Вопрос 1. Контроль как методическая проблема
Между учебным контролем и обучением в целом существует взаимосвязь:
- каково содержание предмета изучения, таковыми будут и объекты контроля;
- какова теория обучения, его методическая концепция, таковы и формы контроля.
Рис. – Взаимосвязь содержания и методов обучения с объектами и формами контроля.
Контроль как часть учебно – познавательной деятельности включает следующие этапы:
1. Проверка – выявление знаний, умений и навыков.
2. Оценка – измерение знаний, умений и навыков.
3. Учет – фиксирование результатов оценки в журнале, дневнике, ведомости и т.д.
Основные функции контроля:
1. Контролирующая.
2. Учебная.
3. Воспитательная.
4. Развивающая.
Контроль должен стимулировать развитие учащихся, для чего необходимо учитывать уровень их развития. Слишком высокие требования тормозят развитие, а заниженные – не активизируют умственную деятельность.
Чтобы успешно стимулировать развитие учащихся, во время контроля необходимо:
- чтобы учащийся понимал, что от него требуют;
- не ставил под сомнение необходимость тех или иных знаний;
- был уверен, что желаемая оценка зависит только от него самого, от его старания и трудолюбия.
Только при соблюдении этих условий система учебного контроля позволяет руководить познавательной деятельностью учащихся, прогнозировать их успехи, реализовывать воспитательную функцию, создавать условия для творческого овладения материалом.
Методы контроля:
1) традиционный (2-3 раза в семестр);
2) традиционный с повышенной частотой (5-8 контролей);
3) программированный с обычной частотой;
4) программированный с повышенной частотой;
5) традиционный без ориентации преподавателя на самостоятельную работу студентов;
6) традиционный с использованием такой ориентации.
Педагогические требования к контролю:
- объективность проверки и оценки;
- индивидуальный характер контроля;
- систематичность и одинаковость требований;
- всесторонность проверки, гласность;
- разнообразие форм контроля;
- этичное отношение к учащемуся.
Одним из вариантов контроля, отвечающего требованию гибкости получения и контроля знаний, является адаптивный контроль, который учитывает разницу в подготовке учащихся.
Общий процесс оптимизации контроля заключается в тщательном анализе таких моментов:методы, формы, способы, виды контроля, значимость учебной информации (внутрипредметная, межпредметная, практическая), частота контроля, возможность алгоритмизации учебного материала и процесса решения педагогических задач.
Условия эффективного контроля:
- использование одновременно устного, письменного, графического языка;
- структуризация учебного материала;
- актуализация учебного материала;
- использование ТСО.
Для подготовки учителей экономики важно научить их методам взаимо- и самоконтроля:
А) самоконтроль («я оцениваю себя»);
Б) взаимоконтроль («я оцениваю тебя, ты оцениваешь меня»);
В) групповой контроль («я оцениваю всех, все оценивают меня»).