Соц группы крестьян

Привилегии сословий

Шляхта Духовенство Мещане
Наиболее привилеги-рованное неподатное сословие, права котор постоянно расширяю-тся. Имеет П: владеть землёй в неогранич кол-ве и зависимыми людьми, беспошлинно вывозить продукцию своих хозяйств за границу, участвовать в управлении гос-вом, судиться только шляхетским судом, подавать жалобы самому монарху и др. освобождена от уплаты гос налогов. Менее привилегированное , но также неподатное сословие. Имеет П: владеть землёй и зависимыми людьми, судиться своим церковным судом, участвовать в управлении гос-вом, подавать жалобы самому монарху и др. освобождено от уплаты гос налогов. Привилегированное, но податное сословие. Имели П: владеть недвижимым им-вом, торговать, создавать свои сословные суды и городские органы самоуправления, свободно выбирать место жительства, участвовать в управлении гос-вом и др. Обязаны были уплачивать гос налоги и выполнять различного рода повинности. Размер налогов и виды повинностей зависели о правового статуса города, в котором они проживали.

Соц группы крестьян

В зависимости от повинностей
Тяглые Барщина 2 дня в неделю, натуральный оброк, серебщизна, толока и др повинности. Осадные Денежный оброк (чинш) феодалу, серебщизна, толока и др повинности. Данники Денежный оброк гос-ву, повинности. Слуги Военная или путная служба Огородники Барщина один день в неделю или толока

 

По степени феодальной зависимости
Непохожие – не имели права перехода от одного феодала к другому Похожие – имели право перехода от одного феодала к другому

 

В зависимости от принадлежности
Помещичьи Государственные Церковные

 

11. Реформы второй половины 16 в. в ВКЛ.

Воло́чная поме́ра — аграрная реформа в ВКЛ, проводившаяся во второй половине XVI — начале XVII веков по инициативе Боны Сфорца, матери великого князя Сигизмунда Августа. Реформа началась с выходом в 1557 году положения о проведении реформы, так называемой «Уставы на волоки», и представляла собой комплекс мер, направленных на повышение дохода с гос владений путём интенсификации сельского хозяйства (введения трёхпольной системы севооборота). В политическом смысле «помера» проводилась с целью приобретения центральной властью экономической независимости и повышения роли великого князя путём превращения его в крупнейшего помещика, ведущего рациональное хозяйство, рассчитанное, главным образом, на удовлетворение потребностей внешнего рынка.

До проведения реформы неизвестно было точно, сколько земли находилось в пользовании крестьян и мещан, сколько земли было у отдельных землевладельцев и у гос-ва, качество земель не влияло на размер повинностей за её держание. Кроме того, обычно земли одного хозяйства частями были разбросаны по достаточно большой площади (так называемая чересполосица), что создавало серьёзные препятствия для её обработки. Крупные землевладельцы сдавали землю в аренду, но не знали точно, на какую прибыль они могли рассчитывать.

Стремясь увеличить доход, землевладельцы, в том числе и великий князь, делили свои земли на стандартные по размеру единицы — волоки. Каждая волока состояла из 30 моргов и равнялась 21,36 га (примерно 20 десятин). Для каждой волоки выяснялось качество земли, и в зависимости от качества устанавливались стандартные повинности. Знание качества земель и количества волок во владении помогало хозяину оценивать предполагаемый доход.

В XVI веке экономика ВКЛ переживала расцвет. Повышение спроса на с\х продукцию на внешнем и внутреннем рынках подталкивало землевладельцев к расширению товарных хозяйств — фольварков. Стремление землевладельцев к расширению фольварков за счёт крестьянских земель привело к значительному усилению феодальной эксплуатации и ухудшению положения крестьянства.

Одним из важнейших мероприятий реформы была ликвидация чересполосицы. До реформы гос земли не являлись единым массивом — среди них встречались земли шляхты, магнатерии и духовенства. В ходе померы находящиеся в пределах гос земель частные владения переходили казне, взамен чего их владельцы получали участки за пределами государственных. Обмен землёй производился только с теми владельцами, которые могли предоставить документы, подтверждающие их право на землю. В противном случае земли просто отбирались в пользу гос-ва.

Проведение померы шло очень интенсивно, и уже через несколько лет было обмерено 57 636 волок (около 1 250 тыс. га) земли в столовых имениях, доход от которых шёл непосредственно великому князю, минуя гос казну.

Реформа проводилась в соответствии с документом, получившем название «Устава на волоки» и состоявшего из 49 статей. Позднее к ней были добавлены дополнительные инструкции для непосредственных исполнителей — ревизоров и мерников. В восточной части ВКЛ реформа началась позднее, что связано с разными условиями хозяйствования на западе и востоке гос-ва. Для восточных земель были созданы спец Уставы (руководящие док-ты). В задачу мерников входило простое деление земли на волоки и оценка её качества. Местное население было обязано оказывать помощь мерникам, предоставлять волов, сохи и телеги. Мерников назначали ревизоры, проверявшие их деятельность и следившие за исполнением Уставы. Ревизоры были людьми высшего сословия, обычно представителями знатных шляхетских родов, в их задачу входила проверка прав на землю, отбор владений в пользу казны, установление мест для новых фольварков и контроль над деятельностью местных властей. С другой стороны, при работе ревизоров присутствовали представители местной администрации, обязанные докладывать правительству о нарушениях со стороны ревизоров.

Термин «волока» понимался и как точная мера площади всегда равная 30 моргам, и как единица обложения, в которой могло быть до 46 моргов. Из-за большого количества болот и непригодных к обработке земель волоки зачастую были больше по площади, нежели 30 морг. Это связано с тем, что ревизоры учитывали только пригодные для ведения с\х земли. По качеству земли делились на 4 категории: хорошие («добрый грунт»), средние («середний грунт»), плохие («злой» или «подлый» грунт) и совсем плохие (грунт «вельми подлый»). Сначала предписывалось обмерять и нарезать на волоки пашенные земли, а после леса. Леса делились на волоки только в случае, если земля в них была пригодной для расчистки и ведения с\х, в противном случае их обмеряли вокруг с тем, чтобы установить их площадь.

Жившие в пределах волоки крестьяне сселялись в новые дома в указанном месте, причём деревня застраивалась по особому плану: с одной стороны строили жилые дома, с др — хоз постройки. Деревни, уже располагавшиеся в соответствии с правилами, оставляли на прежнем месте. Участки пригодной для с\х земли размером меньше волоки (например, среди болота) на части не делили и людей с них в какое-либо определённое место не сселяли.

