Вопрос 2. Методика оценки. Модульно – рейтинговая система оценки и особенности ее использования.

Процесс оценивания является способом контроля как за учебной деятельностью учащихся, так и за педагогической деятельностью.

Значение оценки в процессе обучения:

- оценка является мотивацией обучения ученика;

- оценка является важным стимулирующим фактором, который отражает характер отношений преподавателя и ученика.

Специалисты различают два аспекта педагогического значения оценки: влияние на умственную деятельность ученика и стимулирование его эмоциональности (волевой сферы) через переживание успеха или неудачи.

Формы оценивания (оценки) –выявление положительного или отрицательного отношения преподавателя к результатам деятельности учащихся. Они могут быть самыми разнообразными - от одобрительной улыбки до выговора и наказания, от «единицы» до «пятерки». Таким образом, деятельность учащихся оценивается не только количественно, но и качественно.

Виды оценок: в отечественной системе школьного образования до недавнего времени использовалась пятибалльная система. В ВУЗах ей соответствует система словесного оценивания по четырем градациям – «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

По такой системе довольно сложно оценить все нюансы знаний и умений учащихся и студентов. Более современными являются многобалльные системы оценивания, которые приняты во многих зарубежных странах, а с недавнего времени внедрены в украинских школах.

Одной из современных методик оценки знаний, умений и навыков является модульная – рейтинговая система.Суть ее заключается в том, что учебный материал разделяется на модули – блоки, которые являются базой для рейтинговой оценки знаний. Рейтинг –это сумма баллов, которые набирает ученик, выполняя какую – либо работу. Рейтинговая система оценки знаний охватывает такие виды контроля, как тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы, индивидуальные задания, участие в дискуссиях, конференциях, подготовка рефератов, выполнение проблемных заданий и т.д.

При проведении контроля в рамках модульно – рейтинговой системы необходимо помнить:

- контрольные задания должны быть взаимосвязанными и взаимообусловленными, то есть составлять систему;

- система контрольных заданий должна обеспечивать реализацию разных функций контроля (оценка, воспитание, развитие и др.);

- контроль должен обеспечивать эффективную проверку основных качеств знаний: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, конкретность и т.д.

- результативность выполнения контрольных заданий оценивается в баллах на основе элементного анализа.

Активность студентов при использовании модульно – рейтинговой системы оценки значительно возрастает – количество студентов, выполняющих задания вовремя, увеличивается в 2-3 раза.

Рейтинговая система приучает учащихся к самореализации в условиях определенной свободы поведения, к выработке стратегии и тактики индивидуального обучения. Использование модульно – рейтинговой системы дает возможность студентам видеть смысл и результат собственных действий.

Однако рейтинг – это оценка, которую можно вывести только при наличии большого объема учебной работы. Спорными и нерешенными моментами в модульно – рейтинговой системе считают то, что набирание баллов имеет несколько формальный характер. Это можно сгладить, если придать творческий характер содержанию и системе рейтинговых оценок.