Вопрос 4. Психодиагностические навыки преподавателя.
Будущий учитель должен знать психодиагностику устных и письменных ответов, обучающих действий самого педагога, поступков учащихся. Другими словами, любой преподаватель должен владеть навыками психодиагностического мышления, которые помогают оценивать знания учащихся.
Анализ устных ответов.В систему основных навыков педагога входят следующие:
- обучение умению постичь предмет;
- умение ставить вопросы;
- умение начать и закончить занятие.
Советы относительно методики ставить вопросы:
а) спрашивая, пользуйтесь простыми словами. Говорите четко и выразительно. Избегайте двузначных фраз;
б) ответ слушайте внимательно. Не стесняйтесь повторить вопрос в случае необходимости;
в) будьте настойчивы, но всегда помните о вежливости;
г) задавая вопрос, смотрите собеседнику прямо в глаза.
Выслушивая устный ответ, учитель ставит психологический диагноз, который проявляется в оценке знаний относительно их полноты, точности, скорости воспроизведения. Хотя темп ответа свидетельствует не только об уровне знаний, но и об особенном типе нервной системы учащегося.
Анализ письменных ответов.Письменные ответы требуют больших усилий для правильного формулирования своих мыслей. Однако, ученик может дать правильный и достаточно полный ответ, не владея соответствующими знаниями, а механически запоминая факты и формулировки. Не исключена возможность списывания или подсказки.
Очень важно организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся могли если не избежать ошибки, то сделать из нее правильные выводы. Поиск причин типичных ошибок учеников – важная составная часть методической работы преподавателя.
Хорошие преподаватели владеют особенным профессиональным воображением. Оно проявляется в умении преподавателя поставить себя на место ученика и решать педагогические проблемы с этих позиций.
Таким образом, важнейшим условием эффективного осуществления обратной связи является умение глубоко проникать в психологию учащихся.
Общепризнанными критериями успешности обучения считаются:
- самостоятельность;
- активность;
- инициативность;
- систематичность;
- результативность;
- эффективность.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аксьонова О.В. Методика викладання економiки: Навч. Посiбник – К.: КНЕУ, 1998.- 280 с.
Харабет В.В. Преподавание технологии монтажа стальных и железобетонных конструкций. – М.: Высшая школа, 1991.- 250 с.
Харабет В.В. Производственное обучение монтажников стальных и железобетонных конструкций. – М.: Высшая школа, 1988.- 160 с.