После проведения померы на определённой территории устанавливалось новое административное деление: несколько сёл образовывали войтовство, несколько войтовств — волость. Центром волости становился фольварк, войтовства — крупнейшее село. В случае отсутствия в волости фольварка центром также становилось крупнейшее село. По планам в каждом войтовстве должно было быть от 300 до 400 волок.

С момента проведения реформы единицей налогообложения становилась волока. Власти стремились сделать так, чтобы на каждой волоке находилось одно хозяйство. Так как одной семье было тяжело обработать такую значительную земельную площадь, в дом обычно подселяли дальних родственников и даже неродных. Чаще всего на одну волоку селилось две семьи, изредка — три.

Фольварковые земли обрабатывали крестьяне. Отработочная повинность называлась панщина (барщина) и в середине XVI века была распространена слабо, так как существовало ещё очень небольшое количество фольварков. Основной повинностью крестьян была не панщина, а денежная рента — чинш. Волоки, в которых основной повинностью была панщина, назывались тяглыми, чинш — осадными. Крестьяне тяглых волок (тяглые крестьяне) отрабатывали панщину два раза в неделю со своим конём или волом. Три недели в год панщины не было, но вместо этого крестьяне должны были отбыть 4 толоки в год. По подсчётам Н. Н. Улащика, в государственных владениях панщина с волоки составляла 106 дней в год. Кроме панщины тяглые крестьяне выполняли и другие повинности, в том числе чинш. Осадные крестьяне выполняли те же повинности, что и тяглые, но вместо панщины с волоки платили осадное в 30 грошей, давали бочку ржи и отбывали 12 дней толоки.

По «Уставе» челядь невольная получала по 3 морга земли, за которые они должны были отрабатывать примерно по 19 дней панщины в год за морг. Участок в 3 морга (примерно 2 га) считался огородом, в связи с чем эту категорию крестьянства стали называть огородниками. Однако фактически огородники получали не по 3, а по 6 или 9 моргов и в экономическом положении мало отличались от тяглых и осадных крестьян. По две волоки получали войты и великокняжеские слуги: конюхи, стрельцы и осочники[2].

Низкокачественной землёй считались «застенки», которые даром или за небольшую плату отдавались отдельным семьям или целым деревням. Стремление властей создавать множество фольварков ограничивалось низким качеством земли, а также тем обстоятельством, что на каждую волоку фольварка должно было приходиться 7 крестьянских волок.

В восточных («русских») областях ВКЛ помера проводилась в конце XVI века, во время Ливонской войны. Здесь помера ограничилась вымериванием земли на волоки о определением её качества с тем, чтобы установить конкретные повинности. В сельскохозяйственном плане эти территории были развиты значительно хуже западных областей, кроме того власти опасались вызвать недовольство местного населения, в связи с чем реформа здесь имела весьма ограниченный вид.

Реформа проводилась и в городах, не имевших магдебургского права и не являвшихся частновладельческими. Земли горожан также вымеривались на волоки, за которые они платили денежную ренту. Реформа сильно затронула и интересы религиозных организаций: как католические, так и православные церкви, находящиеся в государственных владениях, лишались права на церковную десятину и получали всего 1-2 волоки на приход, освобождённые от всех повинностей. При этом «лишние» церковные земли могли быть отобраны в пользу государства.

Проведение реформы сильнейшим образом повлияло на развитие ВКЛ. Реформа закрепила и значительно усилила феодальную эксплуатацию, в то время как доходы казны и великого князя сильно возросли. Крестьяне лишались права перехода с места на место, обрабатываемая ими земля более не рассматривалась как их собственность. Реформа также была первым земельным кадастром и способствовала развитию экономической системы гос-ва. Важным итогом реформы стал переход к трёхпольной системе севооборота. Огромное влияние на всю дальнейшую историю имело разрушение сельской общины и формирование подворной системы землепользования. На многие века сохранилась планировка крестьянских усадеб и деревень, введённая во время реформы.

 

12. Общеземские привилеи.

В ВКЛ в 30-х гг. XIII–80-х гг. XIV вв. действовали нормы обычного (устного) и канонического (преимущественно, православного) права. После заключения Кревской унии 1385 г. великие князья литовские заимствовали из Польского королевства особые законодательные документы – привилеи. Привилеи (от лат. privilegium–особый закон) — это издаваемые великим князем литовским законодательные документы, которые выделяли опред группу населения (шляхту, мещан, жителей определенной территории) и наделяли ее особыми правами (привилегиями).

Основными видами привилеев ВКЛ были:

1. Общеземские — издавались для определенной социальной группы (преимущественно, шляхты) и действовали на территории всего государства.

2. Областные — издавались и действовали для жителей опред территории.

3. Волостные — издавались для жителей волости (меньшей по размерам, чем область) и действовали на ее территории.

4. Городам на магдебургское право — издавались для полноправных жителей конкретного города и определяли структуру его самоуправления.

5. Для этно-религиозных групп — издавались для таких нехристианских групп, как евреи и татары, и определяли их правовые взаимоотношения с христианами.

Общеземские привилеи. Эпоха привилеев началась 20 февраля 1387 г., когда польский король и великий князь литовский Владислав II Ягайло в Вильно издал первый общеземский привилей. Написанный на латыни привилей был дан «рыцарям и боярам» ВКЛ, которые перешли в католическую веру. Каждый рыцарь или боярин, принявший католическую веру, а также их законные наследники могли пользоваться такими же широкими экономическими правами, как польская шляхта, т.е. владеть, продавать, обменивать, дарить замки, волости, деревни, дома и все, чем владели по наследству по линии отца. В каждой крепости и повете один судья накладывал судебные наказания по обычаям и законам, которые действовали в судах Польского королевства, а один юстициарий эти наказания приводил в исполнение. Великий князь разрешал рыцарям-католикам свободно выдавать замуж своих дочерей, внучек, родственниц и вдов, но сохраняя при этом католический обряд. Если вдова рыцаря-католика после смерти мужа не выходила второй раз замуж, то она оставалась на «вдовьем ложе», т.е. пользовалась его имениями и владениями. Рыцари-католики не должны были привлекаться ни к каким работам в пользу великого князя, кроме строительства новых замков (в случае, если сзывается вся литовская земля) и выполнения работ по перестройке и ремонту старых замков. По древнему обычаю военный поход для рыцарей-католиков являлся обязанностью и осуществлялся за счет своих затрат и расходов. В случае же преследования врагов, который по народному обычаю назывался погоней, в поход должны были отправляться не только рыцари, но и каждый мужчина, независимо от происхождения и состояния, способный носить оружие. Те же, кто примет католическую веру, а затем от нее откажется, и те, кто не примет католицизма, не должны были пользоваться этими правами.

