Вопрос 2. Дискуссия – способ обучения и решения экономических проблем.

Дискуссия – одна из древнейших форм организации обучения. Как форма обучения она требует определенной методической подготовки. Поэтому учитель экономики, как и любой образованный человек, должен владеть методикой ведения дискуссии. Для того, чтобы обсуждение проблемы было творческим, необходимы:

- доброжелательные отношения в коллективе;

- уважение к мысли каждого;

- готовность вынести любой серьезный вопрос на коллективное обсуждение.

Преподаватель должен владеть «навыками творческого слушания»:

1. Когда слушаете, сосредоточьтесь на главной мысли того, кто говорит.

2. запоминайте основные моменты сказанного.

3. Попробуйте понять план выступления, составленный докладчиком.

4. Стремитесь найти в сказанном элементы нового.

5. Ведите записи.

6. Никогда не спешите возражать, пока выступающий не закончил говорить.

7. Умейте оценить не только яное, но и скрытое эмоциональное состояние говорящего.

8. Не давайте советов, пока Вас не просят.

Специалисты считают, что наиболее важными условиями проведения дискуссии являются:

- готовность всех участников дискуссии к ее проведению;

- наличие кратких тезисов выступления у каждого участника;

- направленность дискуссии на выяснение истины, а не на словесное соревнование ее участников;

Дискуссию необходимо проводить только в том случае, когда налицо полярные взгляды на какой – либо предмет, и только основательное обсуждение этих взглядов может привести к оптимальному решению.

Для развития способности к конструктивному мышлению специалисты предлагают методику «Ролевых триад».Она полезна тем, что приучает даже тех, кто никогда не принимает участия в дискуссиях, к стилю дискуссионного поведения.

В дискуссии различают такие этапы:

1 этап – восприятие предмета дискуссии;

2 этап – анализ предмета дискуссии;

3 этап – его оценка;

4 этап – принятие решения.

На каждом этапе по – разному могут проявляться психологические и интеллектуальные способности человека (см табл.).

Советы преподавателю, использующему методику ролевых триад:

1) роли желательно раздавать за 5-10 дней до обсуждения;

2) можно назначить на одну роль нескольких исполнителей, отличающихся подготовкой и психологическими характеристиками;

Таблица – Триады ролей на этапах дискуссии

Роль Действие Средства
ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТА ДИСКУССИИ
Интегратор идей Воспринимает предмет дискуссии в целом и создает о нем общее представление Обобщенная информация, общенаучные понятия и категории, установка на решение проблемы в целом
Аналитик Воспринимает специальный аспект предмета дискуссии, создает детальное представление о какой – либо одной его стороне Специальные знания, установка на решение узкой задачи
Системный аналитик То же, что у интегратора и аналитика в оптимальном соотношении
АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ДИСКУССИИ
Футуролог Дополняет имеющуюся информацию прогнозами. Вводит предмет дискуссии в сценарий будущего. Анализирует последствия и значение для будущего. Интуиция, воображение, научные методы прогнозирования
Историк Дополняет информацию ретроспективным анализом Знание истории развития предмета дискуссии
Синхронист На основе имеющейся информации создает вневременное представление о предмете дискуссии Обобщенное представление о предмете дискуссии
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА ДИСКУССИИ
Оптимист Преувеличенно хвалит и оценивает предмет дискуссии. Склонен к рисковым, поспешным действиям и выводам Установка преувеличивать все позитивное. Отсутствие осторожности
Пессимист Осторожен в оценках. Не склонен рисковать и спешить с окончательными выводами. Оценивает новые идеи негативно Установка преувеличивать все негативное. Склонность к чрезмерной осторожности
Реалист Реалистическая оценка всех составляющих предмета дискуссии. Взвешивание риска. Установки, которые позволяют не прибегать к крайним оценкам.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Критик Подытоживает недостатки предмета дискуссии. Формулирует решение «против» новой идеи. Выдвигает обвинения. Вывод из анализа недостатков, их причин и последствий.
Защитник Подытоживает достоинства предмета дискуссии. Формулирует решение «за» новую идею. Отклоняет обвинения. Вывод из анализа достоинств, их причин и последствий.
Судья Подытоживает достоинства и недостатки предмета дискуссии, взвешивает их относительный вес и принимает решение. Способы совмещения структур достоинств и недостатков.

 

3) не стоит заранее оценивать роли как основные и второстепенные;

4) при любом удобном случае преподаватель должен отмечать вклад каждого участника в дискуссию;

5) при распределении ролей учитывайте реальную позицию личности в коллективе;

6) критические отзывы излагайте в безличностной форме;

7) стремитесь создать атмосферу доброжелательного юмора и преодоления эмоциональных трудностей;

8) не ожидайте немедленного эффекта;

9) не волнуйтесь, услышав фразы «Все это несерьезно», «Детские игры» и т.п. Это прекратится уже после первых занятий.