Вопрос 2. Рекомендации к проведению деловых игр.

При проведении ДИ занятие следует разделить на несколько этапов:

1 этап. Формируется цель игры. Выдается необходимая исходная информация. Формируются малые группы и организовывается их работа.

2 этап. Самостоятельная работа участников ДИ в малых группах. Участники вникают в проблему с помощью преподавателя, вырабатывают навыки анализа информации, проявляют свои способности. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы каждый участник имел возможность высказать свою позицию.

3 этап. Межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта.

Методическое обеспечение игры:первая часть методических разработок готовится так, чтобы заинтересовать и настроить студентов на роли, которые они будут исполнять. Вторая часть методических разработок – это предметная и конкретная информация, при этом преподаватель на занятиях и консультациях учит студентов работать с этими материалами. Активность студентов на таких занятиях высока, так как они знают, что с этими материалами нужно будет выполнять соответствующую работу. Вторая часть методических разработок постоянно дополняется передовым и производственным опытом. В состав второй части методразработок могут входить конспекты – схемы, статистические и методические материалы, проблемные статьи и т.д.

До проведения игры можно провести занятие в производственных условиях того цеха, проблемы которого должны стать предметом анализа в процессе игры.

Распределение ролейв игре является очень важным методическим и организационным моментом. Его лучше всего проводить за 10-12 дней до начала игры. Характер внутригрупповых отношений студентов в процессе подготовки и проведения игры в основном определяется распределением ролей и самим составом группы. При этом необходимо учитывать пожелания групп относительно распределения ролей, учитывать реальные возможности студентов с точки зрения их общей подготовки, знать неформальных лидеров группы.

Роль преподавателя в игре.Подготовка и проведение игры требуют от преподавателя знаний, педагогического умения и очень большого напряжения сил. Основная сложность заключается в потребности наладить игру как самодостаточную систему так, чтобы деятельности преподавателя не было заметно, а игра происходила будто сама собой.

Особенностью игры как формы проблемного обучения является то, что ее участники должны «добывать знания» находить решение методом дискуссий, проб и ошибок. Именно поэтому игровую информацию необходимо распределять по принципу:

- необходимая информация;

- дополнительная информация;

- информация по требованию.

Преподаватель должен иметь свой собственный вариант выхода из проблемной ситуации. Но сообщить его он может только тогда, когда студенты зашли в тупик. Искусство преподавателя заключается в том, чтобы дать эту информацию в нужный момент, в нужной форме и нужным исполнителям. Только тогда будет эффективно выполняться условие проблемности обучения и максимально использованы способности студентов.

Цель преподавателя – в условиях конкретной проблемной ситуации дать алгоритм правильного решения.

Важным вопросом является уровень сложности проблемной задачи. Он определяется структурой и содержанием проблемы. Сложность познавательных задач зависит от системы исходных данных. Чем больше условий, тем сложнее задача. Поэтому каждая игра требует большого количества основной и вспомогательной информации (проблемные статьи, методические указания, консультации).

Игра требует от преподавателя досконального знания личностей студентов.

Преподаватель должен внимательно следить за ходом дискуссии, чтобы конструктивный анализ не превратился в демагогию и ссору. Реплики преподавателя должны быть четкими и продуманными. В игре студенты приобретают опыт социального и эмоционально – морального общения, активного сотрудничества, умение выступать сжато и конструктивно. В ходе коллективного решения проблемы у студентов формируются такие качества, как умение понимать другие взгляды, критичность, способность оценивать себя и других.

Практика проведения игр позволяет проанализировать негативный опыт и возможные ошибки. Прежде всего, много ошибок возникает в связи с неправильным распределением ролей. Кроме того, трудности возникают и тогда, когда в игру включается слишком много факторов и студентам просто не хватает знаний. В процессе игры необходимо добиться того, чтобы студенты почувствовали ответственность за принятое решение. Для этого используется моральное поощрение студентов. Важно правильно организовать отдых студентов, чтобы избежать быстрой утомляемости, уменьшающей эффективность игры.