При издании привилея присутствовали литовские князья и польские чиновники.

Таким образом, первый общеземский привилей давал большие экономические и социальные права феодалам, принявшим католическую веру, что было сделано для создания широкой социальной базы в ВКЛ и инкорпорации ВКЛ в состав Польского королевства.

Второй общеземский привилей был дан князьями Ягайлой и Витовтом 2 октября 1413 г. на общем польско-литовском сейме в Городле на р. Буг. Его особенность была в том, что он соединялся в одном документе с актом Городельской унии. По привилею все католические церкви (соборные, монастырские, приходские, общинные) и весь клир получили свободы, иммунитеты и привилегии, как в Польском королевстве. По привилею только паны и бояре-шляхта католического вероисповедания, имеющие герб, могли владеть и пользоваться великокняжескими дарениями, пожалованиями и привилегиями, продавать, менять, дарить свои отчины (наследственные отцовские имения), как и польская шляхта. В ВКЛ по польскому образцу учреждалось деление на воеводства и каштелянии, например, в Вильно и Троках. Только католики могли занимать «достоинства, места и должности», а также быть урядниками в ВКЛ, потому что «различие в верах приводит к различию в умах (мнениях) и оказываются через это известными такие решения, каким полагается в тайне быть сохраняемым».

Третий общеземский привилей был выдан 15 октября 1432 г. во время феодальной войны в ВКЛ великим литовским князем Ягайлой. В нем православным феодалам предоставлялись равные с католиками экономические и социальные, но не политические права. Это должно было способствовать консолидации господствующего сословия в деле обороны гос-ва и создать правовые предпосылки для объединения и выделения всего класса феодалов в привилегированное сословие шляхты, независимо от вероисповедания.

Четвертый общеземский привилей был дан 6 мая 1434 г. великим литовским князем Жигимонтом Кейстутовичем. В нем подтверждались равные права феодалов-православных с феодалами-католиками. Всем феодалам гарантировалось право владения имениями и передача их по наследству или на других законных основаниях. Зависимые от феодалов люди освобождались от некоторых гос повинностей. В привилее подтверждалось право православных феодалов пользоваться гербами и другими знаками шляхетства. По привилею великий литовский князь не должен был никого карать по тайному доносу или обвинению. Судебные дела должны были рассматриваться публично в суде в соответствии с законами ВКЛ. Привилей гарантировал личную свободу и неприкосновенность личности шляхтича.

Пятый общеземский привилей был выдан 2 мая 1447 г великим литовским князем Казимиром. По привилею великий князь должен сохранять территориальную целостность гос-ва. Привилей был выдан феодалам всего гос-ва и «местичам» (жителям мест и местечек). В привилее за феодалами признавалось право производить суд и расправу над феодально-зависимым населением и фактически лишало зависимых крестьян возможности искать защиты у гос-ва. Именно этот привилей заложил основы юр оформления феодальной зависимости крестьян.

Вступление на великокняжеский престол в 1492 г. Александра Казимировича было ознаменовано выдачей нового шестого общеземского привилея, состоявшего из 33 статей. В нем подтверждалось неизменность всех ранее выданных грамот, которые оставались в силе на вечные времена. В привилее ограничивалась власть великого князя в пользу панов-рады. Современники называли его «генеральным привилеем».

После вступлении на престол Жигимонта I был издан привилей 7 декабря 1506 г. в Гродно. В нем были подтверждены все основные положения привилея 1492 г. Изданием привилея 1506 г. завершилась в ВКЛ эпоха привилеев. Следующие привилеи 1529, 1547 и 1551 гг. были подтвердительными, т.е. в основном подтверждали законность прежних привилеев и повторяли их. Привилей 7 июня 1563 г. объявлял о политическом уравнивании в правах православных феодалов с феодалами-католиками.

Новые положения вносились Бельским привилеем 1564 г. В нем объявлялось отделение некоторых судебных органов от администрации, выборность сословных судов, равенство шляхты перед судом и законом. Все эти положения были взяты из проекта нового Статута, который вступил в силу в 1566 г.

Подобный характер имел и привилей 30 декабря 1565 г., который определял порядок созыва поветовых сеймиков. В привилее 1 июля 1568 г. объявлялось об уравнивании в правах (в том числе и политических) православной и католической шляхты.

Вывод: Общеземские привилеи представляли собой основные законы гос-ва и вводили новые законодательные нормы.

 

13. Областные и волостные привелеи.

Основными видами привилеев ВКЛ были:

1. Общеземские — издавались для определенной социальной группы (преимущественно, шляхты) и действовали на территории всего государства.

2. Областные — издавались и действовали для жителей опред территории.

3. Волостные — издавались для жителей волости (меньшей по размерам, чем область) и действовали на ее территории.

4. Городам на магдебургское право — издавались для полноправных жителей конкретного города и определяли структуру его самоуправления.

5. Для этно-религиозных групп — издавались для таких нехристианских групп, как евреи и татары, и определяли их правовые взаимоотношения с христианами.

Областные привилеи были даны пограничным землям ВКЛ, многие из которых долгое время были независимыми княжествами (Полоцкое, Витебское, Смоленское). Сохранились в основном в подтверждениях XVI в. Известны областные привилеи Витебской земле 1503, 1509 и 1561 гг., Полоцкой земле 1511 и 1547 гг., Смоленской земле 1505 г. По мнению белорусского историка М. Ясинского в основе их лежали договоры («ряды»), которые Полоцк и Витебск заключили с великим литовским князем Витовтом в период окончательного их вхождения в состав ВКЛ в 1392–1399 гг.

Волостные привилеи – это господарские листы, статуты, выроки, которые выдавались господарским волостям чаще всего в результате жалобы населения на нарушение «давнины» (древних обычаев) со стороны местной княжеской администрации. Эти привилеи подробно определяли размеры повинностей населения (денежные и натуральные подати, труда, охоты, промыслов, разные работы). В волостные привилеи вписывались такие древние подати как полюдье, дякло, куница, серебщина, заезд, стация, так и новые поборы, которые уже в то время собирались деньгами, а не натурой. Волостные привилеи выдавались до «ласки нашое господарское», т.е. до нового распоряжения великого князя. Таким образом срок их действия не ограничивался. Они заменялись новыми грамотами или в случае игнорирования их местными урядниками великий князь издавал повторные привилеи.

