Вопрос 3. Условия эффективного проведения теоретических занятий.

Основными условиями эффективного проведения занятий являются:

1. Эффективное использование времени (наличие плана занятия).

2. Эффективное усвоение материала (определяется базовыми знаниями, активностью, самостоятельной работой, актуализацией знаний).

3. Эффективная обратная связь с аудиторией (например, тестовый контроль).

Кроме того, к условиям эффективного проведения теоретических занятий можно отнести:

А) наличие таких обязательных элементов занятия, как определение цели занятия, организация, мотивация, актуализация опорных знаний, преподнесение материала темы, закрепление усвоенного, задания на самостоятельную работу, контроль усвоенного.

Б) для закрепления знаний в конце каждой темы можно давать комплекс основных вопросов, учебные задания и тесты. Кроме того, преподаватель в конце темы формулирует основные положения и выводы, приводит примеры из жизни и т.д. Можно также дать типовые образцы решения задач.

В) необходимо использовать нестандартные формы занятий. Например, интегрированные уроки (изучается материал нескольких тем одним блоком); межпредметные уроки (объединяют схожий материал нескольких уроков); театрализованные уроки; уроки – конкурсы, уроки – суды, уроки –экскурсии т.д.

Г) для восприятия учебной информации очень важной является ее структуризация и оформление. В структуру методического обеспечения урока (лекции) могут войти: опорный конспект – схема, перечень основных понятий, которые необходимо повторить для изучения данной темы и основных понятий новой темы, вопросы, тесты, задачи, графики, ситуации для анализа, иллюстрационный блок и т.п.

Д) анализ урока, для чего необходимо ответить на такие вопросы: достигнута ли цель урока, какие возникли трудности, в чем причина трудностей, удалось ли их преодолеть и т.д.

Е) подготовка урока, которая протекает в соответствии с «Жизненным циклом проблемы» (см рисунок).

 
 

 

 


Готовя учебный материал, учитель должен помнить, что если объем информации, имеющийся в его распоряжении принять за «1», то на уроке он может передать ученику около 1/3 этого объема. Ученик понимает около 1/6 части, а будет помнить и учить не более 1/12 части этого объема.

Интересный факт: при механическом запоминании в первые полчаса человек забывает около 40 % информации, на следующий день сохраняется 34 %, через 3 дня – 25 %, через месяц – 21 % полученной информации. Для полного закрепления знаний необходимо сделать не менее 300 обратных связей.

Ж) большое значение при подготовке урока имеет выбор рационального соотношение лекции (урока) и самостоятельной работы ученика.