Базовая структура программы на Java.
Е.Г.Канель, В.М.Фрайман
«Основы компьютерных наук»
Для средней школы
JAVA
Оглавление
Раздел №1. Краткая история и перспективы языка Java. 3
Раздел №2. Базовая структура программы на Java. Значение комментариев при написании программы Этапы работа: написание, отладка, прогон. 7
Раздел №3. Переменные и основные типы переменных. Объявление и инициализация переменных 18
Раздел №4. Немного про символьные и строковые типы.. 25
Раздел №5. Команды вывода и ввода информации. 26
Раздел №6. Присвоение данных между переменными разных типов (приведение типов, casting). Специальные операторы. 36
Раздел №7. Вычисление частного и остатка. 45
Раздел №8. Команда выбора (ветвления) 50
Раздел №9. Короткий оператор выбора (if без else) 52
Раздел №10. Стандартная команда выбора (if…else) 54
Раздел №11. Простая команда выбора с блоком (блоками) 55
Раздел №12. Команда if со сложным условием.. 57
Раздел №13. Булевы значения и переменные. 61
Раздел №14. Наиболее используемые функции библиотеки Math. Использование функции random – работа со случайными числами. 63
Раздел №15 (часть 1). Команды повтора – Цикл for. 68
Раздел №15 (часть 2). Команды повтора – Цикл for. 75
Раздел №16. Вычисления с использованием команды повтора – Цикл for. 79
Раздел №17. Вычисления с использованием команды повтора – Цикл for. 81
Раздел №18. Определение минимума и максимума в циклах – Цикл for. 85
Раздел №19 (часть 1). Структура и использование цикла while. 89
Раздел №19 (часть 2). Структура и использование цикла do…while. 95
Раздел №20. Вложенные циклы.. 96
Раздел №21. Методы.. 99
Раздел №22. Массивы.. 106
Раздел №23 (часть 1). Массивы и методы.. 115
Раздел №23 (часть 2). Массивы и методы.. 121
Раздел №24 (часть 1). Массивы счетчиков. 126
Раздел №24 (часть 2). Массивы сумматоров. 130
Раздел № 25. Массив массивов. 131
Раздел №1.
Краткая история и перспективы языка Java.
Строго говоря, для знакомства с историей языка Java человек, владеющий самыми минимальными навыками работы на компьютере, в том числе и основными навыками поиска информации в Интернете – не нуждается в этой книге. Достаточно набрать практически в любой поисковой машине фразу "история языка Java" или что-то подобное этой фразе – и к вашим услугам будут миллионы ссылок. Разумеется, практически все они будут содержать сравнительно мало различающиеся между собой тексты – просто потому, что история этого языка все еще достаточно коротка.
Язык Java в самом своем "зародышевом", первоначальном варианте начал создаваться группой разработчиков в 1991 году – и цель перед собой эта группа ставила достаточно скромную. Речь шла всего-навсего о создании компьютерного языка, с помощью которого можно было бы и просто, и, одновременно, универсально решить проблемы программирования бытовых приборов, имеющих встроенные микропроцессоры.
Прошло менее десятка лет и оказалось, что из сравнительно скромной задачи "вырос" один из самых мощных инструментов сегодняшнего мира программирования. Интернет, мир мобильных телефонов (и, в первую очередь, смартфонов), мир планшетных компьютеров, самых разных и совершенно неожиданных устройств – сегодняшняя сфера приложения языка Java. И практически ни у кого нет сомнения, что сфера использования и применения языка Java будет постоянно расширяться.
Вот как изложил первый этап работы по созданию языка Java (с 1991 по 1995, когда и было официально объявлено о создании языка Java) один из его создателей, Майкл О'Коннелл, в статье "Java: The inside story", написанной им для журнала SunWorld Online в июле 1995 г. Полный вариант статьи на английском языке можно найти по адресу http://www.sun.com/sunworldonline/swol-07-1995/swol-07-java.html.
История разработки языка Java, изложенная Патриком Нотоном.
5 декабря 1990 г. - Нотон отказывается от предложения перейти в компанию NeXT и начинает работу в компании Sun над проектом, получившим впоследствии название Green.
15 января 1991 г. - Совещание типа мозгового штурма по проекту Stealth (названном так Скоттом Макнили) в Аспене, в котором участвовали Билл Джой, Энди Бехтолсхейм, Уэйн Розинг, Майк Шеридан, Джейм Гослинг и Патрик Нотон.
1 февраля 1991 г. - Гослинг, Шеридан и Нотон всерьез берутся за работу. Нотон занимается графической системой Aspen, Гослинг - идеями языка программирования, Шеридан - бизнес-разработкой.
8 апреля 1991 г. - Переезд по новому адресу и разрыв прямого соединения с локальной сетью (и большинством других средств связи) компании Sun; проект продолжается под названием Green.
15 апреля 1991 г. - К проекту Green присоединяются Эд Фрэнк (архитектор системы SPARCstation 10), Крейг Форрест (дизайнер чипа SS10) и Крис Уорт (разработчик системы NeWS).
Май 1991 г. - Эд Фрэнк присваивает прототипу аппаратуры название *7 (или Star7; *7 - код, который было необходимо набрать в офисе Sand Hill, чтобы ответить на любой звонок с любого телефона).