Анализ правовых норм волостных привилеев позволяет сделать вывод, что до XVI в. население волостей пользовалось более широкими правами. В волостных привилеях прослеживаются отголоски более древних правовых обычаев (куница, полюдье и др.). Основным источником волостных привилеев было местное обычное право. Примером волостной грамоты является привелей великого князя литовского Жигимонта I Старого поднепровским и задвинским волостям 2 октября 1511 г.

 

14. Привелеи городам на магдебургское право.

Одним из наиболее распространенных видов привилеев являются привилеи городам на магдебургское право. Жалованными грамотами городам верховная власть обеспечивала их жизнеспособность как центров ремесла и торговли, определяла положение горожан как сословья феодального общества («мещане»). Первыми документами, специально выданными только для горожан были грамоты (привилеи) жителям городов Вильна (1387) и Берестья (1390). В течение XV и XVI вв. грамоты на магдебургское право получили другие крупные города Беларуси: Полоцк (1498), Минск (1499), Новогрудок, Могилев, Пинск, Витебск (1597). В них содержались прежде всего общие, характерные для многих городов правовые нормы. Вместе с тем привилеи регламентировали повинности горожан, которые раньше определялись нормами обычного («звычаёвого») права и которые в разных городах были неодинаковыми. Большое значение в грамотах придавалось нормам, которые устанавливали порядок создания и компетенцию городских органов управления.

Привилеи на магдебургское право ряду городов выдавались по несколько раз (в результате расширения прав, утраты оригинала и т. д.). Так, Могилёв получил магдебургское право в 1561 г., а в 1577 г. – привилей на великое магдебургское право. В публикациях (например, в «Актах Западной России») помещены подтвердительные привилеи без ссылки на то, когда город получил право впервые.

Городская жизнь в ВКЛ была довольно развитой: к середине XVII в. насчитывалось 757 городов и местечек (в том числе на территории современной Беларуси - 462). Крупнейшие города: Вильно, Полоцк, Минск. Города были частновладельческие и королевские (великокняжеские). Последние зачастую получали магдебургское право. Ко второй половине XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (всего более 120). Магдебургское право получали и некоторые частновладельческие города (например, Несвиж).

Первый привилей на магдебургское право был дан великим князем Ягайлой жителям стольного города Вильно 22 марта 1387 г. До конца XVI в. магдебургское право получило 17 городов: Вильно (1387), Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499), Браслав (1500), Волковыск (1503), Новогрудок (1511), Слоним (1531), Речица (1561), Могилёв (1577), Мозырь (1577), Пинск (1581), Несвиж (1586), Кобрин (1589), Витебск (1597).

Магдебургское право предполагало несколько групп привилегий. Во-первых, это экономические льготы горожанам:

- права земельных собственников;

- освобождение от внутренних таможенных сборов;

- право торговли "горелым вином";

- право устраивать ярмарки (приезжие купцы могли продавать на них товары только по установленным оптовым ценам);

- монополия на розничную торговлю в городских пределах. Предполагались значительные привилегии в фискальной сфере;

- перевод горожан с натуральных повинностей на денежные, право самостоятельно раскладывать и взимать повинности;

- постоянная сумма годового налога с города.

В результате мещане дорожили своими привилегиями и по мере сил защищали свой статус как от посягательств наместников, так и от натиска внешних врагов.

Городское население (мещане, "люди посполитые"):

- купцы и мастера ремесленных цехов ("славетные", "учтивые" люди);

- конные мещане (городская верхушка, служившая в ополчении подобно шляхте);

- цеховые подмастерья и ученики;

- мелкие торговцы;

- лёзные люди ("гультяи"; вольные крестьяне, переселившиеся в город и утратившие землю). Они выполняли роль наёмных рабочих, матросов). В частных имениях, относящихся к городской земле, жили "городские" крестьяне (выполняли барщину или оброк).

По Статуту 1588 г. мещанин имел право "до суду земского поветового позвати" панов и бояр, нарушивших его права. Крестьянин, переселившийся в город, обретал личную свободу (через 1—3 года). Внешним признаком привилегированного статуса города был городской герб.

15. Систематизация феодального права Беларуси.

Основные черты феодального права Беларуси.

Источник права, обычай, правовой обычай, санкционирование, правовой акт, система права, систематизация, кодификация, писаное право, естественное право, бежественное право, земское или посполитой право, Судебник Казимира 1468 года, привилеи – общеземские, городские, волостные и др.

В 14-15 веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,

Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя,

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации. Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. божественное, то есть данное богом в священном писании.

2. Естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе. Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, независело от нрмативных госудаственных актов.

3. Человеческе или положительное право, то есть право, созданное людьми. Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою системы, отличную от римского права.

Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.

Первый, «привилейный» этап (ХШ-ХУ вв.), на протяжении которого по мере образования ВКЛ как суверенного феодального государства складывается общеземское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и самих великих князей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.

Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX - первой половине ХП в. вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма).

Второй, «статутовый», этап (XVI век) характеризуется господством общеземского права, которое развивается так динамично, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост городов и дифференциацию городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам грамот на магдебургское право (Волковыску - в 1503, Новогрудку - в 1511, Слониму - в 1531, Речице - в 1561, Радошковичам -в 1569, Могилеву и Мозыру - в 1577, Пинску - в 1581, Витебску - в 1597 годах и т.д.)

Указанные процессы наряду с другими (более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе Великого княжества Литовского, унификации их правового статуса во второй половине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которого невозможно без наличия единого права Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и причин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, цель которой - приспособить феодальное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются 5 основных тенденций, которые как вместе взятые, так и каждая в отдельности являются прогрессивными. Происходит изменение в источниках права: основным источником становится нормативный акт, хотя и правовой обычай во многих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят различные названия (привилеи, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.), различны по действию в пространстве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и принимаются коллегиально высшими органами государства.

Постановления сейма (общего, вального) принимались на совместном заседании шляхты Великого княжества Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст.1), порядок избрания господара (ст.2), его обязанности (ст.5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.6,10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст.8) и другие положения. Всего 28 статей.

Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилеи был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Моги-левской волости в связи с жалобой на державца.

