Дисциплины «Культурология».
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Изучение культурологической проблематики способствует расширению познавательных способностей студентов в гуманитарной сфере и интенсифицирует их ценностно-ориентационную деятельность. Изучая специфику мира культуры, а также давая общую картину развития русской и мировой культуры, культурология помогает понимать закономерности культурного процесса, ориентироваться в сложной современной социокультурной ситуации, что важно для профессионального совершенствования в информационную эру. Курс «Культурология» несет значительное воспитательное значение, формирует такие важные качества, как толерантность, уважение культуры «другого».
Цели освоения дисциплины «Культурология»:
Цель теоретического раздела курса – познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом, раскрыть существо основных проблем современной культурологии.
Цель исторического раздела – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.
Задачи освоения дисциплины «Культурология»:
- проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация»;
- рассмотреть представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;
- осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа;
- рассмотреть историко-культурный материал, исходя из принципов цивилизационного подхода;
- выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины «Культурология».
Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование следующих основных общекультурных компетенций (ОК):
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- методы культурологических исследований;
- основные понятия культурологии;
- особенности становления и развития культуры;
- основные исторические типы культуры.
уметь:
- применять для анализа теоретических проблем материал истории культуры;
- выделять типологические черты культур;
- обосновывать свою точку зрения в трактовке закономерностей развития и функционирования культуры;
владеть:
- навыками аргументации и участия в дискуссиях на культурологические темы.
- навыками написания рефератов и самостоятельных работ по культурологии.
- набором наиболее распространённой культурологической терминологии и навыками её точного и эффективного использования в устной и письменной речи.
- навыками работы с документальными источниками.
Историко-культурологический материал требует от студентов большой самостоятельной работы с дополнительной литературой по искусствознанию, этике, истории и теории культуры соответствующего периода.
Курс предусматривает посещение музея промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина, музеев Б.И. Пророкова и А.И. Морозова, музея Ивановского ситца, Ивановского областного художественного музея.
В данном учебно-методическом пособии для студентов приведена программа курса, дополнительная литература, темы для устного собеседования, вопросы к зачету и для самоконтроля, краткий терминологический словарь, проверочные тесты, задания после посещения музеев города Иваново.
Тематическое планирование курса:
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | |
Лекции | Семинары | ||
1. | Раздел 1.Теоретическая культурология | - | |
Теория культуры. | - | ||
2. | Раздел 2.Историческая культурология. Мировая культура. | - | |
Возникновение и ранние формы культуры. | - | ||
3. | Культура древних цивилизаций. | - | - |
4. | Античность как тип культуры. | - | - |
5. | Культура средних веков и европейского Возрождения. | - | - |
6. | Тенденции мировой культуры ХVII-XIX вв. | - | - |
7. | Своеобразие мировой культуры XX в. | - | |
8. | Раздел 3.Отечественная культура. | ||
Культурологические проблемы развития России. | - | ||
9. | Культура России допетровского времени. | - | - |
10. | Русская культура ХVIII века. | - | - |
11. | Самодержавие как феномен русской культуры. | - | - |
12. | Русская культура XIX - начала XX вв. | - | - |
13. | Советская культура. | - | |
14. | Современная отечественная культура. | - | |
Итого: |