Вопрос 3. Использование анализа экономических ситуаций и заданий.
Образование – это умение встречать жизненные ситуации. Развитие в учащихся умения анализировать ситуацию, работать с информацией, излагать и отстаивать свои взгляды поможет им ориентироваться в конкретных экономических условиях.
Производственная ситуация – совокупность организационных, экономических и социальных условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, состояние, проблему. Работа экономиста – это практическое решение производственных ситуаций, которые постоянно возникают. Поэтому внедрение в обучение экономистов разбора производственных ситуаций – необходимое и неотложное задание, направленное на активизацию и сближение обучения с производством.
Анализ любой экономической ситуации начинается с формулирования проблемы. Проблема – разница между существующим и идеальным состоянием системы. Решение проблемы - это приближение существующего состояния к идеальному.
По характеру проблемы можно разделить на три основные типа:
1. Аналитические – почему?
2. Синтетические – как?
3. Проблемы выбора – каким способом?
Этапы решения проблемных ситуацийзаключаются в ответах на вопросы:
1) В чем суть проблемы?
2) Что в проблеме известно, а что – нет?
3) К чему нужно стремиться?
4) Можно ли решить проблему известными способами?
5) Что нового можно примерить для решения проблемы?
Известный специалист в области психо – педагогики Стоун разработал график обучения решению экономических проблем:
А. Предактивная фаза:
1. Анализ урока для выяснения характера проблемы.
2. Определение необходимых для решения проблему умений.
Б. Фаза вазимодействия.
3. Привлечение учащихся к широкому охвату методов решения проблемы.
4. Напоминание учащимся о свойствах отдельных составляющих проблемы, что может оказаться полезным для ее решения.
5. Привлечение учащихся к анализу проблемы.
6. Подсказки учащимся в разумных пределах.
7. Обеспечение в ключевых моментах обратной связи между учителем и учениками.
8. Объяснение известного способа решения проблемы и стимулирование к поискам самостоятельных способов решения.
В. Оценивание учеников.
9. Предъявление учащимся новых проблем того же типа.
Роль преподавателя при решении экономических проблем:
- должен обеспечить порядок в аудитории;
- должен знать мотивы познавательной деятельности учащихся;
- должен стимулировать их активность;
- должен в случае необходимости выдавать студентам дополнительную информацию;
- должен составить к занятию список наводящих вопросов, краткое резюме, продумать возможные варианты решения проблемы.
Степень активности участия учащихся в решении проблемных ситуаций зависит от типа ситуации:
А) ситуация известна – для ее разрешения имеются подобные конкретные образцы. В этом случае метод решения стандартный, поэтому степень активности учащихся минимальная.
Б) ситуация подобная – имеется единая основа разрешения близких по типам ситуаций. Уровень активности выше, чем в первом случае.
В) неизвестная ситуация – не встречалась в практической деятельности, необходим поиск нового метода решения. Дают наибольший эффект, т.е. учащиеся наиболее активны.
Таким образом, анализ производственных ситуаций является характерным примером проблемного обучения, в котором в полной мере реализуются требования единства практической и теоретической деятельности, связь вузовской подготовки с хозяйственной практикой.