КОНСТИТУЦИЯ РБ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РБ.
Конституция - основной закон государства, закрепляющий устройство гос., организацию гос. власти и ее взаимоотношение с обществом и гражданами
Структура: преамбула, основная часть и заключительные переходные положения. Весь текст состоит из 146 статей.
В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется К..
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов: разделы III, IV и VI состоят из глав (всего восемь глав).
Раздел I - основы констит. строя. Раздел II - права, свободы и обязанности человека и гр-на.
Разделе III - основные положения, касающиеся избир. системы и референдума. Раздел IV - статус гос. Органов. В нем закрепляются полномочия Главы гос., Парламента. Правительства, органов судебной власти. Раздел V - местное управление и самоуправление. Раздел VI - нормы, регламентирующие дея-ть двух гос. органов - Прокуратуры и Комитета гос. контроля. Раздел VII - нормы, касающиеся финансово-кредитной системы РБ.
Важнейшее значение для определения места и роли К., формирования всей правовой системы с учетом иерархии НПА имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия К. и порядка ее изменения. Раздел IX - заключительные и переходные положения.
К свойствам К. как юр. документа (юр. свойства) можно отнести:
—учредительный характер — 1) положения К. являются реализацией учредительной власти, воли народа;
2) нормы К. выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем нормам.
—К. — это Основной Закон, т.е. ядро правовой системы.
—Высшая юр. сила К. означает, что: 1) она является правовым актом высшего порядка; 2) все другие правовые акты, принимаемые гос. органами, издаются на основе и в соотв. с К., т.е. не должны ей противоречить.
—Стабильность — обеспечивается усложненным порядком внесений в нее изменений.
—К. является актом прямого действия.
Конституция 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., предусматривает два способа ее изменения: Парламентом и через референдум.
1) Инициатива внесения изм. и доп. в К. принадлежит Президенту и народу (в кол-ве не менее 150тыс. гр-н). Предложенный законопроект рассматривается и обсуждается Нац.Собранием 2 раза с промежутком, не менее чем 3 месяца (двойной вотум). Затем происходит принятие законопроекта (путем голосования не менее 2/3 депутатов от полного состава палат парламента). Конст. закон принимается, затем могут вносится изм. и доп.
2) Решение об изм. и доп. К. путем реф-ма считается принятым, если за него проголосовало большинство гр-н, внесенных в списки для голосования. Часть 3 ст. 140 К. предусматривает, что разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путем референдума.
К. не может быть изменена: -в период чрезвычайного положения; -в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.