Выявление общечеловеческих ценностей всодержании учебных предметов.

Ход развития современной науки приводит человечество к пониманию существования теснейшей взаимосвязи между устройством внешнего материального мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. В свое время,выдающийся ученый и мыслительК.Э.Циолковский, пророчески заметил:«Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми».

Как уже говорилось, возможность интеграции напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому,стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу – вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и дисциплины «Самопознание».

Дорогие учителя, давайте просто посмотрим на свой предмет глазами любви и передадим его своим ученикам языком сердца.

Ввиду того, что наибольшие затруднения у учителей предметников вызывает интеграция самопознания с предметами естественнонаучного цикла, мы приведем примеры выявления общечеловеческих ценностей в содержании предметов естественнонаучного цикла.

Примеры из математики.

ПРИМЕР 1.Арифметика.32 : 8 = 4

Задача: Мои родители, которые очень обо мне заботятся, принесли домой 32 яблока. Затем ко мне пришли семеро друзей и, помня о том, что родители всегда учили меня делиться с другими, я решил разделить яблоки с моими друзьями. Сколько яблок должен получить каждый, чтобы всем досталось одинаковое количество яблок?

*Поддержите детей, которые скажут, что родителям надо тоже оставить столько же яблок, как и остальным. Побеседуйте о том, как заботятся родители о нас и как важно нам заботиться о родителях.

ПРИМЕР 2. Арифметика.20 + 25 + 30 = 75

Ерлан может поднять 20 кг, Василий может поднять 25 кг и Жанибек может поднять 30 кг. Если они объединятся и помогут друг другу, сколько килограмм они смогут поднять?

*Побеседуйте о важности сотрудничества, работы в команде.

ПРИМЕР 3. Арифметика. 23 ученика из пятого класса, узнали,что вахтер их школы, пожилая женщина тётя Валя попала в больницу, и у неё нет родных и близких. Тогда ребята решили навестить её, купить фруктов и для этого собрать деньги, со всех поровну. Лидер класса подумал, что если поровну на всех поделить не получится, то он заплатит чуть больше остальных. Фрукты стоили 1 200 тенге. Сколько заплатил каждый за букет? Сколько заплатил лидер?

*Задача на деление с остатком, несущая глубокий ценностный смысл. Можно побеседовать о том, как важно помогать людям, и о качествах истинного лидера.

ПРИМЕР 4. Геометрия.

Прямая линия - это кратчайшее расстояние между двумя точками. Прямая линия учит нас идти к поставленной цели прямо, без отклонений. Мы не должны позволять другим отговаривать себя или сбивать нас с выбранного пути. Не теряйте времени на окружные пути. Потеря времени – потеря жизни.

ПРИМЕР 5. Арифметика. Посчитать: 1+5+6+4+2=?, 5+3+7+1+2=?, 4+6+7+1=?

Во всех примерах получается один ответ 18. Различные пути ведут к одной и той же истине. Нельзя сказать, что мой путь верный, а твой неверный. Для каждого человека существует свой собственный путь. Мы должны быть терпимы друг к другу и уважать путь других.

ПРИМЕР 6. Алгебра. Линейная функция Y=кХ, Х-доверие, Y – дружба. Когда растет доверие, растет и дружба, если Х=0, то и Y=0, то есть, если нет доверия, то нет и дружбы.

ПРИМЕР 7. Геометрия. Круг – если мы двигаемся по кругу, то никогда не придем к концу.Предположим, что вас кто-то обидел, в ответ вы обидели его и т.д., получается порочный круг обид, из которого нет выхода. Вместо того, чтобы обижаться, нам следует простить и забыть обиду. Тогда порочный круг разорвётся, и мы станем намного счастливее.

ПРИМЕР 8. Математический анализ. Производная у´=f´ (х).Пусть у=f(х) – внутренняя жизнь, тогда ее производная у´=f´ (х) – внешняя жизнь. Внешняя жизнь – это производная от внутренней жизни. Известны теоремы:

Если в точке f´ ( ) >0, то в этой точке функция f(х) возрастает. То есть, если в данное время наши действия можно оценить знаком +, то это значит, что внутренне человек растет и найдет больше счастья и мира в жизни.

Если в точке f´ ( ) <0, то функция f(х) убывает. То есть, если в данное время наши действия можно назвать отрицательными, то это значит, что внутренне человек деградирует и меньше счастья и покоя в его жизни.

