Тоталитарное государство

Тоталитаризм вообще означает тотальный (т. е. полный, всеохватывающий, всепроника­ющий) контроль правителей над людьми. По­этому тоталитарными можно назвать такие общества, группы, партии, церкви, секты и т. д., члены которых всецело (тоталь­но) подчинены своим руководителям и господствующей в них идеологии.

Практически синонимом понятию «тоталитаризм» является уже известный нам термин «фашизм». Их, если вдумать­ся, сближает даже этимология: тоталитаризм, про­исходит от лат. totalis - весь, целый, полный (или totalitas - цель­ность, полнота), а фашизм - от итал. fascio - пучок, связка, объединение. Иными словами, и тот, и другой термины ассоциируются с государством в образе увесистого железного кулака, сжимающего мертвой хваткой все общество, весь пучок человеческих отношений в нем. Термин «фашизм» используется больше для обозначения тоталитарных режимов в некоторых странах Западной Европы: в Ита­лии (1922-1945), в Германии (1933 1945), в Испании [1939 год-на­чало 1960-х гг., но окончательно - 1975 г., со смертью диктатора Франсиско Франко (1892 1975)].

Суть тоталитарного государства в том, чтовласть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограниче­ны. Элементы тоталитаризма можно, видимо, найти во многих государствах в многовековой истории человечества. В частности, они наверняка были в деспотиях Древнего Востока, в годы оприч­ного террора в России (1565-1572), а также в ряде католических стран Западной Европы в мрачный период так называемой инкви­зиции (XIII-XIX вв.), когда проводились массовые и жестокие религиозно-политические преследования инакомыслия (или, по-церковному, ереси).

Так, во времена инквизицииза разного рода ереси пострадали сотни тысяч ученых, деятелей культуры, просветителей и других противников феодальных и церковно-иапских порядков. Непокорные подвергались пыткам, порке, тюремному заключению, конфискации имущества, аутодафе, казням и другим наказаниям. Процветали шпионаж, тайное следствие, вознаграждаемые доносы и лжесвиде­тельство, обогащение инквизиторов и папства за счет конфискован­ного имущества осужденных.

Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся ученые и мыс­лители - в частности, итальянский философ и поэт Джордано Бруно (1548-1600) и его соотечественник, философ и священник Джулио Чезаре Вапйни (1585-1619), сожженные на костре. Особой активно­стью отличалась испанская инквизиция, когда ее на протяжении 18 лет возглавлял монах-доминиканец Томас Торквемада(около 1420— 1498). Его усилиями аутодафе приняли массовый характер, и было заживо сожжено более 10 тыс. чел.

Однако «классические» образцы тоталитарных государств «продемонстрировали» миру в XX в. две страны - сталинский Советский Союз и гитлеровская Германия. Первый создал свою тоталитарно-государственную модель на красивой и романтической идее строительства коммунизма (коммунисти­ческий тоталитаризм), а вторая - на идее возрождения вели­кой Германии (национал-социалистический тоталитаризм, или нацизм).

Прежде чем обратиться к первому из них, нельзя не заметить, что тоталитаризм, фашизм, коммунизм (социализм), нацизм - явления взаимосвязанные. Все это разные грани и идеологические офор­мления одной и той же «медали» - диктатуры мощной государственноймашины над обществом. Не случайно главный идеолог фашиз­ма итальянский диктатор Бенито Муссолини (1883-1945) вначале был социалистом, а лидер германского фашизма Адольф Гитлер (1889-1945) соединил в названии своей партии нацизм и социализм. Но еще большее откровение проявил ближайший соратник Гитлера Йозеф Геббельс (1897-1945). «...По-моему, ужасно, что мы (нацисты) и коммунисты колотим друг друга... - сокрушался он. - Где и когда мы сойдемся с руководителями коммунистов?»1

Точно так же и коммунизм с тоталитаризмом неразделимы, т. к. само «строительство коммунизма» предполагает тоталитарностьго­сударства (всеобщий контроль, насилие, диктат). Иначе как заста­вить разных людей быть равными и счастливыми одинаковым сча­стьем?Как сделать, чтобы они одинаково думали и одинаково радо­вались тому, что у всех (кроме правителей) всего поровну? Это воз­можно только путем насильственного «осчастливливания». В качестве основных проявлений коммунистического тота­литаризма в СССРможно назвать следующие.