В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийными бедствиями (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города; 3) в связи с произволом администрации; 4) по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми значительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, формирование местного бюджета и др. вопросы. Во всех других видах городских привилеев либо четко определялись подати и повинности, либо мещане частично или полностью освобождались от них на определенный срок. Например, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жителям г. Диены привилеи, по которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилеи был выдан в 1563 г.

 

16. Общая характеристика Статута ВКЛ 1588г.

III Статут Великого Княжества Литовского игнорировал акт Люблинской унии, закреплял независимость Княжества. Он обязывал правительство вернуть отторгнутые от ВКЛ земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей «чужеземцев и заграничников», в том числе поляков, сохранял обособленность государства. В тексте ни разу не упоминается Люблинская уния. По содержанию этого документа ВКЛ выступало самостоятельным государством.

В нем нашла отражение теория разделения власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, должностные лица) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды). Во вступлении подканцлер Лев Сапега сформулировал главную идею правового государства — подчинение всех единому праву.

Свод законов предусматривал ответственность шляхты за убийство простолюдина, запрещал передачу в неволю свободного человека за долги или преступления, ограничивал наказание несовершеннолетних до 16 лет. С другой стороны, Статут защищал интересы феодалов, усиливал их привилегированное положение, окончательно закрепостил крестьян.

III Статут ВКЛ составлен на старобелорусском языке, который понимало большинство жителей страны. Кстати, первая статья IV раздела определяла государственный статус старобелорусского языка.

После смерти Стефана Батория новый кандидат на трон Речи Посполитой шведский принц Сигизмунд Ваза хотел заручиться поддержкой на сейме представителей ВКЛ. Поэтому он согласился утвердить Статут, поскольку польские послы не желали рассматривать этот документ на вальных сеймах. На белорусских землях Статут 1588 г. как свод законов действовал вплоть до 1840 г.

Статут 1588 г. законодательно оформил сохранение Великого княжества Литовского как государства вопреки акту Люблинской унии. В этом главное значение его государственно-правовых норм. Составители Статута не внесли в его ни одной нормы, которая могла бы повредить государственной самостоятельности. Нормы государственного права со Статута 1566 г. были полностью перенесены в Статут 1588 г., они были лишь чуть уточнены и дополнены. Составители нового Статута словно не заметили или не поняли акта Люблинской унии о включении Великого княжества в склад Польши. А такие отношения до решения Люблинского сейма 1569 г. яркое свидетельство того, что шляхта княжества, которая участвовала в работах сеймов, вражески подходила к вопросу слияния с Польшей. Шляхта хотела лишь такого соединения, при котором ВКЛ оставалось б самостоятельным, т.е. она соглашалась на тесный союз двух равноправных государств, а не на ликвидацию последнего. Статут 1588 г. был подготовленный в время царствования великого князя и короля Стефана Батория (1576-1586) на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами, работой каких управляли А.Б. Волович и Л.И. Сапега. Они занимали в то время соответственно должности канцлера и зам канцлера Великого княжества Литовского.

Система Статута была составлена так разумно, что в его были включены нормы государственного (конституционного) права, чего в то время не было ни в одному европейском государстве, административного, военного, судо-процессуального, брачно-семейного и опекунского, государственного, наследственного, земельного, лесного и охотничьего, уголовного.

В этом законодательном акте отобразились государственно-правовые идеи того времени и даже те, что опережали время, выявилась богатая правовая культура белорусского народа, ведь составлен он был на белорусском языке и правовая лексика была положена в его основу. Языком Статута гордились его современники.

Статут 1588 г. имел 14 разделов и 488 статей. В I-ІV разделах находились нормы государственного права и судебного строя, в V-Х и, частично, в XIII - брачно-семейного, земельного и гражданского права, в ХІ-ХІІ, XIV и, частично XIII - уголовного права. Надо заметить, что нормы государственного права в Статут 1588 г. были почти полностью перенесены из Статута 1566 г. с некоторыми уточнениями и дополнениями. Они юридически закрепляли отношения, какие сложились между ВКЛ и Польшей впоследствии 1569 г.[2]

Статут 1588 г., как и два предыдущих (1529 и 1566 гг.), в первую очередь защищал феодальный правопорядок и самих феодалов. Тем не менее он был весьма прогрессивным для своего времени, ибо включал нормы, свидетельствующие о зарождении нового, буржуазного, правосознания. Наиболее ярко это проявилось в провозглашенных им принципах равенства всех перед законом; ответственности за совершенное преступление только в судебном порядке; индивидуализации наказания («нихто иный ни за чый выступ и вчинок не был каран, тольки каждый сам за свой выступ маеть терпети и каран быта»); применения только предусмотренной законом меры наказания и соразмерности наказания содеянному.

 

17. Государственное право ВКЛ в 16 веке.

Основополагающим в государственном праве принадлежала идея верховенства закона. Закреплялась выборность монарха, ограничение его власти. Закреплялся демократизм во многих его проявлениях. В правовых нормах всех трех Статутов ВКЛ отстаивались идеи суверенитета гос-ва, территориальной целостности, право занимать должности в гос органах только гражданам ВКЛ.

Характеристика конституционного (гос) права по Статуту 1529 года

Статут 1529 года был написан на белорусском языке и являлся основой для последующих Статутов. Был доступен для народа. Похожего сборника не существовало даже в Европе.

Основными источниками Статута 1529 года:

.законодательные акты ВКЛ;

.обычное право белоруских земель;

.судебно-административная практика гос органов;

.нормы римского и церковного права;

.нормы писаного права, изложенные в ранее принятых грамотах;

.нормы древних источников права и иностранное право [4, с.37].

Статут 1529 года запретил пользоваться обычным правом, но в них имелась оговорка, что в случае неурегулированности определенных гражданских отношений нормами Статута, разрешалось обращаться к нормам обычного права.

В этом законнике конституционные нормы закрепляли следующее:

.ограничение власти великого князя. Все вопросы он обязан был решать с одобрения панов-радных;

.князь обещал сохранить территориальную целостность гос-ва, не назначать на гос должности чужеземцев, придерживаться законов и традиций, поддерживать правовой порядок в гос-ве.

В соответствии со Статутом великий князь явл высшим гос чиновником, у которого были не только права, но и обязанности.

В законнике не было юридически закреплено разделение властей, однако, идея уже существовала.

В разделе III очень полно регламентировались права шляхты, что свидетельствовало о существовании норм, в которых говорилось о неприкосновенности личности.

Статут также дополнил некоторые положения о защите территории гос-ва, военной службе и др, кот ранее были изложены в общеземских грамотах.