Если в точке f´ ( )=0, то функция f(х) в данной точке либо достигает максимума, либо минимума. Действительно, когда внутренние переживания достигают своих высот или бездн, то внешняя жизнь в данный момент времени как бы прекращается.

Дифференцированиев математике подобно различению между хорошим и плохим, между истинным и ложным в жизни.

ПРИМЕР 9. Математический анализ. Интегрирование.

Определённый интеграл – это сумма всех значений функции на данном отрезке. В жизни мы можем проинтегрировать все наши действия за определённый промежуток времени, если результат >0, то в нашей жизни наблюдается прогресс, развитие. Если результат <0, то наблюдается регресс. Интегрирование подобносамоанализу поведения за определённый промежуток времени. Такую самопроверку хорошо делать ежедневно.

ПРИМЕР 12. Алгебра.

Удивительно то, что всё бесконечное многообразие чисел строится из одной единицы 1 и действий над ней; сложение, деление, извлечение корня и т.д. Здесь можно побеседовать о том, как проявляется в науке и в жизни принцип Единства. Когда мы обнаружим единое начало в строении чисел, то нам легче будет дальше понимать и изучать алгебру, мы будем меньше допускать ошибок и более правильно решать задачи. Также и в жизни, когда мы научимся видеть единство в многообразии, то нам будет легче жить, мы будем меньше допускать ошибок и более правильно решать жизненные задачи.

Все цифры строятся из единицы.

Все материальные объекты строятся из атома.

Все органические формы жизни строятся из клетки.

В сердцах всех людей на земле есть Любовь, Совесть, Истина – все нравственно-духовные ценности.

Все люди – братья.

Примеры из биологии. Все в природе может служить нам уроком. Учителям надо всегда стараться найти ценность, связанную с тем, чему они учат. Особенно важно интегрировать ценностив обучение в начальной школе. Очень важно проводить с детьми беседы на эти темы. Дети – это мыслители и философы, ученые и экспериментаторы, не ограниченные в своих рассуждениях.

ПРИМЕР 1.Если ребенок, надувая воздушный шарик, слишком сильно его надует, то шарик лопнет. Подобно этому, если мы слишком жадны и наше эго раздувается, то раньше или позже у нас будут проблемы. Как и слишком раздутый шарик, мы можем пострадать.

ПРИМЕР 2. Солнце – это пример безусловной любви и терпения. Солнце светит всем одинаково, без различия цвета кожи, нации, религии. Когда люди прячутся в дома, оно остается за дверью и терпеливо ждет, чтобы немедленно появиться, как только в нем возникнет необходимость. Солнце – это великий пример чистой, бескорыстной любви. Чистая любовь любит всех одинаково и не просит ничего взамен, она терпелива, и если твое сердце открыто, то она немедленно войдет туда.

Известно, что, когда мы движемся по направлению к солнцу, наша тень остается за нами, а когда мы движемся от солнца, то тень движется впереди нас. Предположим, что солнце –вечные человеческие ценности, а тень – это наши отрицательные качества. Тогда, если мы направим свою жизнь в сторону вечных человеческих ценностей, то наши плохие качества останутся позади нас и не смогут оказывать существенного влияния, но если мы отвернемся от общечеловеческих ценностей, то наши отрицательные качества будут «бежать» впереди нас. Когда солнце стоит прямо над головой, то тень практически исчезает, точно так, если мы поставим общечеловеческие ценности превыше собственного эгоизма, то наши отрицательные качества станут совсем несущественными.

ПРИМЕР 3. Земля – это пример бескорыстного исполнения своих обязанностей. Каждые сутки Земля поворачивается вокруг своей оси на 360°, обеспечивая людям свет для работы днем и создавая ночь для отдыха. Также Земля поворачивается вокруг Солнца, определяя смену сезонов, что важно для сбора урожая, для обеспечения людей пищей. Земля – это великий пример служения людям, бескорыстного и четкого выполнения своих обязанностей.

ПРИМЕР 4.Солнце, Земля, Луна, растения, животные без устали служат человеку, обеспечивают его теплом, пищей, жертвуя своими жизнями, не ожидая ничего взамен. Солнце дает всем живым существам свет и тепло, растения, получая свет и тепло, выделяют кислород для дыхания человека, и поглощают вредный для человека углекислый газ. Деревья отдают свои плоды людям, ничего не требуя взамен. Корова поит человека молоком, как своего теленка. Животные отдают свою жизнь для того, чтобы человек питался. В древности это называлось кругом жертвенности. Вся природа приносит себя в жертву для того чтобы человек жил полноценной жизнью! А современный человек оправдывает своей жизнью эти жертвы? Нет, он даже не осознаёт их! К сожалению, современный человек вышел из круга жертвенности, желая только брать.И если современный человек что-то делает, то не просто так, а за свой интерес, то есть он, в большинстве случаев,разучился быть бескорыстным. Круг жертвенности разорван и это причина экологических проблем на земле. Человеку следует задуматься об этом и освятить свою жизнь служением людям и природе, совершением добрых дел.

