Национализм и основные формы его проявления

 

Национализм - это идеология и политика, для которых характерны идеи превосходства и ис­ключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости и преследование только собственных интересов. Противопостав­ляя «свою» «образцовую» нацию другим, националисты сеют недоверие и враждебность к «инородцам», подчас объявляя их виновниками кризисных явлений в своей стране и своих собствен­ных неудач. Национализм особенно «расцвел» в процессе образо­вания наций и проявляется в двух главных формах. Условно их можно обозначить как «воинствующий» и «защитный» нацио­нализм.

* Воинствующий национализм, или шовинизм (в Великобритании - джингоизм2), - крайняя, агрессивная форма национализма. Для нее типичны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание нацио­нальной вражды и ненависти. Подобный национализм может проявляться по-разному и прежде всего в виде политики колониализма- господства «великих» держав (например, Ве­ликобритании, Германии, Португалии, СССР, США, Франции) над слабыми, «неполноценными» нациями. Не случайно в историчес­ких оценках колониальной эпохи (XVI в. - середина XX в.) наци­оналистическая идеология и политика такого рода получили осо­бое название — великодержавный шовинизм.

Близки по духу к шовинизму и такие человеконенавистничес­кие идеологии, как расизм(разделяющий людей на «высшие» и «низшие» расы); апартеид(политика расовой сегрегации и дискриминации, проводившаяся до начала 1990-х гг. в Южно-Аф­риканской республике); антисемитизм(враждебное отношение к евреям и их преследование со стороны людей, страдающих юдофобией). Наиболее чудовищным проявлением последнего явился гитлеровский геноцид' по отношению к еврейскому насе­лению во время Второй мировой войны (1939-1945) - так назы­ваемый холокост.

* Защитный национализм характерен для угнетен­ных наций, которые, испытав на себе внешние притеснения, на­строились на сверхпатриотизм, недоверие к другим нациям и не­конструктивное стремление к национальной обособленности. Этот национализм, хотя и вызывает понимание и сочувствие, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его волне могут рваться налаженные связи между этносами-соседями, возникать экономи­ческие трудности и даже конфликты.

Подобный национализм проявляется, в частности, у народов стран (Венгрии, Чехии, Польши, Латвии, Эстонии и др.), пострадавших от коммунистического империализма, исходившего от бывшегоСССР. И он более чем естествен. Еще бы! «Досоветская» независимая Литва, к примеру, в конце 1920-х гг. по ряду позиций опережала Финлян­дию. Насильственное же присоединение этойстраны к СССР (1940) и полвека «строительства социализма» отбросили ее далеко назад. К моменту закономерного крушения СССР (1991) Литва (как и осталь­ные советские республики) оказалась просто нищенкой на фоне процветающей Финляндии.

Сегодня бывшие советские колонии и полуколонии в Европе стремятся с помощью НАТО' и других международных организаций обезопасить себя на случай возвращения коммунистов к власти в России. И это понятно. Однако все ли в этих странах осознают, что опасность нового империализма исходит не от России вообще (и тем более не от еенарода), а от коммунистов ифашистов (причем не только российских!), которые, как показала практика ХХ в., по­всюду одержимы стремлением подавить свободу людей и заставить их жить по своей указке?

Некоторые социальные аналитики относят к защитному нацио­нализму и сионизм общемировое политическое движение евреев в защиту своих прав как единого народа. Оно возникло в концеXIX в., когда у этой нации еще не было своего государства, и со­здание такого государства было главной целью участников сиониз­ма. После образования по решению ООН еврейского государства Израиль (в 1948) сионисты сосредоточились на защите евреев все­го мира от антисемитизма и собирании их в едином израиль­ском государстве.