(1) Узурпаииявласти в стране узкой группой большевист­ских вождей (узурпация - потому что демократическим путем эти люди никогда не были избраны; они захватили власть в 1917 г. и держали ее более 70 лет, передавая друг другу за спиной у народа).

Определенную уязвимость (с точки зрения подлинной демокра­тии) своего «руководящего положения», возможно, учитывал даже самый беззастенчивый большевистский сатрап Сталин. В 1943 году в предложенном ему для утверждения проекте текста Гимна СССР в строке «нас вырастил Сталин - избранник народа» он заменил «не­приятное» предпоследнее слово: «нас вырастил Сталин на верность народу».

(2) Насильственное политическое господство этой партий­но-олигархической группы в обществе через установление в нем коммунистической диктатуры. ♦ (3) В ходе большевистской со­циалистической революции произошла массовая экспроприация граждан России. Это означало, что в период 1917-1930-х гг. мил­лионы трудолюбивых, экономически и творчески активных рос­сиян (предприимчивых крестьян, фабрикантов, купцов, инжене­ров и других зажиточных слоев общества) были насильственно лишены накопленной ими собственности (земли, домов, заводов мастерских, магазинов и пр.). В результате эти люди утратили свой прежний социальный статус, свою экономическую самостоятель­ность и независимость, возможность личного успеха и преврати­лись, по советской терминологии, в «трудящиеся массы», в безли­кую «рабсилу» (а по существу - в рабов) государства.

(4) Фактическое запрещение основных прав и свобод лично­сти в обществе (права на жизнь и личную неприкосновенность; на свободу передвижения; на свободу мысли, убеждений, слова и совести; на свободу демократических организаций, собраний и де­монстраций; права на частную собственность и предприниматель­ство; на свободу творчества и др.); подавление гражданского об­щества. Индивид утрачивает всякую автономию и всецело зави­сит от государства (обеспечение работой, жильем, прописка по месту жительства и т. д.). ♦ (5) Тотальный контроль за всеми сферами социальной жизни, особенно за средствами массовой ин­формации, образованием, культурой, идеологией.

(6) Господство в обществе единой общеобязательной идео­логии - марксизма-ленинизма и крайняя нетерпимость к инако­мыслию; идеологизация всей социальной жизни (без соблюдения определенных «марксистско-ленинских стандартов» нельзя было ни строить дом, ни писать пьесу, ни учить детей ботанике или пению, ни выезжать за рубеж и т. д.).

Подавление личности коллективом (школьным классом;пионерской, комсомольской или партийной организацией; трудо­вым коллективом; обществом); вмешательство коллектива в част­ную жизнь людей. Например, партийное собрание могло всерьез обсуждать (и осуждать) образ мыслей или взаимоотношения с женой кого-либо из своих работников.

Отдельный человек рассматривался прежде всего как один из представителей данного коллектива, социальной группы или всего советского народа, как «винтик» огромной государственной маши­ны страны. Поэтому индивидуальная свобода «растворенного» в коллективе «человека-винтика» недопустима, ибо она угрожает единству и целостности всей группы и общества. Отсюда и укрепле­ние в людях стадных чувств: стремление «не высовываться», «не выступать», быть как все и чтобы у всех всего было поровну.

(8) Постоянное нагнетание в обществе атмосферы «нра­вы чайного положения» и запугивание людей (страна живет во «враждебном империалистическом окружении», под угрозой «аг­рессии со стороны империализма», в условиях «жесточайшей иде­ологической борьбы»; вокруг нас «враги народа», «предатели», «от­щепенцы», «антисоветчики», «диверсанты», «немецкие и амери­канские шпионы», «вражеские радиоголоса» и т. д.; поэтому не­обходимы постоянная «революционная бдительность», готовность «принять бой», «пожертвовать собой» и т. п.). Результатом подоб­ного коммунистического психоза явились всеобщая подозритель­ность, взаимные слежка и доносительство, невиданный произвол судебных и «силовых» органов, массовые аресты, репрессии, из­девательства и насилие над людьми, высылка их из страны, зак­лючение в концлагеря и психиатрические больницы, расстрелы. Точную характеристику советской государственной машины дал бывший член Политбюро и секретарь ЦК КПСС Александр Яков­лев (род. в 1923) : «Это было уголовное государство, подмявшее под себя людей. Уголовное!»

