль

Нужно иметь чистые и возвышенные мысли, которые ведут к праведным поступкам.

е) Правильная речь

Язык – это показатель истинной воспитанности. Спокойная, полная любви к окружающим речь гармонизирует пространство вокруг людей. Громкая речь, необразованная, полная гнева и ненависти – отрицательно влияет на здоровье человека.

ж) Долг и благодарность

У каждой личности есть долг и обязательства перед своей семьёй, обществом и страной, миром, Вселенной, в которой он живёт. На выполнении долга стоит остановиться подробнее, поскольку это важное качество общечеловеческой ценности – Праведное поведение.

Человек должен посвятить себя долгу и всегда действовать согласно долгу так, чтобы он сам мог жить в мире, и чтобы весь мир мог наслаждаться миром. Он сможет обрести настоящий покой, только живя праведно, и никак иначе.

Например, долг огня – способность к горению. Без этого – это просто уголь. Долг сахара – его сладость. Если нет сладости – это просто сыпучее вещество. Также и наш долг заключается в том, чтобы прислушиваться к голосу совести. Если человек не советуется с совестью, его поведение не может быть праведным, и он не выполняет свой человеческий долг.

Говоря о долге, нельзя обойти стороной и тему о роли и месте каждого человека в семейных отношениях. Так если долг мужчины – быть защитником, опорой своей семьи, то особая роль хранительницы домашнего очага, ее духовной вдохновительницы принадлежит женщине. И в наше время, особенно в период школьного обучения,нужно особое внимание уделять именно воспитанию будущих жен и матерей. Если женщина чиста и целомудренна, то ее семья обязательно будет наполнена счастьем, а благополучие каждой семьи несет процветание всему обществу. Несколько слов подробнее о женском принципе (долге женщины):

· Женщина – верный спутник мужчины, его счастливая судьба, так как она является проявлением охраняющего принципа, королевой в его жилище, его благополучием, светом его дома.

· Женщины, являющиеся хранительницами домашнего очага, не являются ни в каком смысле низшими; их природа полна силой духа, терпения и любви! Они обладают самоконтролем, который редко можно встретить у мужчин.

· Чистая бескорыстная любовь является врожденной чертой женщин.

· Женщины, которые полны знания, воспитаны, увенчаны любовью, которые искусны в своем умении различать, подобны семейному талисману, приносящему в дом радость и удачу.

· Женщина, которая привязана к своему мужу силой Любви, воистину является цветком, источающим редкостный аромат, она как драгоценный камень, сияющий в семье.

· Неважно, насколько низок или плох муж, жена должна посредством любви переубеждать и исправлять его, помогая ему обрести покой.

Если мы в таком духе будем воспитывать наших учениц, то, несомненно, общество получит чистых сердцем, нравственно богатых душой будущих граждан страны.

И самое главное, педагоги должны всегда помнить: мы должны сами исполнять то, чему учим других, жить в общечеловеческих ценностях, которые содержатся в каждой клетке тела, иначе мы не смогли бы быть людьми. Они – сама наша природа, дарующая нам счастье. А счастливые люди, как правило, не беспокоятся о том, что другие думают о них; стараются видеть во всём плюсы; всегда дружелюбны и благодарны; часто улыбаются и позитивны; знают, что не всё в этом мире совершенно и вносят посильный вклад в позитивные изменения окружающего мира; продолжают учиться; живут в настоящем мгновении. И эта жизнь в настоящем моменте также является качеством Праведного поведения.

В связи с этим приведем пример. Допустим, две утки столкнулись в пруду и устроили небольшую потасовку, «какие у них никогда не бывают долгими, а затем расплылись в противоположных направлениях. После этого каждая несколько раз энергично взмахнула крыльями, высвобождая избыточную энергию, накопившуюся во время потасовки. Похлопав ими, утки продолжили плавать так же мирно, как и до выяснения отношений, словно ничего и не было.