Законом запрещалось раздавать земли, гос должности, поместья чужеземцам.

В Статуте 1529года была предусмотрена и гарантия справедливости судебных решений. Появлялось право на обжалование судебных решений. Вводился институт адвокатуры, а также устанавливались принципы от-ти каждого за свою вину, в соответствии с законом в судебном порядке. Эти положения уже содержали элементы презумпции невиновности.

Создание такого законодат акта как Статут 1529 года явилось большим рывком в развитии всей правовой системы того времени, который во многом повлиял на формирование нашего современного зак-ва.

Характеристика конституционного (гос) права по Статуту 1566 года

Статут 1566 года, как и Статут 1529 года, содержал положения о единстве права и приоритете писаного права на всей территории гос-ва. Также Статутом ограничивалась власть великого князя.

Основными источниками Статута 1566 года были:

.Статут 1529 года;

.судебно-административная практика;

.римское право (классическое и переработанное);

.каноническое и церковное право;

.общеземские и областные привилеи;

.некоторые нормы обычного права

.Судебник 1468 года [4, с.40].

Именно этот Статут юр закрепил независимость ВКЛ от Польши.

В Статуте были закреплены такие принципы как:

.равенства всех перед законом;

.гос суверенитета;

.приоритета писаного права.

Впервые было прописано отделение суда от органов власти и управления. Для этого образовывались земские и подкоморные суды, которые были основаны на принципах социального неравенства населения.

Первые три раздела этого законника содержали в себе нормы конституционного права, хотя в других разделах также встречались эти нормы. Эти нормы закрепляли суверенитет гос-ва, определили гос территорию, порядок образования и действия разных гос органов, защищали интересы крупных феодалов и гарантировали им права и преимущества в гос управлении. Важное значение имели нормы, которые ограничивали власть великого князя и регулировали порядок принятия новых законов.

Во главе гос-ва стоял великий князь. Он был представителем гос-ва, как во внешней, так и во внутренней политике гос-ва. Не смотря на свою ограниченность во власти, он мог без решения сейма начать войну или установить налоги на военные нужды, мог выдавать законы.

Также как и в Статуте 1529 года, Статут 1566 года запрещал наделять чужеземцев почетными званиями, дарить им поместья, назначать на гос должности.

В Статуте также получил развитие такой принцип как от-ть каждого только за свои деяния.

Статут полностью запретил пользоваться обычным правом и потребовал обращаться только к статутовым нормам.

Более широко и полно регламентировал деят-ть высших органов гос-ва, таких как великий князь и Рада, но окончат закрепил законодат функцию Сейма. В Статуте говорилось о составе и компетенции Сейма, о порядке избрания поветовых депутатов на Сейме, о деятельности поветовых сеймиков. Власть князя ограничивалась Радой и Сеймом, без согласия кот он не имел права начать войну, ввести новые налоги и принимать новые законы.

Характеристика конституционного (гос) права по Статуту 1588 года

Статут 1588 года явл конституцией гос-ва. В нем более подробно, чем в др Статутах, были изложены принципы огранич власти великого князя, единства права на всей территории гос-ва и в отношении всех свободных людей, приоритет писаного права.

Основными источниками Статута 1588 года были:

.Статуты 1529 и 1566 годов;

.сеймовые постановления;

.великокняжеские привилеи;

.постановления поветовых сеймиков.

Статут 1588 года содержал в себе такие конституционные принципы как:

.суверенитет государства и народа;

.равенство всех свободных перед законом;

.право человека на имущество, на жизнь, на судебную защиту.

Также как и другие законодательные акты, Статут 1588 года содержал нормы, которые закрепляли территориальную целостность гос-ва и ее неприкосновенность, тем самым объявлялся суверенитет ВКЛ наперекор Люблинской унии.

Статут повышал права всех категорий граждан: все участвовали в выборах великого князя, однако, крестьяне не допускались на Сейм. Все имели право судиться статутовыми нормами. От-ть личности за совершение Пнарушения осуществлялась только в суде в соответствии с законом.

Закон стремился защитить не только сословные права личности, но и личностные права и интересы каждого свободного человека.

Про этот законник можно сказать, что он пронизан идеей правового гос-ва. Он закреплял в себе разделение власти: законодат власть принадлеж Сейму, исполнит закреплялась за великим князем и Радой, а судебная - судам.

В нормах Статута говорилось о том, что, независимо от сословия, всем гарантировалось равенство перед законом, о чем великий князь давал особую присягу.

Также и в Статуте 1588 года, как и в двух предыдущих Статутах, закреплялся принцип от-ти каждого только за свои проступки. Закреплялось положение о запрете наделять чужеземцев чинами, землями, поместьями, также вводилось положение о запрете оседлости приезжим людям.

В Статуте было прописано, что все должностные лица должны соблюдать законы, действовать в соответствии с ними.

Статут регламентировал, какие вопр великий князь может решать самостоят, а какие вместе с Радой или Сеймом.

Для вывода можно сказать, что Статут 1588 года закончил кодификацию права в ВКЛ. Этот законодательный акт был очень богат на правовые идеи и принципы, что подтверждает его важность. Статуты законод закрепили и развили главные идеи и принципы, которые человечество разрабатывало на протяжении всего своего существования. Одновременно они переделали и усовершенствовали многие конституционные положения предыдущих законодат актов.

 

 

18. Гражданское право ВКЛ в 16 веке.

Институты гражданского права ВКЛ (правоспособности, дееспособности, обязательство, лица, собственности и т.п.) входили в редакцию трех Статутов ВКЛ. Уже в Статуте 1529 года все имущество делилось на недвижимое и движимое. Существовало понятие правоспособности, которое гарантировало мещанам, шляхте, простым людям совершать какие-либо действия. Но не для всех она была одинаковой, определялась в основном гражданской, сословной, религиозной принадлежностью.

Дееспособность наступала с 15 лет для женщин, а с 18 лет для мужчин. Собственность на землю была трех видов: купленница, выслуженная земля и отчина, или дединец. Известны также договоры купли-продажи, залога, займа и др. Существовал десятилетний срок давности.