Круг жертвенности В.Ф. Бак, в книге «Биология языком сердца»,[25] называет законом альтруизма. Она пишет о том, что жизнь – открытая система. В неё беспрерывным потоком входит энергия и информация, которые преобразовываются и питают жизнь. Живая система отдает в пространство свою часть энергии и информации, трансформируя мир косной природы. Закон энергоинформационного обмена между частями системы – один из важнейших Космических законов. На уровне человеческой морали он закреплён в понятии: если хочешь получать, – научись отдавать.В биологической системе все её компоненты «жертвуют своими интересами» во имя единой цели – жизнь и развитие целого организма. Альтруизм – это не просто нравственное качество человека, это обязательное условие жизни. Каждая отдельная клетка организма должна жертвовать своим ростом, развитием, потреблением ради других клеток, так как питательные условия среды развития всегда ограничены. При правильном энергоинформационном обмене, наличии обратной связи, соблюдении принципа иерархического подчинения, клетки многоклеточного организма получают всё необходимое, и целостный организм развивается, соблюдая свой гомеостаз.

Если отдельно взятая клетка организма выходит из-под контроля и не реагирует на регуляторные команды, перестаёт согласовывать свою индивидуальную стратегию развития со стратегией целого, выражаясь языком морали «ведёт себя эгоистично», то она перерождается в опухолевую клетку.У опухолевых клеток отсутствует способность к контактному торможению деления. Суть его заключается в том, что, «если культуре нормальных клеток предоставить экспериментальную возможность размножаться в специальном стеклянном сосуде Кареля, то они размножаются до тех пор, пока один слой клеток (монослой) не покроет дно сосуда. После этого нормальные клетки перестают размножаться, они не образуют второго слоя клеток. Опухолевые же клетки в культуре размножаются всё время, образуя многослойную систему» Раковая клетка – пример «клеточного эгоизма», она бессмертна и достигает своего бессмертия за счёт ресурсов целого организма. Все здоровые клетки организма имеют механизм включения торможения деления, клетка «отказывается от своих интересов во имя интересов других». Можно говорить о «социуме клеток» многоклеточного организма, где определены место и роль каждого компонента, и все они связаны друг с другом для единой цели – развитие и жизнь целого организма. Неосознанный «альтруизм» клеток – условие жизни многоклеточного организма.

Эгоизм ведёт к застою и гибели, альтруизм к развитию и жизни. Человеку дано выбирать. Какими будем мы? Открытыми, духовно свободными, умеющими любить и жертвовать во имя общего блага, переносить лишения достойно, или закрытыми, зависящими от своих пороков и желаний, потребляющими как можно больше, не знающими, что такое альтруистическая любовь, и потому несчастными? Выбирать каждому самостоятельно, но, выбирая, вспомним о раковой клетке, хотим ли быть похожими на неё? Жизнь, проходящая в изобилии также опасна, как жизнь в полной нищете. И то и другое – есть следствие нарушения закона Сохранения и Превращения Энергии. Человеку необходимо научиться переносить лишения в жизни, обходиться малым, не растрачиваться попусту и не тратить ресурсы других.

ПРИМЕР 5. Животные. Здесь можно провести интересную игру «Чему мы можем научиться у животных». Учитель предлагает учащимся выбрать по одной карточке с изображением животного. Ребята должны подумать и сказать чему мы можем научиться у данного животного. Например, у собаки – верности, у слона – мудрости, у верблюда – терпению и т.д.Можно провести аналогичную игру «Чему мы можем научиться природы», в этом случае, на карточках будут изображены солнце, земля, луна, горы, реки, облака и т.д. Игра интегрирует нравственно-духовное образование и полученные знания по познанию мира, географии, биологии.

ПРИМЕР 6. Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где вы ни были, ищете общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров.

ПРИМЕР 7. Северная полярная звезда. Она расположена против северного географического полюса Земли, почти прямо над осью её вращения. Северная полярная звезда всегда указывает на север и помогает найти дорогу заблудившимся кораблям и людям, сбившимся в пути в северном полушарии. В южном полушарии это направление указывают четыре звезды Южного креста, чьё пересечение находится как раз над южным полюсом. Мы должны стать подобными направляющему свету для людей, которые потеряли направление в море жизни. Пусть пример нашей жизни указывает людям, сбившимся с пути,правильное направление в жизни.