Имей утка человеческий ум, она продолжала бы драться мысленно, сочиняя различные интерпретации пережитого. Одной из подобных утиных историй могла бы быть такая: «Даже поверить не могу, что она сейчас сделала. Она приблизилась ко мне меньше чем на пять дюймов. Она, наверное, думает, что весь этот пруд принадлежит ей. У нее нет никакого уважения к моему личному пространству. В следующий раз она попытается сделать что-нибудь еще, просто чтобы досадить мне. Я уверена, она уже что-то замышляет. Но я не собираюсь это терпеть. Я проучу ее так, что она этого не забудет». И так далее и тому подобное, ум раскручивает свои сказки, думая и рассказывая их спустя дни, месяцы и даже годы. Что касается тела, то для него драка все еще продолжается, и в ответ на все эти мысли и эмоции генерируется соответствующая энергия, порождающая еще больше мыслей. Физически законченное действие превращается у эго в эмоциональное думанье. Легко понять, насколько трудной была бы жизнь утки, будь у нее человеческий ум. Но большинство людей живут так постоянно. Никакая ситуация или событие никогда не приходят у них к реальному завершению. Ум и созданное им «я и то, что со мной случилось» постоянно поддерживают эти события в активном состоянии.

Все естественное, любой цветок, дерево или животное могут преподать нам важный урок, могут многому научить, стоит только остановиться, начать смотреть и слушать. Урок, преподанный уткой, таков: похлопай крыльями – что переводится как «отпусти случившееся» – и вернись в единственное место силы – в настоящий момент».[46]

Большинство людей постоянно носят с собой свое прошлое, и это делает их несчастными и толкает на неправедные поступки. Само по себе копание в прошлом, самоедство, злопамятство тоже является неправедным поведением, в которое завлекает нас ум.

Следующая история прекрасно иллюстрирует неспособность, или, скорее, нежелание человеческого ума отпускать прошлое. Однажды два монаха «шагали по раскисшей от дождей проселочной дороге, и вблизи деревни встретили молодую женщину. Она пыталась перейти дорогу, но грязи было столько, что женщина могла безнадежно испортить свое шелковое кимоно».[47] Сразу же один из монахов поднял ее и перенес через дорогу.

Далее монахи шли молча. «Пять часов спустя, уже на подходе к храму, где их ждал приют, второй монах не смог себя сдержать.

– Зачем ты перенес ту девушку через дорогу? – спросил он. – Нам, монахам, не разрешено прикасаться к женщине.

– Я поставил девушку на землю несколько часов назад и там ее и оставил, – сказал первый монах. – А ты все еще ее несешь в своей голове?»[48]

Давайте теперь вообразим, какой должна быть жизнь человека, живущего подобно второму монаху, неспособного или нежелающего внутренне отпустить ситуацию, накапливающего внутри себя все больше и больше мусора. К сожалению, так живет большинство людей на земле, и такой тяжелый груз прошлого несут они в себе.

Прошлое живет в нас в виде воспоминаний, которые сами по себе не являются проблемой. На самом деле, благодаря памяти, мы учимся у прошлого, учимся на прошлых ошибках. Только когда воспоминания, то есть мысли о прошлом, захватывают человека целиком, тогда они превращаются в тяжелую ношу, проблему, и становятся частью личного самоощущения. После этого индивидуальные черты человека, обусловленные прошлым, становятся его тюрьмой. В воспоминания вкладывается самоощущение личности, а пережитое становится тем, за кого человек принимает себя. Иллюзия этого «маленького я» заслоняет подлинную суть человека, не имеющую ни времени, ни формы.

Однако пережитое им хранится не только в ментальной, но и в эмоциональной памяти. Оно состоит из старых эмоций, которые вновь и вновь подвергаются просмотру. Как в случае с монахом, целых пять часов несшим в себе груз прошлого, питая его мыслями, большинство людей всю жизнь носят в себе огромный и ненужный ментальный и эмоциональный груз. Они сужают себя через злопамятство, сожаление, угрызения совести, враждебность, чувство вины. Их эмоциональное мышление превратилось в их маленькое «я», и они цепляются за старые эмоции, ибо это усиливает их отождествление.

Поскольку люди имеют склонность увековечивать старые эмоции, то почти каждый включает в себе накопленную ранее эмоциональную боль. Однако мы можем перестать пополнять и подпитывать уже имеющуюся у нас боль. Мы можем этому научиться и сломать привычку накапливать и увековечивать старые эмоции, метафорически говоря, научиться, похлопав крыльями, удерживать себя от пребывания в прошлом, независимо от того, случилось это вчера или тридцать лет назад. Мы можем научиться не оживлять в своем уме прошедшие ситуации или события, а все время возвращать внимание к первоначальному, не имеющему времени, чистому и нетронутому настоящему моменту. Тогда мы отождествляемся со своей истиннойприродой, а не мыслями и эмоциями.[49]

Поэтому важно всегда следить за своими мыслями, словами, действиями, характером, сердцем. И быть наблюдателем своего ума – как своих мыслей и эмоций, так и своих реакций в различных ситуациях. Необходимо обращать на свои реакции как минимум столько же внимания, сколько на ситуацию или человека, который их вызывает.

