Вопрос 3. Использование анализа экономических ситуаций и заданий.

Образование – это умение встречать жизненные ситуации. Развитие в учащихся умения анализировать ситуацию, работать с информацией, излагать и отстаивать свои взгляды поможет им ориентироваться в конкретных экономических условиях.

Производственная ситуация – совокупность организационных, экономических и социальных условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, состояние, проблему. Работа экономиста – это практическое решение производственных ситуаций, которые постоянно возникают. Поэтому внедрение в обучение экономистов разбора производственных ситуаций – необходимое и неотложное задание, направленное на активизацию и сближение обучения с производством.

Анализ любой экономической ситуации начинается с формулирования проблемы. Проблемаразница между существующим и идеальным состоянием системы. Решение проблемы - это приближение существующего состояния к идеальному.

По характеру проблемы можно разделить на три основные типа:

1. Аналитические – почему?

2. Синтетические – как?

3. Проблемы выбора – каким способом?

Этапы решения проблемных ситуацийзаключаются в ответах на вопросы:

1) В чем суть проблемы?

2) Что в проблеме известно, а что – нет?

3) К чему нужно стремиться?

4) Можно ли решить проблему известными способами?

5) Что нового можно примерить для решения проблемы?

Известный специалист в области психо – педагогики Стоун разработал график обучения решению экономических проблем:

 

А. Предактивная фаза:

1. Анализ урока для выяснения характера проблемы.

2. Определение необходимых для решения проблему умений.

Б. Фаза вазимодействия.

3. Привлечение учащихся к широкому охвату методов решения проблемы.

4. Напоминание учащимся о свойствах отдельных составляющих проблемы, что может оказаться полезным для ее решения.

5. Привлечение учащихся к анализу проблемы.

6. Подсказки учащимся в разумных пределах.

7. Обеспечение в ключевых моментах обратной связи между учителем и учениками.

8. Объяснение известного способа решения проблемы и стимулирование к поискам самостоятельных способов решения.

В. Оценивание учеников.

9. Предъявление учащимся новых проблем того же типа.

 

Роль преподавателя при решении экономических проблем:

- должен обеспечить порядок в аудитории;

- должен знать мотивы познавательной деятельности учащихся;

- должен стимулировать их активность;

- должен в случае необходимости выдавать студентам дополнительную информацию;

- должен составить к занятию список наводящих вопросов, краткое резюме, продумать возможные варианты решения проблемы.

 

Степень активности участия учащихся в решении проблемных ситуаций зависит от типа ситуации:

А) ситуация известна – для ее разрешения имеются подобные конкретные образцы. В этом случае метод решения стандартный, поэтому степень активности учащихся минимальная.

Б) ситуация подобная – имеется единая основа разрешения близких по типам ситуаций. Уровень активности выше, чем в первом случае.

В) неизвестная ситуация – не встречалась в практической деятельности, необходим поиск нового метода решения. Дают наибольший эффект, т.е. учащиеся наиболее активны.

Таким образом, анализ производственных ситуаций является характерным примером проблемного обучения, в котором в полной мере реализуются требования единства практической и теоретической деятельности, связь вузовской подготовки с хозяйственной практикой.