Большинство институтов гражданского права (лица, собственность, вещи, обязат-ва, давность, Пспособность, дееспособность и др) нашли довольно полное отражение во всех трёх Статутах. Как и во всех др феодальных гос-вах, Пспособность людей в ВКЛ в XVI в. не была одинаковой. Она зависела не только от гражданства и сословной принадлежности, но и от национальной, религиозной принадлежности. Более того Пспособность не была одинаковой даже у представителей одного и того же сословия, например, простых людей, мещан. Что же касается Пспособности, то она была столь разнообразной, сколь разнообразно это сословие по своим соц группам. Наибольшей Пспособностью обладала шляхта, а наименьшей челядь дворовая. Полностью лишались гражданских прав лица, осуждённые к изгнанию из страны (выволанцы). Дееспособность по Статусу 1529г. наступала для девушки с 15, а для юноши с 18лет., а по Статусу 1588г для девушки с 13 лет. В Статусах нет определения понятия право собственности, но из анализа его норм можно заключить, что законодатель понимает под ним право пользования, владения и распоряжения им-вом, хотя объём распоряжения различен в силу существования различных видов собственности: отчины (детины), купленины, выслуженные земли. Распоряжение отчинами и выслуженными имениями по Статусам 1529 и 1566гг. были ограниченным, в то время как имениями купленными можно было распоряжаться свободно. И только Статусом 1588г. закреплялась свобода распоряжения собственностью независимо от её вида. Введение в товарооборот земельной собственности без всяких ограничений взорвало феодальные экономические отношения и способствовало более быстрому развитию буржуазных отношений.

Вещное право в Статутах было разработано довольно обстоятельно. Уже в Статуте 1529г. законодатель рассматривает вещь главную и второстепенную, недвижимую и движимую. К недвижимым вещам отнесены замки, имения, скот, орудия производства, челядь, ибо это «не есть речь рухомая, але при имнении лежачое». К главным вещам относились земля, пущи, ловы, имения и др вещи, а к второстепенным – скот, челядь, оружие и др. Только феодалы (шляхта, духовенство) имели право собственности на землю, но они были в некоторой степени ограничены в распоряжении ею до принятия Статута 1588г. В Статутах много внимания уделено такому институту гражданского права, как обязательства, которые делятся на обязательства, вытекающие из Пнарушения (потрава посёлов и тд) и из договоров. При этом уже в Статусе 1529г. чётко предусмотрен порядок заключения договоров (купли-продажи, залога, займа). Так договор займа до 10 коп грошей мог заключаться в устной форме, а свыше этой суммы – только в письменной форме. И если займ свыше 10 коп грошей совершён в устной форме, то в случае рассмотрения иска в суде истец «што будет вышей 10 коп грошей позычоно без листу, маеть тратити» (разд X, арт. 3).

Срок исковой давности во всех Статутах установлен 10 лет, но есть исключение для договора залога. Статут 1529г. устанавливает, что «каждая застава давности земное не мела», если договор заключён на определённый срок «под страченьем», т.е. с особой оговоркой об утрате имения, если долг не будет возвращён в указанный в договоре срок. Но следует иметь в виду, сто наряду с нормами Статусов гражданско-правовые отношения регулировались и др нормативными актами и даже обычным правом. Однако, исходя из анализа норм Статутов, можно предположить, что при коллизии различных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, преобладали нормы Статуса.

 

19. Семейное право ВКЛ в 16 веке.

Брачно-семейное право по Статутам 1529, 1566, 1588 гг.

Одной из прогрессивных черт феодального права ВКЛ является и то, что многие аспекты брачно-семейных отношений регулируются светским писаным правом, а не только церковным и обычным.

Для развития брачно-семейного права XVI в. характерно расширение вмешательства светской власти в регулировании вопросов брака, семьи, наследования, опеки, завещаний и др. И хотя в Статутах не все институты брачно-семейного права нашли отражение, но основные из них (порядок выдачи замуж и правовое его оформление, права детей (сыновей и дочерей) и матери-вдовы на наследство, основания заключения и расторжения брака и другие) в той или иной мере регламентированы. Нормы брачно-семейного права содержатся в Статуте 1529 г. в основном в разделе IV “Об поглаве женской и о выправу девок” и V “Об опеке”, а в Статутах 1566 и 1588 г. добавляется ещё один раздел VIII “О тестоментах”, в котором обстоятельно рассматривается вопрос о порядке составления завещания, его содержание и т.д. В Статуте 1588 г. круг регламентерованых вопросов значительно расширяется не только за счёт раздела VIII, но и за счёт новых положений в прежних разделах. Так, светское право затрагивает вопрос о причинах расторжения брака, например, кровное родство (разд. V, арт. 20), осуждение лица за государственную измену (разд. II, арт. 5) и др., уточняет компетенцию светского и духовного судов по делам о расторжении брака (разд. V, арт. 22) и содержит другие новые положения.

Сравнительный анализ правовых норм Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. свидетельствует, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светской власти и светского права в регулировании указанных общественных отношений возрастала. Обе эти тенденции раскрывают прогрессивный характер развития брачно-семейных отношений в целом, хотя оно содержало и ряд негативных черт: признавался законным только церковный брак, братья и сёстры не были равны в правах на наследство, наличие негативных последствий для брачующихся в случае закрепления брака без согласия родителей и другие, которые характерны для любого, как правило, феодального права.

По закону юридически правильным признавался только церковный брак с согласия родителей. Брачным возрастом для мужчин было 18 лет, для женщин 15, а по Статуту 1588 года с 13 лет.

 

20. Уголовное право ВКЛ в 16 веке.

Уголовное право по Статутам 1529,1566, 1588 гг.

Все институты данной отрасли права в трёх Статутах получили довольно полное отражение. Его нормы содержатся в специальных разделах, например в Статуте 1529 г. - в разделах IX, ХІ-ХІП, в Статуте1588 г. - в разделах X-XIV, и только небольшое число норм его содержится в других разделах. Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессивные положения, опережающие своё время и больше характерные для буржуазного права. К таким положениям относятся:

- принцип равенства всех перед законом - Статут 1529 г.;

- принцип от-ти только по закону - Статут 1529 г;

- принцип от-ти только за вину (отвечает за правонарушение «только тот, который винен» - Статут 1529 г. ; принцип соразмерности наказания тяжести совершенного Пнарушения (виновные «мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов своих» - Статут 1529 г. и др. Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они не были «случайными», а стали основополагающ принципами УП 16 ст.

Ни один из Статутов не содержит четкого определения понятия преступления, но из сравнительно-правового анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вывод, что законодатель признает преступлением противоправное, виновное действие (бездействие), несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на общественный строй, собст-ть, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия «преступление» обусловило и отсутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое кол-во слов, означающих уголовно-наказуемое действие (бездействие): выступ, вина, своволенство, неслушеньство и др. Но как бы не называлось правонарушение уголовное в XVI в., для него всегда характерна одна сущностная черта - противоправность.

