Вопросы к зачету по предмету «Философия культуры» (V семестр)
1. Постижение культуры в древнеиндийской философии.
2. Понимание культуры в древнекитайской философии.
3. Представления о культуре в античном мире.
4. Библейские основы в средневековом понимании культуры.
5. осмысление культуры в средневековой философии.
6. Общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения.
7. Гуманистический неоплатонизм Ренессанса в основе понимания культуры.
8. Социальные проблемы культуры в трудах мыслителей Возрождения.
9. Общая характеристика мировоззрения Нового времени.
10. Проблемы культуры в европейской философии XVII – нач. XVIII вв.
11. Культурное бытие человечества в философии представителей французского Просвещения.
12. Понимание культуры в трудах представителей немецкой классической философии.
13. Общая характеристика познания культуры в Новейшее время.
14. Познание культуры в философии позитивизма.
15. Осмысление культуры представителями философии жизни.
16. Сущность культуры и методы ее познания в неокантианстве.
17. Преломление традиций философии жизни и неокантианства в экзистенциальном осмыслении культуры.
18. Проблемы культуры в философской герменевтике.
19. Структурализм о проблемах языка и сознания в бытии культуры.
20. Парадигма культуры в постструктурализме.
Вопросы к экзамену по курсу «Философия культуры» (VI семестр)
1. Философия культуры в современном мире.
2. Философия культуры как научная дисциплина: цели и задачи.
3. Философское понятие культуры и многообразие её определений.
4. Происхождение культуры как философская проблема.
5. Ценностная природа культуры.
6. Основные этапы философского познания культуры: общая характеристика.
7. Своеобразие философского осмысления культуры в античную эпоху.
8. Эволюция религиозно-философского познания культуры от средневековья до реформации.
9. Основные черты философии культуры Нового времени.
10. Основные школы и направления философского осмысления культуры Новейшего времени.
11. Структура культуры в системе бытия.
12. Онтологический статус культуры.
13. Развитие философских представлений об отношениях между природой, человечеством и культурой.
14. Экологическая культура в контексте современной действительности.
15. Концепции цивилизации и культуры, основанные на их различии и противопоставлении.
16. Цивилизация как целостная социокультурная метасистема.
17. Концепции типологии культуры в истории философии.
18. Отношение к природе, истории, традиции и региональные характеристики в основе типологии культуры.
19. Способы деятельности и самоорганизации, религиозные характеристики в основе типологии культуры.
20. Понятие типологии. Общая характеристика подходов к её построению.
21. Культура как процесс. Модели движения культуры.
22. Уровни и критерии развития культуры.
23. Понятия “общество” и “культура” и их осмысление в истории философии.
24. Культура как интегратор социума.
25. Развитие философских представлений о человеке.
26. Типы культурного становления личности.
27. Философско-историческое осмысление проблемы языка.
28. Культура как текст и знаковая система.
Тесты
Вариант 1
1. Подход к пониманию культуры, согласно которому она является продуктом символической деятельности людей, называется: а) семиотическим; б) символическим; в) герменевтическим.
2. Представителем антропологического подхода к осмыслению сущности культуры был: а) З. Фрейд; б) К. Клакхон; в) П. Сорокин.
3. Согласно древнеиндийским представлениям, Атман – это: а) познающий себя Бог; б) раскрывающий свои возможности человек; в) все перечисленное.
4. Философом, утверждавшим, что душа человека соразмерна музыке сфер и космической гармонии в целом, был: а) Сократ; б) Пифагор; в) Платон.
5. Признаками культуры, заложенными в ее библейском толковании, являются: а) аскетизм; б) гедонизм; в) героизм.
6. Мыслителем, призывавшим человека с «героическим энтузиазмом» проявить себя активной деятельности, был: а) Марсилио Фичино; б) Джордано Бруно; в) Мартин Лютер.
7. Особенностями мышления Нового времени стали: а) рационализм; б) прагматизм; в) исторический оптимизм; г) аристократизм; д) социальная направленность; е) все перечисленное; ж) все перечисленное, кроме г).
8. Философом, идеализировавшим естественное состояние человека и критиковавшим европейскую культуру за то, что она облагораживает социальное неравенство, был: а) Гельвеций; б) Руссо; в) Кант.
9. Мыслителем, утверждавшим, что своеобразие каждой культуры определяется «выбором символа в тот момент, когда душа ее пробуждается в народе», был: а) Шпенглер; б) Кассирер; в) Конт.
10. Типология культуры, включающая прометеевскую эпоху, эпоху формирования великих культур древности, «осевое время» и научно-техническую эпоху, была представлена в труде, автором которого является: а) Шпенглер; б) Ясперс; в) Ницше.
11. Понятие «дискурс» у Фуко обозначает: а) осмысленное сообщение; б) движение мысли; в) то и другое.
12. «Идеациональный», «идеалистический» и «сенсетивный» типы культуры выделены в работах, автором которых был: а) Сорокин; б) Фрейд; в) Гегель.
13. Термин «вторая природа» употребляется в философии в смысле: а) общество; б) материальная культура; в) техника; г) образование.
14. Мыслителем, отождествившим понятие «цивилизация» и «культура», был: а) Н. Бердяев; б) О. Шпенглер; в) А. Швейцер.
15. Язык культуры может быть: а) вербальным и невербальным; б) естественным и искусственным; в) все перечисленное.