ПРИМЕР 8. Работы В.И.Вернадского[26].Учебники биологии старших классов наполнены многими биологическими фактами, законами, но они не связаны единой мировоззренческой нитью, определяющей, что такое жизнь, которую изучают. В.Ф. Бак считает, что работы В.И.Вернадского, развернувшего перед всем человечеством картину научных обобщений и выводов о живом веществе, всё ещё не прочитываются и не осмысливаются в полной мере учителями, и, соответственно, не открываютсяперед учениками. Гениальные мысли В.И.Вернадского – это современная основа экологической науки. Ученики XXI века способны воспринять и осознать их глубину. Учителю биологии необходимо пересмотреть для себя истинный смысл и содержание понятий «жизнь» и «живое вещество» планеты.

ПРИМЕР 9. Клетка. В многоклеточном организме соматические (неполовые) клетки несут генетическую информацию обо всём организме. Эта особенность клеток называется тотипотентностью. Наименьшая структура тела клетка несёт информацию обо всём организме, является его голограммой.По ней можно воссоздать все уровни организации жизни. На клеточном уровне уже закладываются те существенные особенности, которые позволят отличать один живой организм от другого. Различия между царствами органического мира также закладываются на уровне строения клеток.

Удивительно устройство клетки и слаженная работа внутри клетки. Ученые сравнивают клетку с космическим кораблем, в котором все системы работают четко и отлажено, и никогда не бывает ошибок!

ПРИМЕР 13. На уроках географии, посвященных изучению горных пород, можно рассказать о том, что современные приборы могут регистрировать тончайшие вибрации. Существует даже научный метод – палеофонография, позволяющий воспроизвести голос мастера, певшего или говорившего во время работы на гончарном круге в далёком-далёком прошлом. Таким образом, глинаи другие породы могут слышать и даже запоминать то, что говорит человек. Учитель может предложить учащимся найти различные разновидности пород родного края и на уроке попытаться «услышать» не говорящую языком человека Природу, почувствовать ее. Для этого можно взять породу в руки, закрыть глаза и посидеть в тишине, настроившись сердцем на эту породу. Затем ребята могут поделиться тем, что «рассказали» им породыи побеседовать о том, что запомнят стены нашей школы после нас, как важно быть ответственным за свои слова.

Примеры из физики.

ПРИМЕР 1. Равновесие. Пользуясь весами, мы видим, что для равновесия с каждой стороны должен находиться одинаковый вес. Таким же образом, мы должны вести сбалансированную жизнь, не увлекаясь чем-то чрезмерно и не становясь экстремистами. Нам следует вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей.

ПРИМЕР 2. Потенциальная энергия. Р=mgh, Р – потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия

ПРИМЕР 3. Поверхностное натяжение воды. Поверхностное натяжение воды не дает кораблику двигаться. Кусочек камфары, привязанный к кораблику, уменьшает поверхностное натяжение и кораблик плывет. Так и в жизни, чем меньше внутреннее напряжение, тем легче плывет кораблик нашей жизни.

ПРИМЕР 4. Отражение света на кривых поверхностях. Если поверхность отражения не ровная, то изображение будет искривленным.

Предложите учащимся посмотреть на свое отражение в различных стальных предметах: ложках, вазах, чашках. Подобно этому если наш ум не ровный, не спокойный, если он искривлен неверными представлениями о мире, или отрицательными эмоциями, то отражение окружающего мира в нашем уме будет искажено. Наш ум должен быть чистым и спокойным, тогда мы увидим истинную картину мира. Попросите учащихся зарисовать отражение света от искривленной поверхности. Мысли подобны лучам света. Школьникам следует усвоить, что если наши мысли будут рассеиваться, то мы не в состоянии будем получить чёткую картину мироздания. Только если наши мысли будут чистыми, ясными и концентрированными, то мы получим четкое, ясное представление об окружающем мире.

Нижеприведенные примеры были приведены в книге И.Стульпинене«Физика языком сердца»[27].

ПРИМЕР 5. Структура атомной решетки. Чем отличны графит (сажа) и алмаз, если оба состоят из атомов одного и того же химического элемента – углерода? Решётка графита гексагональная: состоит из слоёв, в которых равномерно расположены одинаковые плоские шестигранники атомов углерода. Расстояния между слоями вдвое больше длины стороны шестиугольника, потому притяжение между слоями слабое.

