Введение.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ 1.

Введение.

Методика преподавания зародилась как учебный предмет в системе профессионального образования учителей школ и представляла собой учебный курс, который раскрывал опыт преподавания отдельных разделов учебного материала отдельных учебных предметов – методики преподавания физики, математики и т.д.

Понятия «учебный предмет» и «наука» хотя и различны по своему определению, но в то же время связаны между собой. Если наука включает знания о предмете и способах его исследования, то учебный предмет представляет собой модель науки и включает учебный материал, отобранный в зависимости от целей и задач образования.

Традиционно на начальном этапе становления отрасли знания сначала появляется наука, ее теоретическая и практическая основы, а затем, в силу необходимости передачи знаний, появляются учебные предметы, описывающие те или иные аспекты науки.

В случае методики профессионального обучения можно сказать, что она возникла на начальном этапе как учебный предмет, эмпирически описывающий опыт преподавания той или иной дисциплины, иными словами, «методика преподавания являлась частью дидактики и рассматривала рецепты преподавания тем или дисциплин в средней школе.

В современном профессиональном образовании возникла проблема – как с минимальными затратами средств и времени получить максимальный результат обучения и подготовить квалифицированного специалиста. Эта проблема и должна решаться с помощью методики профессионального обучения. Сама методика профессионального обучения из учебного предмета превратилась в науку, главной задачей которой является поиск таких способов обучения, которые позволили бы превратить процесс обучения в целенаправленный механизм с заранее запрограммированным результатом.

Задачу оптимизации обучения должен уметь решать каждый преподаватель в рамках своего курса при подготовке и осуществлении учебного процесса. Именно исходя из этого, в программу образования педагога введен учебный курс «Методика профессионального обучения», целью которого является формирование умений оптимизировать систему обучения и создание собственных систем обучения.

Все изложенное можно представить в виде схемы:

 

 


Рис. 1-Проблемы современного профессионального образования

 

Решение поставленной задачи невозможно без учета современных тенденций развития системы образования и без знания научных подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях.

Основные тенденции современного образования: интеграция мирового сообщества, усиление практической направленности курсов, изменение акцентов учебной деятельности на интеллектуальное развитие обучаемых за счет увеличения доли творческой деятельности.

Современные подходы к анализу и построению образования: системный, деятельностный и технологический.

Системный подход основан на рассмотрении предметов и явлений как систем, представляющих структурное объединение первичных элементов в единое целое. Учитываются внешние и внутренние связи системы.

Деятельностный подход – часть системного подхода, сущность которого заключается в том, что все компоненты системы и их взаимосвязи ориентированы на реализацию определенных целей и задач.

Технологический подход – все операции деятельности выполняются в строгой последовательности и условием выполнения последующего этапа является полное выполнение предыдущего.

Основные современные требования, предъявляемые к специалистам:

- гибко адаптироваться в меняющихся ситуациях, вырабатывать умения самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике при решении профессиональных задач;

- иметь самостоятельное критическое мышление;

- уметь видеть возникшие проблемы и находить способы их решения;

- уметь ориентироваться на рынке труда;

- обладать способностью генерировать идеи и самостоятельно мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, контактным,

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, в соответствии с перечисленными требованиями главным и стратегическим направлением развития системы образования является определение личностно-ориентированного образования.