Вопрос 6. Проектирование занятий (уроков).
Уроки проектируются в следующей последовательности:
1) определение учебно-воспитательных задач;
2) разработка структуры урока, последовательности и примерной продолжительности его элементов;
3) систематизация содержания учебного материала;
4) выбор оптимального сочетания методов и форм обучения и контроля;
5) определение учебно-методического обеспечения урока и самостоятельной работы учащихся.
Учебно-воспитательные задачи урока определяются его базисным содержанием и объемов профессиональных ЗУН, которые должны получить учащиеся. Учебно-воспитательные задачи включают общеобразовательные, воспитательные и задачи развития умений и навыков.
Структура урока определяется поставленными учебно-воспитательными задачами, спецификой содержания учебного материала зависит от методов обучения и контроля. На структуру урока влияет его место в схеме изучения темы, а также уровень подготовки обучаемых. Проектируя структуру урок, необходимо помнить, что она может быть только примерной, то есть прогнозируется возможный вариант последовательности элементов урока, так как конкретные учебные условия в учебной группе оказывают определенное влияние на ведение урока. Примерная структура типов уроков:
Урок изучения нового материала: воспроизведение и систематизация ранее изученного материала, изучение нового материала, обобщение и систематизация нового материала.
Урок закрепления и практического применения знаний: воспроизведение опорных знаний, применение знаний при решении практических задач, обобщение и выводы.
Урок повторения и обобщения: воспроизведение опорных знаний, систематизация и закрепление знаний, , их расширение, углубление, обобщение, выводы.
Контрольно-проверочный урок: воспроизведение опорных знаний по контролируемой теме, контроль ЗУН.
Комбинированный урок: организационный момент, проверка выполнения домашнего задания, опрос по пройденному материалу, изложение нового материала, закрепление изученного материала урока.
Учебное время урока преподаватель распределяет в зависимости от принятой структуры и учебно – воспитательных задач. Наиболее значительная часть времени отводится на изучение нового материала, закрепление знаний и развитие умений и навыков учащихся. Не следует стремиться к строгому выполнению установленных норм времени в ущерб качеству обучения. Они могут служить преподавателю ориентиром для разработки планов уроков.
Начало урока должно быть увлекательным, эмоциональным. Информация – краткая, емкая, интересная.
Воспроизведение опорных знаний должно быть конкретным и исходить из требований обеспечения соответствующей информацией изучения базисного содержания учебного материала урока. Воспроизведение опорных знаний можно рассмотреть или в начале по всему его содержанию, или перед рассмотрением каждого последующего вопроса.
Систематизировать содержание учебного материала рекомендуется в комплексе с выбором методов и форм обучения и в соответствии с учебно-воспитательными задачами урока. Прежде всего, преподаватель должен разбить учебный материал на отдельные части и определит их наименование, то есть сформулировать вопросы урока и установить последовательность их рассмотрения. Сформулированные вопросы урока должны точно отражать существенное, главное в содержании каждой части учебного материала.
При изучении темы преподаватель может использовать:
словесные методы (рассказ, беседа, лекция);
наглядно-демонстрационные методы (показ плакатов, фильмов);
практические методы обучения (решение задач, выполнение упражнений.
Формы организации контроля:
Контроль, проводимый преподавателем – фронтальный, групповой, индивидуальный;
Контроль, проводимый учащимися – самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы контроля – устные, письменные, практические.
Методы активного обучения – это имитация предстоящей профессиональной деятельности учащихся в процессе игровых занятий. Данные методы подразделяются на имитацию индивидуальной профессиональной деятельности (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и имитацию коллективной деятельности учащихся (деловые производственные игры, разыгрывание ролей и т.д.).