Классификация преступлений (по объекту и по степени общественной опасности свидетельствует о продуманной и сравнительно гуманной для своего времени карательной политике. О гуманизме УП говорит и та обстоятельность, с которой законодатель разработал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, спец, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель; при установлении объективной стороны принималось во внимание само действие (бездействие), последствия, причинная связь, рецидив и конкретные условия совершения правонарушения: место, способ, время и т.д.)

Гуманизм УП ВКЛ в XVI в. проявлялся и в том, что постоянно повышается возраст У от-ти (по Статуту 1566 г. - с 14 лет, а по Статуту 1588 г. - с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении кот дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г., разд. XI, арт. 52).

В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законодатель, используя различные слова («каранья», «вина», «покута» и др.), определяет наказание как зло или страдание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание - это кара, установленная законом, за причинённое зло потерпевшему, мера гос принуждения. Она проявляется в ограниченном либо полном лишении прав осуждённого, в причинении ему физ страданий, мат лишениях и т.д. Диапазон наказаний по Статуту 1588 г. весьма широк: от смертной казни в различных её формах до штрафа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств состава преступления. Кроме того, оно зависело от соц принадлежности потерпевшего, т.е. наказание носило ярко выраженный классовый характер. Так, за убийство шляхтича взыскивался штраф в размере 100 коп грошей, и виновный присуждался к смертной казни (разд. X, арт. 27), а за крестьянина - 25 коп грошей и смертная казнь (разд. XII, арт. 2 Статута 1588 г.). Классовый характер УП проявлялся и в том, что за аналогич Пнарушение представители привилегир сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди.

Оценивая УП ВКЛ в XVI в., в целом можно сказать, что оно содержит как прогрессивные положения, многие из которых опережали свое время, так и негативные черты, свойственные любому феодальному праву (публичность осуществления наказания, жестокость некоторых форм смертной казни: четвертование, сожжение и др., наличие телесных наказаний, объявление виновного вне закона и изгнание за пределы государства и др.).

Нормы Статута - это яркое подтверждение проявления закона диалектики - единство и борьба противоположностей, ибо в ВКЛ в XVI в. господствовал феодализм, но в недрах его уже формировались , новые общественные отнош - буржуазные. Это переломное время, в котором находилось феодальное об-во, и отразилось в Своде законов, каким явл Статуты 1529, 1566, 1588 г.

 

21. Процессуальное право ВКЛ в 16 веке.

Процессуальное право по Статуту 1588 г. было единым для гражданских и уголовных дел, процесс носил исковой характер. Стороны носили наименования сторона поводовая (истец) и сторона отпорная (ответчик). По нормам состязательного процесса истец (обвинитель) обязан был сам собирать и доставлять в суд доказательства. В случае, если предъявленное им обвинение в суде не было доказано, то сам обвинитель мог быть наказан судом. На любой стадии процесса истец мог отказаться от иска, заключить мировую сделку или помиловать преступника. Роль суда была сравнительно пассивной. Принимались все меры для поиска и наказания преступников (независимо от заявления потерпевшего) только за наиболее тяжкие преступления.

Субъекты процесса имели разную процессуальную Пспособность, которая зависела от сословной принадлежности. Процессуальные права сторон в суде были довольно широкими и давали им возможность активно влиять на весь ход процесса.

Адвокаты (прокураторы) (как профессиональные защитники чужих интересов в суде) известны на Беларуси с начала XVI в. Согласно Статуту 1588 г., адвокат должен был добросовестно выполнять свои обязанности. Измена своему клиенту рассматривалась как измена слуги своему пану и могла наказываться смертью. За плохое ведение дела адвокату грозило тюремное заключение и возмещение всех убытков, которые по его вине нёс клиент.

В процессуальном праве ВКЛ господствовала теория формальных доказат-тв, основанная на заранее определённой в з-не силе доказ-в, кот делились на "зупольные" (совершенные) и "незупольные" (несовершенные). Кол-во и качество их было определено в з-не для каждой категории дел. По значимости док-ва располагались в след порядке: собственное признание; доводы листовные (письменные док-ва); сведки (свидетели); присяга. Применение пытки ("катования") ограничивалось; окончательно пытки были отменены в 1776 г.

Ответчик, признавший иск или обвинение, лишался права подать жалобу на постановление суда, в основу которого было положено признание. Учитывались следующие требования к свидетелям:

не принимались во внимание показания лиц, ранее осуждённых за тяжкие преступления, признанных судом лжецами и клеветниками;

не учитывались показания слуги против своего господина, крестьянина — против феодала;

из числа свидетелей исключались "дурни" и "шалёныя", выволанцы (изгнанники из страны);

не учитывались показания лиц, заинтересованных в исходе дела.

Согласно Статуту 1588 г., по некоторым уголовным делам должностные лица должны были возбуждать обвинение и проводить предварит следствие, не ожидая заявления от потерпевшего или заинтересованных лиц. Такое следствие (шкрутиниум) проводилось поветовым старостой или его заместителем и судьёй или писарем гродского суда. Допрос свидетелей и подозреваемых проводился в присутствии возного и 2-х понятых шляхтичей, не имеющих отношения к делу. Такой порядок следствия и допроса позволял избежать злоупотреблений должностных лиц на данной стадии процесса.

Судебный процесс начинался с протестации – подачи в суд иска. На её основе составлялась позва (вызов ответчика в суд). В ней излагались требования или обвинения, факты, доказательства, а также указывалось время, в которое обе стороны должны были явиться в суд. Содержание позвы записывалось в судебную книгу, а копия, подтвержденная печатью и подписью писаря, вручалась другой стороне. Уважительными причинами неявки по первой позве были болезнь, земская служба, одновременный вызов по двум делам.

В один судебный день каждой стороне давалось два раза по одному часу на обдумывание возражений на доводы другой стороны. Решение суда (вырок) выносилось не позднее чем через 3 дня после представления сторонами всех доказательств. О желании подать апелляцию (отозву) требовалось сообщить немедленно, иначе судебное решение приобретало законную силу.

 

22. Судебная система ВКЛ в 16 веке.

Система судебных органов в Беларуси складывалась постепенно, но в завершенном виде сформировалась в XVI в., когда создаются и получают законодательное закрепление такие суды как земские, подкоморские и Главный суды. Что же касается других действовавших в XVI