Решётка алмаза – тетраэдр. Каждый атом находится на вершине тетраэдра. Расстояния между атомами строго одинаковы, что является причиной исключительной твёрдости алмаза. При становлении графита алмазом из плоскостей рождаются объёмные структуры: каждый атом «восходит» на вершину тетраэдра – навсегда. И происходит «чудо»: материал становится прозрачным, приобретает способность радужно светиться! Добавилась только одно – третье измерение. Но если с твёрдыми веществами могут происходить такие превращения, что будет, когда к «трёхмерному сознанию» человека добавится четвёртая мерность? Каким станет человечество, если разные качества людей «взойдут на вершины», если пороки превратятся в добродетели: враждебность станет дружелюбием, легкомыслие – ответственностью, трусость – смелостью, лень – трудолюбием, сладострастие – порядочностью, жадность – щедростью, подозрительность – доверием, предательство – преданностью, грубость – тонкостью, эгоизм – самоотречением, ненависть – любовью?..

Произойдёт чудо: человек станет Человеком. Когда сажа звериного эгоизма превратится в углерод «высшей пробы» – в человечность, тогда человек станет чистым, как алмаз! Менять свою низшую животную природу на высшее благородство души – значит, как говорили древние алхимики, искать кристалл духовных драгоценностей – философский камень мудрости. Урывками не достичь результата – каждый день приходится прижимать и выжигать свои пороки. Кристальность души – не случайный дар Природы, но результат кропотливого самосовершенствования.

ПРИМЕР 6. Магнитные свойства вещества. Магнетики (вещества, способные намагничиваться) делятся на три группы: диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Диамагнетики, когда попадают во внешнее магнитное поле, очень незначительно намагничиваются против этого поля (гр. dia– выделение, расхождение). Парамагнетики очень слабо намагничиваются по направлению поля (гр. рara– рядом с чем-то). Но и те и другие быстро размагничиваются после удаления из поля.

Только у ферромагнетиков их магнитная проницаемость во внешнем магнитном поле усиливается в сотни и тысячи раз – они не теряют намагниченность при исчезновении внешнего поля. Ферромагнетиков мало, это небольшая группа веществ. Так и с людьми: все в той или иной степени реагируют на воздействие «очень магнитной» личности. Кого-то встреча настраивает против принесённых ею идей, другие ими зажигаются. Но обе группы – ненадолго, только до тех пор, пока есть возможность близкого общения и контакта с этой сильной личностью.

Лишь очень немногие не теряют полученный «магнетический заряд» и сами становятся сильными личностями – постоянными магнитами. Мы все на испытании, но только сильные духом способны стать постоянным магнитом и не размагничиваться. Даже если их жгут огнём.Тем они отличаются от обычной стали.

ПРИМЕР 7. Принцип Гюйгенса. Принцип Гюйгенса утверждает: каждая точка, которую достиг фронт световой волны, сама становится источником света. Где свет – там и достижения. Это не аналогия – это Истина!

ПРИМЕР 8. О теории Абсолютности. Вы скажете, что нет в учебнике такой темы? Дело в том, что до Альберта Эйнштейна абсолютными величинами (инвариантами) считались время, пространство, масса, энергия. Во втором постулате своей теории, Эйнштейна объявил инвариантом или абсолютной величиной – скорость света. Можно сказать, что явления природы Эйнштейн стал измерять светом. В одном из писем он писал: «Теперь о термине «теория относительности». Вынужден отметить, что он неудачный и не однажды создавал философские недоразумения». Название теории, данное М.Планком, прижилось, хотя свою теорию Эйнштейн хотел назвать «теорией инвариантов», – утверждают исследователи жизни Эйнштейна.Так что объяснение Эйнштейном относительности – не самое главное в его теории. Нам важнее то, что теория относительности, как когда-то первым отметил Герман Минковский, с равным правом может быть названа «теорией абсолютности». Именно так свою теорию в беседах иногда называл и сам Эйнштейн. Теория абсолютности в науку и всем нам принесла весть: Свет есть абсолютное всё. Остальное, в сравнении с ним, – относительно!

Увы, как часто, применяя выводы теории относительности к своей личной жизни, кратким «Всё относительно!» человек легкомысленно оправдывает свои поступки, ссылаясь на Эйнштейна. Когда школьники узнают теорию Эйнштейна как теорию абсолютности, они смогут сказать себе: «Не ограничусь относительным! Целью жизни моей пусть будет стремление к Абсолютному».