Июнь 1991 г. - Гослинг начинает работу над интерпретатором Oak, который через несколько лет (при поисках торговой марки) переименован в Java.
1 августа 1991 г. - Осуществлено объединение Oak и Aspen; заработала их первая реальная программа.
19 августа 1991 г. - Коллектив разработчиков Green демонстрирует идеи базового пользовательского интерфейса и графическую систему сооснователям компании Sun Скотту Макнили и Биллу Джою.
17 октября 1991 г. - Шеридан и Нотон присваивают конструкторской философии своего коллектива девиз "1st Person", который со временем становится названием компании.
17 ноября 1991 г. - Офис проекта Green снова подключается к главной сети компании Sun линией на 56 Кбит/с
1 марта 1992 г. - К проекту Green присоединяется Джонатан Пейн, который позднее участвует в написании HotJava.
Лето 1992 г. - Интенсивная деятельность по доработке Oak, Green OS, пользовательского интерфейса, аппаратуры Star7 и соответствующих компонентов.
4 сентября 1992 г. - Завершена разработка устройства Star7; оно продемонстрировано Джою и Макнили.
1 октября 1992 г. - Из компании SunLabs переходит Уэйн Розинг, принимающий на себя руководство коллективом.
1 ноября 1992 г. - Организована корпорация FirstPerson.
15 января 1993 г. - Коллектив переезжает в Пало Альто в здание, где раньше находилась лаборатория Western Research Lab компании DEC и была основана исходная группа Hamilton Group (она же OSF).
15 марта 1993 г. - После ознакомления с результатами испытаний кабельного интерактивного телевидения, проведенных компанией Time Warner, корпорация FirstPerson сосредотачивается на этой тематике.
Апрель 1993 г. - Выпуск первого графического браузера для Internet - Mosaic 1.0, разработанного в центре NCSA.
14 июня 1993 г. - Компания Time Warner продолжает проводить свои испытания интерактивного кабельного ТВ с компанией SGI, несмотря на признанное превосходство технологии компании Sun и уверения, что Sun выиграла эту сделку.
Лето 1993 г. - Нотон пролетает 300 тыс. миль, продавая Oak всем, занимающимся бытовой электроникой и интерактивным телевидением; тем временем темп, с которой люди получают доступ к Internet, головокружительно нарастает.
Август 1993 г. - Через несколько месяцев многообещающих переговоров с компанией 3DO относительно разработки ОС для приставок, президент 3DO Трип Хокинс предлагает купить технологию. Макнили отказывается, и сделка срывается.
Сентябрь 1993 г. - К коллективу присоединяется Артур Ван Хофф, поначалу - чтобы создать среду разработки приложений, предназначенных для интерактивного телевидения, а потом разрабатывающий, главным образом, сам язык.
7 декабря 1993 г. - Экспертиза операций на высоком уровне в FirstPerson обнаруживает, что эта группа не имеет реальных партнеров или маркетинговой стратегии и неясно представляет себе дату выпуска.
8 февраля 1994 г. - Отменено публичное заявление компании FirstPerson о выпуске, которое должно было состояться на конференции Technology, Entertainment and Design (TED).
17 февраля 1994 г. - Исполнительным лицам компании Sun для разносторонней экспертизы представлен альтернативный бизнес-план корпорации FirstPerson по разработке мультимедийной платформы для CD-ROM и онлайновой работы.
25 апреля 1994 г. - Создана компания Sun Interactive; в нее переходит половина сотрудников FirstPerson.
Июнь 1994 г. - Начат проект Liveoak, нацеленный Биллом Джоем на использование Oak в крупном проекте небольшой операционной системы.
Июль 1994 г. - Нотон ограничивает область применения проекта Liveoak, просто переориентировав Oak на Internet.
16 сентября 1994 г. - Пейн и Нотон начинают писать WebRunner - браузер типа Mosaic, позднее переименованный в HotJava.
29 сентября 1994 г. - Прототип HotJava впервые продемонстрирован исполнительным лицам компании Sun.
11 октября 1994 г. - Нотон уходит в компанию Starwave.
Осень 1994 г. - Ван Хофф реализует компилятор Java на языке Java. (Ранее Гослинг реализовывал его на языке С).
23 мая 1995 г. - Компания Sun официально представляет Java и HotJava на выставке SunWorld '95.
Раздел №2.
Базовая структура программы на Java.
Значение комментариев при написании программы
Этапы работа: написание, отладка, прогон
Базовая структура программы на Java.
Программа на языке Java – это набор указаний, которые язык исполняет, чтобы была достигнута определенная цель (как правило, поставленная в задании).
Программа на языке Java называется классом, а собственно текст класса часто также называют кодом.
Следует иметь в виду, что язык Java – "чувствительный к размеру букв". Это означает, что составляющие кода должны быть записаны с использованием букв того размера (большие или маленькие), как это оговорено и установлено в правилах языка. Следует обращать на это каждый раз внимание, так как запись кода с буквами "не того размера" является одной из самых распространенных ошибок, особенно на начальном этапе.
Классы могут быть практически любого размера и уровня сложности, но существует минимальный код, состоящий из таких составляющих, которые являются обязательными для любого класса. Мы будем называть такой код базовым кодом или минимальным классом, то есть классом с таким кодом, меньше которого быть в классе просто не может.
Приведем этот класс, а также сопроводим его пояснениями к каждой его составляющей.