Контуры развития западной социологии
Центром социологической мысли в XIX в. была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наиболее значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и французский социолог Эмиль Дюркгёйм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие вопросы: ♦ что и как должна изучать социология, ♦ каковы пути развития общества, ♦ как регулировать отношения в нем, ♦ что определяет социальное поведение человека и т. д. При этом у каждого из них был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка».
Так, Дюркгёйм полагал, что социологическое познание должно быть направлено не на сознание и поведение отдельных индивидов, а на изучение так называемых социальных фактов, которые стоят над каждым из членов данного общества.
Социальные факты- это особые, общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием. Это, в частности, действующие в обществе моральные и правовые нормы, определенные традиции и привычки, сложившееся отношение к религии, образованию, науке и иным духовным ценностям. Именно социальные факты отличают одно общество от другого. И они же определяют поведение индивидов среди других людей.
Если проиллюстрировать это современным примером, то, скажем, в США очевидным социальным фактомстало пунктуальное выполнение правил дорожного движения и уважительные взаимоотношения между пешеходами и водителями. Это, во-первых, отличает американское общество, например, от российского. А во-вторых, во многом предопределяет такое же поведение новых поколений американцев.
Среди «изюминок» Карла Маркса - страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причем главным-средством такого изменения должна стать революция(от лат. revolutio - поворот, переворот) - крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и Рез уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.
В противоположность этому, главной идеей Спенсера в отношении изменений в обществе была эволюция(от лат. evolutio -развертывание) - процесс постепенного, плавного и естествен кого развития человеческих обществ, подобно тому, как это происходит тысячелетиями у живых организмов в природе.
Наконец, среди ключевых мыслей Макса Вебера - идея всеохватывающей рациональности(от лат. rationalis - разумный), т. е. разумно организованной, целесообразной жизни. Это предполагает • (а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование; • (б) рациональную бюрократию, т. е. хорошо отлаженное управление обществом; • (в) рациональное право - четкие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми; • (г) рациональную религию (протестантизм), воспитывающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т. д.
В XX в. более плодотворно социология развивалась в Соединенных Штатах Америки. Причем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского образования. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой.
Яркий пример успеха социальных исследований в этой стране - работа всемирно известного Американского института общественного мнения, или Института Гэллапа. Созданный в 1935 г. журналистом и статистическим аналитиком Джорджем Гэллапом (1901-1984) для изучения настроений избирателей в преддверии президентских выборов 1936 г., этот институт и сегодня проводит исследования по самым разным вопросам и во всех развитых странах мира. Его данные не только оперативны и точны, но и заметно влияют на общественное мнение. Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых всегда фокусировались на решении практических задач: каковы мотивы поведения людей, ♦ как лучше осуществлять социальный контроль и управление, ♦ как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества, ♦ как обеспечивать пух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан и т.п. Среди теоретических разработок подобных проблем можно выделить следующие. Рассмотрим их подробнее.