Наши многочисленные желания - еще одна причина, по которой мы зачастую впадаем в состояния беспокойств и волнений, подталкивающих нас, в свою очередь,к совершению необдуманных, неправедных поступков. Что же делать для уменьшения беспокойства? Необходимо установить потолок для своих желаний:

- бережно относиться к пище;

- бережно относиться к деньгам;

- бережно относиться к энергии;

- бережно относиться к времени.

Бережное отношение к ресурсам, необходимым для человеческого существования, – это свидетельство Праведного поведения по отношению к самому себе, обществу и Вселенной. Приведем примеры практических заданий для установления потолка для желаний в отношении перечисленных ресурсов.

Пища.

- Прежде всего, надо проследить в каких случаях мы понапрасну растрачиваем пищу.

- Перед походом в магазин, обратить внимание планируем ли мы предварительно, что именно и в каком количестве нам нужно приобрести?

- Проверяем ли мы в магазине срок годности продуктов и планируем ли мы при этом, что и когда собираемся приготовить, чтобы в дальнейшем не выкидывать продукты?

- Проверяете ли вы состав продуктов на этикетках на содержание таких нежелательных ингредиентов, как кофеин, сахар, жир, соль и искусственные добавки (к примеру, глютамат натрия)?

- Как часто вы едите в ресторанах и в заведениях общественного питания, где подают слишком большие порции, что всегда остаются пищевые отходы, которые затем выбрасываются? И т.д.

Деньги.

- Стараетесь ли вы обратить свое внимание на те вещи, без которых вполне можете обойтись и которые не являются предметами первой необходимости.

- Стремитесь ли вы к сокращению своих расходов, связанных с экономией электроэнергии, газа, воды и других естественных ресурсов?

- Стараетесь ли вы сократить расходы на телефонные разговоры за счет уменьшения их длительности?

- Обращаете ли вы свое внимание на количество покупаемых вами скоропортящихся продуктов питания? И т.д.

Энергия.

- Как вы организуете свою работу, отмечаете ли вы при этом дела, которые надо сделать в начале дня, когда ваш уровень сил наиболее высок?

- Не превышает ли ваш уровень взыскательности к себе норму, заставляя вас, в стремлении к недосягаемому совершенству, педантично переделывать работу?

- Не чересчур ли вы фанатичны в своих стараниях содержать дом в идеальной чистоте, что ведет к перерасходу времени и энергии, когда вы сдуваете с мебели пылинки?

- Подумайте, не слишком ли много вы затрачиваете сил и энергии, страстно стремясь нравиться окружающим, привлекать их внимание, производить на них впечатление?

- Легко ли вы выходите из себя, когда не все складывается так, как хотелось бы вам, и часто ли при этом вас охватывают приступы гнева? И т.д.

Время.

- Следите ли вы за количеством времени, которое проводите у телевизора?

- Отбираете ли вы читаемую вами литературу?

- Тратите ли вы время на игры в карты или подобные занятия?

- Нравится ли вам тратить время на пустую болтовню с друзьями, знакомыми или по телефону?

- Сколько времени вы проводите в пустых мечтаниях, беспокойствах, самобичевании и жалобах на свою несчастливую долю?

- Как долго вы находитесь перед зеркалом, примеряя наряды и прихорашиваясь?

Итак, главные правила для того, чтобы вести праведный образ жизни:

Будьте хорошими!

Думайте о хорошем…

Говорите хорошее…

Слушайте хорошее…

Смотрите на хорошее…

Делайте хорошее…

Вот путь к Счастью!

Таким образом, Праведное поведение – это нравственные и этические нормы, продиктованные голосом сердца, основанные на бескорыстной любви ислужении, жизненно необходимые человеку как частице общества, страны, мира и Вселенной, охранять которые - его священный долг во имя собственного и всеобщего благополучия. Так пусть же древний завет«поступай по справедливости» станет золотой нитью, украшающей дела и мысли всех людей на земле.