Пример урока экономики, интегрированного с самопознанием.

Урок Тема: Что такое общечеловеческие ценности. Ценности в нашей жизни.(10-й класс)

«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером его отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу» Ш.А.Амонашвили

Цель урока:повысить экономическую грамотность учащихся на основе общечеловеческих ценностей, которая ведет к формированию таких качеств личности, как деловитость, взвешенность во взаимосвязи с разумной потребностью, умением соизмерять ее со своими возможностями в условиях предпринимательской деятельности.

Формирование знаний об общечеловеческих ценностях, ответственности перед другими, перед самим собой и окружающим миром, о вкладе каждого в создание гармоничного будущего в доме, школе и обществе.

Учебно-воспитательные задачи:

1. Познакомиться с понятиямиистина, праведное поведение, любовь, покой, ненасилие, научиться сотрудничать и вступать в контакт с другими, развивать целостный взгляд на вещи и явления.

2. Сформировать умение различать общее и частное, вечное и временное, видеть во всем происходящем полезное для себя, разрешать простые конфликты и проблемы, слушать, высказывать собственное мнение, достигать взаимного согласия, развивать невербальные формы общения.

3. Сформировать способность ценностного подхода ко всем явлениям жизни, нравственного выбора в различных ситуациях.

Тип урока: урок-беседа

Методы:Притча об учителе и учениках, игра «Передача любви», эссе о единстве и различиях.

Основные понятия: Общечеловеческие ценности. Спокойствие. Единство. Любовь.

Ход урока

1. Позитивный настрой (концентрация на положительных мыслях под спокойную музыку)

2. Эпиграф урока: «Будь честен с самим собой, и тогда ты не сможешь лгать другим». В. Шекспир («Гамлет»)

3.Вступительное слово учителя.

Мы начинаем с вами изучение курса «Основы экономики. Казахстан в современном мире». Но перед началом наших уроков экономики давайте обсудим некоторые вопросы, важные для изучения нашего предмета и для всей нашей жизни.

Беседа. Вопросы:

- Какое у нас сейчас время?

- Какие приоритеты у людей в настоящее время?

Мы с вами обсудим сейчас очень интересную притчу, которая может стать руководством к нашим мыслям, словам, поступкам в дальнейшей жизни.

4. Притча:

Давным-давно один старый, мудрый учитель собрал вокруг себя учеников. «Я чувствую, что стал стар и немощен, – сказал он, – Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей и деньгами». Все ученики согласились, что в самом деле пришла их очередь послужить своему учителю. Только один ученик сказал: «Учитель, это будет нелегко, потому что люди, живущие рядом, скупые. Они, наверняка, не помогут нам». Учитель ответил: «Сын мой, я не прошу вас просить милостыню, это не годится. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужнее, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Кто поможет своему старому учителю?»

«Мы, мы», – закричали ученики. «Мы молодые и сильные. Скажи нам, что сделать». Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит, и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что они не должны никого обижать, выполняя это задание.

Все ученики уже собрались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель резко сказал ему: «В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?». «Прости меня, мой учитель, – сказал мальчик, – но я не могу сделать, как ты просишь». «Объясни», – сказал учитель.

«Вы сказали, что мы должны пойти туда, где нас никто не будет видеть. Это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит на меня. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!».

Лицо старика засияло радостью. «Наконец-то хоть один из всех моих учеников понял мои наставления».

Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков. Они всегда помнили слова своего товарища: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».

Продолжение беседы. Вопросы:

- Как вы думаете, почему учитель попросил учеников о помощи?

- Почему один ученик не послушался учителя?

- Приятно ли было это учителю?

- Что бы вы сделали, если бы учитель попросил вас украсть?

- Какая часть нас самих всегда за нами смотрит? Как вы ее назовете?

Итак, у нас впереди будет много уроков экономики, пронизанных общечеловеческими ценностями, о которых мы сегодня и поговорим. Вечные универсальные ценности: истина, праведное поведение, любовь, покой, ненасилие – являются общими для всех людей, всего живого и неживого.

Общечеловеческие ценности представляют собой изначальную суть человека, открытую и описанную мудрецами и святыми всех народов и времен. Они несут свет знания о подлинной природе человека, утверждают постижение самого себя и озаряют мудростью, чтобы каждый человек и весь род людской пришли к осознанию высшей цели – самореализации. Эти ценности нужно не только изучить, понять и осмыслить, но принять их всем существом и следовать им в повседневной жизни. Понимание и осознание человеческих ценностей – это дорога к истине о единстве всех людей.