Вариант 2
1. Подход к пониманию культуры, согласно которому она представляет собой комплекс знаний и запечатленную в библиотеках, языках и памятниках память общества, называется: а) гносеологическим; б) нормативным; в) социологическим.
2. Представителем герменевтического подхода к осмыслению сущности культуры был: а) Э. Кассирер; б) Ю. Лотман; в) В. Сагатовский.
3. Согласно древнеиндийским представлениям, сансара – это: а) закон воздаяния по заслугам; б) состояние безмятежного покоя; в) круговорот бесконечных перерождений.
4. Философом, утверждавшим, что через познание себя человек может открыть свои лучшие качества, был: а) Сократ; б) Цицерон; в) Плотин.
5. В средневековом понимании культура – это: а) сфера существования праведных людей, объединенных любовью к Богу; б) исполнение людьми заповедей Творца; в) осуществление людьми замысла Создателя о совершенном мире; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме в).
6. Основателем Платоновской Академии во Флоренции был: а) Николай Кузанский; б) Марсилио Фичино; в) Мишель Монтень.
7. Автором суждения о том, что знание – это сила и наука побуждает человеческий ум к действию и постоянному совершенствованию, был: а) Вольтер; б) Кант; в) Бэкон.
8. Французским просветителем, заявлявшим, что «причина всех бедствий и несчастий людей состоит в их невежестве», был: а) Гельвеций; б) Руссо; в) Гольбах.
9. Мыслителем, говорившим в своих трудах о Сверхчеловеке, способном придать импульс развитию культуры, превратившейся в безжизненную систему правил и норм, был: а) Коген; б) Ницше; в) Деррида.
10. Философом, использовавшим слово да-зайн для суждения о том, что в духовном сό-бытии становится возможна экзистенциальная встреча с миром, родом, человечеством, был: а) Ясперс; б) Хайдеггер; в) Деррида.
11. Выражение «дискурс лигитимации» у Лиотара означает: а) указание, имеющее силу закона, не подверженное сомнению; б) претензия на неизменное господство; в) то и другое.
12. Мыслителем, выдвинувшим теорию волнообразного движения культуры, был: а) Сорокин; б) Шпенглер; в) Конт.
13. Автором теории, согласно которой специфика типа культуры определяется языком и приоритетным видом деятельности, был: а) Ницше; б) Данилевский; в) Тоффлер.
14. Мыслителем, противопоставлявшим понятия «культура» и «цивилизация», был: а) Бердяев; б) Сорокин; в) Лотман.
15. Язык является; а) способом коммуникации; б) средством мышления; в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме в).
Вариант 3
1. Подход к пониманию культуры, согласно которому она является системой знаков, используемых обществом, называется: а) гносеологическим; б) символическим; в) семиотическим.
2. Представителем аксиологического подхода к осмыслению сущности культуры был: а) Н. Чавчавадзе; б) Э. Маркарян; в) А. Карпентьер.
3. Согласно древнеиндийским представлениям, дхарма – это: а) освобождение от нереализуемых желаний; б) мировой закон, проекцией которого является порядок на земле; в) свод правил практического поведения.
4. Философом, утверждавшим, что искусство и все, что может быть полезно в совместной жизни, люди изобрели, подчиняясь естественным потребностям, был: а) Демокрит; б) Лукреций; в) Эпикур.
5. Признаками культурного бытия, заложенными в его библейском толковании, является: а) милосердие; б) равенство всех людей перед Творцом; в) способность людей к духовному совершенствованию; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме б).
6. Мыслителем, говорившим, что человек может достичь всего, благодаря его внутренней воле, был: а) Пико делла Мирандола; б) Жан Кальвин; в) Эразм Роттердамский.
7. Периодизация истории человечества и культуры, автором которой был Д. Вико, включает в себя периоды: а) героический; б) божественный; в) человеческий; г) позитивный; д) все перечисленное; е) все перечисленное, кроме г).
8. Согласно Гегелю, переход человека из состояния «в-себе-бытие» в состояние «для-себя-бытие» означает: а) реализацию потенциальных человеческих способностей; б) обретение свободы; в) то и другое.
9. Философом, из суждений которого следовало, что культура – это символический универсум, был: а) Гадамер; б) Кассирер; в) Барт.
10. Понятие «эпистема» у Фуко обозначает: а) манипуляцию сознанием; б) форму организации опыта, организующую познавательное поле определенной эпохи; в) то и другое.
11. Американским мыслителем, утверждавшим, что постмодернизм не является угрозой разуму, но выступает против сцинтизма и за признание различных – научных, этических, эстетических интуиций, является: а) Гриффин; б) Хассан; в) Парсонс.
12. Философом, утверждавшим, что цивилизация не завершает развитие культуры, но существует одновременно с ней, существенно от нее отличаясь, был: Шпенглер; Швейцер; Бердяев.
13. Философом, выдвинувшим циклическую теорию развития культуры, был: а) Данилевский; б) Конт; в) Тоффлер.
14. В философии Сорокина тип культуры, в котором приоритетное значение уделяется религиозным ценностям, называется: а) идеациональным; б) идеалистическим; в) сенсетивным.
15. Символ – это: а) условный знак; б) неразвернутый знак, обобщение; в) знак, который несет в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в него содержания; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме б).