Дисциплины «Культурология».

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Изучение культурологической проблематики способствует расширению познавательных способностей студентов в гуманитарной сфере и интенсифицирует их ценностно-ориентационную деятельность. Изучая специфику мира культуры, а также давая общую картину развития русской и мировой культуры, культурология помогает понимать закономерности культурного процесса, ориентироваться в сложной современной социокультурной ситуации, что важно для профессионального совершенствования в информационную эру. Курс «Культурология» несет значительное воспитательное значение, формирует такие важные качества, как толерантность, уважение культуры «другого».

Цели освоения дисциплины «Культурология»:

Цель теоретического раздела курса – познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом, раскрыть существо основных проблем современной культурологии.

Цель исторического раздела – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.

Задачи освоения дисциплины «Культурология»:

- проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация»;

- рассмотреть представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;

- осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа;

- рассмотреть историко-культурный материал, исходя из принципов цивилизационного подхода;

- выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины «Культурология».

Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование следующих основных общекультурных компетенций (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- методы культурологических исследований;

- основные понятия культурологии;

- особенности становления и развития культуры;

- основные исторические типы культуры.

уметь:

- применять для анализа теоретических проблем материал истории культуры;

- выделять типологические черты культур;

- обосновывать свою точку зрения в трактовке закономерностей развития и функционирования культуры;

владеть:

- навыками аргументации и участия в дискуссиях на культурологические темы.

- навыками написания рефератов и самостоятельных работ по культурологии.

- набором наиболее распространённой культурологической терминологии и навыками её точного и эффективного использования в устной и письменной речи.

- навыками работы с документальными источниками.

Историко-культурологический материал требует от студентов большой самостоятельной работы с дополнительной литературой по искусствознанию, этике, истории и теории культуры соответствующего периода.

Курс предусматривает посещение музея промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина, музеев Б.И. Пророкова и А.И. Морозова, музея Ивановского ситца, Ивановского областного художественного музея.

В данном учебно-методическом пособии для студентов приведена программа курса, дополнительная литература, темы для устного собеседования, вопросы к зачету и для самоконтроля, краткий терминологический словарь, проверочные тесты, задания после посещения музеев города Иваново.


Тематическое планирование курса:

№ п/п   Наименование тем и разделов Количество часов
Лекции Семинары
  1. Раздел 1.Теоретическая культурология -
Теория культуры. -
    2. Раздел 2.Историческая культурология. Мировая культура. -
Возникновение и ранние формы культуры. -
3. Культура древних цивилизаций. - -
4. Античность как тип культуры. - -
5. Культура средних веков и европейского Возрождения. - -
6. Тенденции мировой культуры ХVII-XIX вв. - -
7. Своеобразие мировой культуры XX в. -
  8. Раздел 3.Отечественная культура.
Культурологические проблемы развития России. -
9. Культура России допетровского времени. - -
10. Русская культура ХVIII века. - -
11. Самодержавие как феномен русской культуры. - -
12. Русская культура XIX - начала XX вв. - -
13. Советская культура. -
14. Современная отечественная культура. -
  Итого: