Вопрос 1. Контроль как методическая проблема

Между учебным контролем и обучением в целом существует взаимосвязь:

- каково содержание предмета изучения, таковыми будут и объекты контроля;

- какова теория обучения, его методическая концепция, таковы и формы контроля.

 
 

 

 


Рис. – Взаимосвязь содержания и методов обучения с объектами и формами контроля.

Контроль как часть учебно – познавательной деятельности включает следующие этапы:

1. Проверка – выявление знаний, умений и навыков.

2. Оценка – измерение знаний, умений и навыков.

3. Учет – фиксирование результатов оценки в журнале, дневнике, ведомости и т.д.

Основные функции контроля:

1. Контролирующая.

2. Учебная.

3. Воспитательная.

4. Развивающая.

Контроль должен стимулировать развитие учащихся, для чего необходимо учитывать уровень их развития. Слишком высокие требования тормозят развитие, а заниженные – не активизируют умственную деятельность.

Чтобы успешно стимулировать развитие учащихся, во время контроля необходимо:

- чтобы учащийся понимал, что от него требуют;

- не ставил под сомнение необходимость тех или иных знаний;

- был уверен, что желаемая оценка зависит только от него самого, от его старания и трудолюбия.

Только при соблюдении этих условий система учебного контроля позволяет руководить познавательной деятельностью учащихся, прогнозировать их успехи, реализовывать воспитательную функцию, создавать условия для творческого овладения материалом.

Методы контроля:

1) традиционный (2-3 раза в семестр);

2) традиционный с повышенной частотой (5-8 контролей);

3) программированный с обычной частотой;

4) программированный с повышенной частотой;

5) традиционный без ориентации преподавателя на самостоятельную работу студентов;

6) традиционный с использованием такой ориентации.

Педагогические требования к контролю:

- объективность проверки и оценки;

- индивидуальный характер контроля;

- систематичность и одинаковость требований;

- всесторонность проверки, гласность;

- разнообразие форм контроля;

- этичное отношение к учащемуся.

Одним из вариантов контроля, отвечающего требованию гибкости получения и контроля знаний, является адаптивный контроль, который учитывает разницу в подготовке учащихся.

Общий процесс оптимизации контроля заключается в тщательном анализе таких моментов:методы, формы, способы, виды контроля, значимость учебной информации (внутрипредметная, межпредметная, практическая), частота контроля, возможность алгоритмизации учебного материала и процесса решения педагогических задач.

Условия эффективного контроля:

- использование одновременно устного, письменного, графического языка;

- структуризация учебного материала;

- актуализация учебного материала;

- использование ТСО.

Для подготовки учителей экономики важно научить их методам взаимо- и самоконтроля:

А) самоконтроль («я оцениваю себя»);

Б) взаимоконтроль («я оцениваю тебя, ты оцениваешь меня»);

В) групповой контроль («я оцениваю всех, все оценивают меня»).