Истина – это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях: прошлом, настоящем и будущем.

На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, а также правдивость, верность своим словам и обещаниям. Опыт – величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, долга, покоя, добра и любви.

Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что в конце концов правда восторжествует.

Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.

Говорить правду означает приобщение к истине, неизменной во все времена. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос сердца.

Продолжение беседы. Вопросы:

- Как вы понимаете истину?

- Что вы думаете об эпиграфе нашего урока?

- Можете ли вы отличить, когда вам лгут?

- Как вы себя чувствуете, когда вас обманывают?

Праведное поведениеэто верность своим обязательствам, внутренняя культура, и цель ее – благо и для себя, и для всего, что насокружает. Это служение, которое не преследует личных интересов и не ожидает никаких выгод и похвал, оно открывает человеку дорогу к источнику внутреннего покоя и радости. И жизнь показывает, что согласно духовному закону и естественному закону природы плоды бескорыстного служения – залог даров милости судьбы.

Праведное поведение – это лампа жизни, рассеивающая тьму внутреннюю и внешнюю, дарующая счастье. Праведное поведение – фундамент процветания людей, это непоколебимая истина всех времен. Когда Праведное поведение«уменьшается» и начинает исчезать из человеческой жизни, вся планета погружается в страх и беспокойство, и ее сотрясают волнения и беспорядки. Если человеческие отношения не освящены сиянием Праведное поведение, вся цивилизация оказывается под темным покровом страданий и несправедливости. Следовательно, обязанность человека – везде и всегда следовать Праведному поведению.

Все, что люди делают с полной самоотдачей и посвящают обществу, в котором живут, является частью Праведного поведения и ведет к внутреннему самосовершенствованию. Следуя путем Праведного поведения, человек стремится превратить каждую мысль, каждое слово, каждое движение и каждый миг в священный шаг по дороге к достижению своего высшего, истинного "Я".

Отсюда следует, что Праведное поведение – это нравственные и этические нормы, основанные на бескорыстном служении, по которым необходимо жить человеку как частице общества, страны и мира, охранять их – священная обязанность каждого гражданина во имя своего и всеобщего благополучия. Та же верность пути Долга, проявляется в форме космического закона, заставляя Солнце и Луну вращаться по своим постоянным орбитам и выполнять свое служение для всей Вселенной. Заветы древних мудрецов поступать по справедливости должны стать золотой нитью, очищающей мысли и дела наших современников во имя жизни на земле.

Продолжение беседы. Вопросы:

- Что такое Праведное поведение?

- Какбы вы определили правильность своих действий?

Покой – это спокойное состояние ума, которое не подвержено воздействию временных печалей и радостей, неудач и побед. Это ощущение внутреннего умиротворения и покоя. Чтобы достичь этого покоя, необходимо вести жизнь, созвучную нашей совести. Можно ли добиться Покоя, спокойствия и счастья, идя путем злобы, вражды и несправедливости? Вряд ли. Когда вы вкушаете яблоко, можете ли вы ощутить вкус персика? Каково действие, таков будет и его результат. Высота лестницы, на которую вы хотите взобраться, должна превысить высоту преграды на пути кПокою, которая состоит из плохих качеств человека, отсутствия личностных достоинств и роста ненависти и жестокости.

Продолжение беседы. Вопросы:

- Что для вас покой?

- Как можно достичь состояния внутреннего покоя?

Любовь – это гармония тела, разума и души. Любовь тела – это страстность, любовь ума – это сочувствие, Любовь души – это внутреннее умиротворение.

Любовь человека имеет множество форм, выражаясь, например, через чувства между матерью и ребенком (материнская любовь), между женой мужем и (влечение), между родственниками и близкими (привязанность). Подобная любовь объясняется родственными связями, симпатией, отношениями влюбленности. Однако существует и чистая Любовь, выражающаяся в единстве со всем, что нас окружает. Такая Любовь отдает и прощает, она проникнута духом жертвенности, и полностью отрешена от личного «я», то есть священна.

Известны разные уровни любви: первый – самый низкий. Люди, находящиеся на этом уровне, печалятся, видя других счастливыми, поскольку завидуют чужим достижениям. Они постоянно осуждают других и выискивают в них недостатки. Такие люди не выносят, когда другим хорошо, они губят в себе все проявления любви. Если кому-то улыбнется удача, им не дает покоя зависть, подобно тому, как ворона завидует чудесной песне соловья. Они смеются над хорошими людьми, как вороны, высмеивающие лебедя.