(9) Проведениеимпериалистической внешней политики, подавление свободы и независимости народов других стран, свое­образный экспорт в них коммунистического тоталитаризма. Это выразилось в насильственном присоединении к СССР в 1940 р. Латвии, Литвы, Эстонии; в принудительном вовлечении в «стро­ительство социализма» народов Болгарии, Восточной Германии Польши, Румынии, Северной Кореи и еще десятка других стран; в военном пресечении советскими танками попыток перехода к демократии народов Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 гг.; в подавлении 17 июня 1953 г. восстания немецких рабочих против коммунистической диктатуры в Восточном Берлине (по­гибли десятки людей, в том числе и казненные советские солда­ты, отказавшиеся стрелять в восставших); в насаждении в странах-сателлитах послушных Москве правителей через поддер­жку их обильными поставками вооружений, работой на них со­ветских спецслужб, советниками, соответствующей идеологичес­кой обработкой, обучением национальных кадров и т. д.

Согласно данным изданной в Париже «Черной книги коммуниз­ма: преступления, террор, репрессии» (ноябрь 1997), от коммуни­стического террора, насилия и репрессий в XX в. на нашей пла­нете погибло 85 млн. человек (в том числе в Китае - примерно 40 млн., а в СССР - около 15 млн.).

Казалось бы, после столь чудовищных и вопиющих преступле­ний большевиков, после очевидного краха командной экономики коммунисты должны на коленях умолять человечество о прощении и уж во всяком случае прекратить жестоко обманывать людей коммунистической сказкой. Ан нет, они не просят прощения (уверяя, что гибель миллионов и несостоятельность экономики были «отдель­ными недостатками» советской системы) и продолжают звать обще­ство в «светлое будущее». Но главный парадокс в другом - в целом ряде стран коммунисты собирают немало голосов избирателей.

Этот феномен можно объяснить, в частности, следующим. ♦ С одной стороны, существует (особенно в неустроенных обществах) широкая социальная база для тоталитаризма. ■ Это, во-первых, беднейшие и обездоленные слои общества, которые (если говоритьРоссии) крепко обижены сегодняшним малоэффективным, ным, забюрокраченным и коррумпированным государством. ■ Это, во-вторых, люди, которым удобнее жить под опекой государства (непредприимчивые, неактивные, неприкаянные, не привыкшие к регулярному энергичному груду, или даже просто ленивые, предпо­читающие несвободу, но с гарантией дармового куска хлеба и бес­платной крыши над головой). ■ Это, в-третьих, люди с тоталитар­ным мышлением, которые (а) сами привыкли к рабской покорности любому «начальнику» и которых (б) раздражают свободный образ жизни и успехи других людей, и потому (в) им хотелось бы снова заставить всех думать и жить одинаково1.

С другой стороны, есть ловкие и циничные политики, гото­вые делать свою карьеру на любых идеях, лишь бы они находили отклик в обществе. Есть спрос на тоталитаризм, есть и предложение. На ловца и зверь бежит. В материально благополучной Америке ничтожно мало «ловцов» (неустроенных граждан), практически нет и «зверей» (тоталитарно-коммунистических политиков). Однако в современных условиях все более открытого миро­вого сообщества несвободные, тоталитарные государства не могут быть долговечными, и скорый (по историческим меркам) крах сверхмощного СССР тому подтверждение. На фоне в це­лом процветающих демократических государств со свободной рыночной экономикой неэффективность коммунистического тоталитаризма стала разоблачительно очевидной (хотя его правители пытались всячески скрыть невыгодную для них прав­ду: поддерживая закрытость общества, отгораживаясь от осталь­ного мира «берлинскими стенами», ограничивая поездки за рубеж, «фильтруя» и давая ложную информацию, глуша западные радиостанции и т. д.).

Тоталитаризм и коммунизм усредняют людей, обрезая крылья тем, кто готов взлететь, и опуская их до уровня серой посред­ственности. Они порождают общество не хозяев, а людей с пси­хологией временщиков (которым наплевать на «народную», т. е. ничейную, собственность), мелких воришек (думающих, что бы еще утащить у государства) и иждивенцев (мечтающих на диване о получении очередной порции «бесплатных» благ). Такое обще­ство не способно к эффективному созиданию, инициативному ирачительному хозяйствованию. Это закрытое и застойное обще­ство, лишенное внутренних стимулов к творчеству, саморазвитию и живительному обновлению своего бытия.