Система общественно-экономических формаций. Капитализм и социализм
Ключевые критерии1 формационной системы марксистов - формы собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества - пять общественно-экономических формаций, или типов общества. При этом рабовладельческое, феодальноеи капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое (на первой фазе - социалистическое) - как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, в меру сил и охотно трудятся и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу, демократию и высокий уровень благосостояния. Однако реальный опыт развития обществ в XX в., когда капитализм и социализм оказались конкурирующими современниками, подобные выводы не подтвердил.
На деле социализм в СССРво многом стал как раз тем самым «прекрасным образчиком казарменного коммунизма», «шутовской характер» которого был высмеян Карлом Марксом и его соотечественником и соратником Фридрихом Энгельсом (1820-1895) еще в 1873 г. Беспощадное разрушение предшествующего «поганого строя», мелочная регламентация производства и распределения благ, процесса воспитания «масс» и всей общественной жизни, абсурдный принцип «много работать с тем,- чтобы мало потреблять» - вот «замечательные» черты этого коммунизма. Совпало даже то, что всем этим руководил никем не избранный и никому неизвестный «комитет», «главари» которого «все уже устроили заранее».
Однако «казарменным» оказался не только советский социализм, но и его экспортный вариант, навязанный многим другим народам. Многолетняя практика «социалистического строительства» в полутора десятках стран мира (треть человечества), наряду с положительным (больше равенства в обществе, больше социальной защищенности и уверенности в будущем), выявила, что социализм: (1) это провозглашение «великих» целей и программ, которые на деле не осуществлялись; (2) это тотальный (полный, всепроникающий) контроль над людьми, разгул бюрократизма (произвол чиновников, без которыхничего не решается) и бесправие «простого человека»; (3) это неэффективность и «бесчеловечность» экономики, низкий уровень жизни людей; (4) это социально-экономическая «уравниловка» для «масс» и привилегии для партийно-административной верхушки; (5) это «ничейность» собственности и подавление стимулов людей к труду, их инициативы, творчества и соревновательности; (6) это, наконец, низведение отдельного человека до роли «винтика» огромной государственной машины и превращение его в средство создания «светлого будущего» - коммунизма (т.е. получается, что жизнь нынешних людей - «строителей коммунизма» приносилась в жертву будущим поколениям; между тем жизнь у каждого человека о дна, и потому она должна дать радость и счастье именно данному человеку, а не каким-то абстрактным потомкам).
Несостоятельность социализма была очевидна для многих думающих социологов как Запада, так и Востока (последним просто не давали возможность проводить исследования на подобную тему и говорить). Так, американский социолог, экономист и историк Уолт Ростоу (род. в 1916) еще на рубеже 1960-х оценивал социализм икоммунизм как «нечто вроде болезни» и полагал (как в воду глядел!), что в ближайшие десятилетия СССР эволюционирует в сторону капитализма.
Крах социализма в «скроивших» его странах в XX в. убедительно подтвердил мысль австрийского экономиста Фридрихи Хайека(1899-1992) о том, что мы , люди, «не можем построить желаемый социальный порядок, как мозаику, из любых нравящихся нам кусочков».
С другой стороны, в том же XX в. общества стран Запада (капитализм), постепенно и спонтанно развиваясь и совершенствуясь, успешно продвигались в направлении все большей экономической эффективности, демократичности и гуманности2, к большей стабильности и высокому благосостоянию для всех.
В связи с этим бывает подчас затруднительно точно определить тип формации иных стран. Скажем, Германия и Швеция - куда отнести данные страны? Забота их государств об эффективности экономики, гражданских свободах и демократии, об образовании, здравоохранении и социальной защите своего населения столь значительна, что немецкое и шведское общества оказались даже ближе к социализму, чем бывший СССР. В то же время вряд ли правильно говорить о действительном социализме в странах с частнособственнической основой экономики, поскольку ключевой признак социалистического строя - общественная собственность на средства производства. «Разгадка» скорее в другом - в том, что сами «капитализмы» бывают разными.