Процесс развития этносов

 

Процесс этнического развития человечества оченьсложен и происходит постоянно: этносы возникают, разделяются, объединяются, расцветают и даже, бывает, уходят в небытие. Напри­мер, в свое время исчезли такие некогда весьма известные общности, как финикийцы (растворившиеся на рубеже двух эр в населении Сирии), скифы (которые жили в Северном При­черноморье в период примерно с VII-го в. до н.э. по 1П-й в. н.э., а затем тоже рассеялись среди других племен), половцы (обитавшие в XI—XIIIвв. в тех же причерноморских степях; позднее в результате монголо-татарского нашествия одна часть половцев вошла в состав Золотой Орды, а другая - пересели­лась в Венгрию).

Некоторые из современных этносов возникли ещё в древно­сти (например, армяне- по разным оценкам, в VI-IV вв. до н.э.; грузины - в первые века 1-го тысячелетия до н. э.). Другие этни­ческие общности образовались сравнительно недавно: скажем, английская нация - в XVI в., русская - в XVII-XVIII вв. (по другой концепции, раньше - в середине IX в.2), немецкая - в XIX в. Наконец, многие нации сформировались и продолжают формироваться в нашем, XX в. (скажем, турецкая - в первые десятилетия XX в., "австралийская - примерно в середине, кубинскаянация - во 2-й половине XX в.).

Примером объединения этносов может служить образование "французской нации (окончательно - в XVIII в.) путём постепен­ного слияния галлов, франков, бургундов, вестготов и других народов. А пример этнического разделения даёт уже упоминав­шаяся "древнерусская народность. Она примерно в XIV-XV вв. распалась на белорусский, украинский и русский этносы, которые позднее стали нациями.

Современное человечество насчитывает около двух тысяч раз­личных наций и народностей3. Но они не живут по отдельно­сти. Люди различных национальностей всё более перемешива­ются, их культуры сближаются и переплетаются, сохраняя в то же время свои национальные особенности. Большинство стран мира являются многонациональными. Так, в Китае, помимо основной нации (китайцев, или хань), проживает ещё 55 других наций и народностей. А в Индии число наций, народностей и племенных групп столь велико, что справочники дают по ним лишь приблизительную цифру - несколько сот. Что касается Рос­сийской Федерации, то в ней сегодня насчитывается свыше ста этносов.

Среди постоянных жителей Москвы представители более чем 120 национальностей. Бок о бок с русскими (90,5% на 1995 год) здесь живут и работают украинцы (2,4% - 1994), гагары (1,95), евреи (1,5%), белорусы {0,8%), армяне (0,5%), чуваши, азербайджанцы, грузины, мордва, немцы и другие'.

Смешанные (межнациональные) браки и интенсивная мигра­циялюдей по всему миру2 увеличивают многонациональность государств. В большинстве из них складываются «иностранные» диаспоры. Диаспора (oт греч. diaspora - рассеяние) - это большая группа представителей того или иного этноса, живущих вне стра­ны своего этнического происхождения. Так, в сегодняшних США постепенно образовались значительные армянская, еврейская, русская и многие другие диаспоры. Это не удивительно, посколь­ку в конце XX в. эта страна ежегоднопринимает у себя около 1 млн. иммигрантов.

В частности, только в Нью-Йорке, по некоторым оценкам, рус­ская диаспора насчитывает около полумиллиона человек. Причем любопытно, что, по утверждению властей города, этилюди относят­ся к категории самых образованных жителей Нью-Йорка, обладаю­щих высокой квалификацией в разных сферах деятельности.

Вся- эта этническая многоликость современных обществ тре­бует от каждого из людей максимальной тактичности, осторожно­сти, терпимости и вместе с тем открытости и доброжелательнос­ти в отношении представителей других национальностей. Иного не дано, если хочешь жить в мире и согласии со своими соседями по многонациональной «квартире». Однако часть людей, ксожа­лению, не считаясь с этими объективными требованиями, придер­живается разрушительной идеологии национализма.