Люди, находящиеся на втором уровне, пекутся лишь о собственном благополучии, и самое важное для них, чтобы в их семье был покой и достаток, и их родным и близким было хорошо и спокойно. Остальные люди с их добрым характером и пороками их совершенно не волнуют. Подобных людей среднего уровня можно назвать посредственными или обычными.

Третий уровень – лучший и самый высший. Находящиеся на этом уровне люди полны веры в то, что все люди одинаковы по своему духовному происхождению. Они чувствуют, что высшее «Я» в форме Любви присутствует везде и во всем. Люди, исполненные такой высшей любви, постоянно находятся в состоянии удовлетворенности.

Человек должен культивировать в себе принцип Любви как высочайшее из человеческих достоинств, соразмеряя его с каждым мгновением жизни, что особенно важно на современном этапе развития человечества, полном раздоров и беспокойства. Любовь должна выражаться во всех мыслях, словах и делах, и тогда восторжествует истинная человечность. Даже животный мир нуждается в любви. Звери и птицы не только имеют потребность в любви, но сами выражают ее человеку, и это является проявлением родства человека и животных.

Истина – это Любовь в форме мысли. Праведное поведение – это любовь в действии. Покой– это внутреннее ощущение любви. Любовь – это осознание единства со всем сущим, выражающееся в глубоком, проникновенном чувстве, не знающем границ, условий и проявленное в даре бескорыстно отдавать и прощать.

Продолжение беседы. Вопросы:

- Ваше понимание Любви?

- Какие виды Любви вы знаете?

Ненасилие – это поведение, основанное на сострадании ко всем живым существам, на контроле над чувствами, внутреннем покое, терпимости, истине, любви ко всему.

Истинный смысл Ненасилия – не причинение обиды и вреда ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом. Об этом же говорит иПрезидент нашей страны на IV съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане (21-22 мая 2012 г.). Очищение и одухотворение мыслей, слов и поступков, их гармоничное слияние автоматически ведут человека к Ненасилию, он уже не может никого обидеть ни мыслью, ни словом, ни действиями.

По сравнению с прошлыми эпохами, наше время отмечено явным увеличением злых качеств, нехороших действий и чрезмерной жестокостью. Как тогда можно объяснить тот факт, что в течение 5000 лет запечатленной истории человечества на земле происходило 15000 войн? И до сих пор человечество не избавилось от страха войны. Каждая такая война приносила с собой страдания и унижение человеческого достоинства.

Если рассмотреть причины возникновения войн, то обнаруживается, что накопление зла в мире связано с преобладанием животных инстинктов в человеке. Поэтому самое главное для человека сейчас - это принести в жертву эгоизм и животные качества – ненависть, жадность, зависть, гнев, гордыню и злость.

Воспитание в себе ненасилия, - это, во-первых, мощное противоядие от собственных пороков, а во-вторых, забота о защите основных интересов всего человечества.

В процессе освободительного движения и в стремлении человека к независимости от господства иноземцев именно принцип Ненасилия продемонстрировал заложенную в нем силу вселенского закона. Но, несмотря на это, человечество не избавилось еще до конца как от страха перед ядерной войной, так и от хронической нищеты, глубокого невежества, страшных болезней, лишений и бедствий, религиозного фанатизма и фундаментализма, массовой торговли наркотиками, терроризма и неуклонного разрушения человеческих ценностей. Практика ненасилия поможет человеку постепенно накопить заряд светлой энергии, которая усилит его нравственно-духовную силу в борьбе против низменных и аморальных тенденций.

Продолжение беседы. Вопросы:

- К чему ведет Ненасилие?

- Бывает ли насилие только физическим?

5. Игра «Передача Любви». Все становятся в круг и,взявшись за руки, говорят по цепочке друг другу: «Я тебя люблю».

6. Домашнее задание: написать краткое эссе о том, что объединяет всех людей на земле.

В заключении подчеркнём, интеграция содержания предмета «Самопознание» и предметов естественнонаучного цикла будет способствовать качественным изменениям аксиологического базиса личности учащихся в плане твердой уверенности в правоте нравственных общечеловеческих идеалов и готовности к реализации их на практике. Благодаря процессу возрождения духовно-нравственной составляющей образования сегодняшние школьники смогутподняться над узостью потребительского мировоззренияк высотам осознания духовности как своей истинной природы, и смогут передать другим личный опыт самопознания как носители и выразители духовно-нравственного начала.