Вопрос 1. Учебно – материальная база и учебно – методическое обеспечение ПО.
Учебно – материальная база ПО включает:
- учебные аудитории, специализированные кабинеты по экономическим дисциплинам;
- экономически службы базовых предприятий;
- учебные банки;
- компьютерные классы;
- классы для проведения деловых игр и т.п.
Все перечисленные элементы учебно – материальной базы обеспечивают выполнение учебной программы, способствую последовательному формированию профессиональных навыков и умений.
В высших учебных заведениях каждая кафедра имеет свои предметные аудитории, оснащенные в соответствии с содержанием и особенностями каждой дисциплины. Кроме того, специализированные аудитории оснащаются мебелью, техническими средствами обучения. В специализированных аудиториях возможно проведение как лекционных, так и практических, семинарских занятий, лабораторных работ.
В учебных заведениях с высокоразвитой учебно – материальной базой предусматриваются отдельные аудитории, кабинеты для проведения экономических игр, моделирования производственных ситуаций и т.д. Эти кабинеты оснащаются всем необходимым в соответствии с планом и методикой проведения деловой игры. Проведение занятий в таких кабинетах способствует активизации мышления студентов, приближению учебных условий к производственным, что особенно важно для профессиональной подготовки будущих экономистов.
Разновидностью классов для проведения деловых игр являются учебные банки, оснащение которых максимально приближено к реальным условиям и дает возможность студентам выполнять практические задания, находясь на конкретном рабочем месте и в конкретной обстановке.
Учитывая возрастающую роль ЭВМ в процессе обучения, каждая кафедра стремится к созданию компьютерных классов. Работа студентов в этих классах способствует формированию навыков работы на ЭВМ, формирует у студентов умение формализовать поставленные задачи, разрабатывать алгоритмы их решения, упрощать экономические расчеты и т.п. Вспомогательный персонал кафедры, заведующий кафедрой, преподаватели постоянно следят за уровнем программного обеспечения.
Предметные аудитории, компьютерные классы, кабинеты для проведения деловых игр способствуют высокому уровню практического обучения по экономическим дисциплинам в учебных заведениях. Но для формирования профессиональных навыков экономической работы, умения работать с цеховой и заводской документацией, анализировать и оценивать реальные производственные ситуации важное значение приобретает практика студентов в экономических службах отделах цехов и предприятий. Работа студентов в этих отделах может осуществляться в рамках экскурсии на предприятие, ознакомительной, рабочей или преддипломной практики в соответствии с договорами, которые заключаются между учебным заведением и базовыми предприятиями.
Учебно – методическое обеспечение практического обучения определяется состоянием учебно – материальной базы учебного заведения, специализацией базового предприятия и содержанием программного материала. В общем случае к учебно – методическому обеспечению ПО можно отнести:
1) нормативную документацию (законы, указы, положения, постановления и т.п.);
2) техническая (производственная документация) документация (материалы цеховой и заводской отчетности);
3) инструкции (по проведению деловых игр, по использованию ЭВМ, по технике безопасности);
4) справочная документация;
5) статистическая отчетность;
6) методические указания и пособия к проведению практических занятий;
7) учебники;
8) средства обучения.