Народный танец на уроке музыки

Каждый учитель музыки прежде всего заботится о том, чтобы пробудить и культивировать у детей чувство доли, метра, ритма, фразы, мелодии, формы и общую способность слышать и реагировать на услышанное. Наравне с детскими играми (с которыми он имеет общие исторические и типовые параллели) фольклорный танец – один из наиболее эффективных способов развить эти музыкальные способности. И, кстати говоря, один из самых весёлых! Далее я кратко рассмотрю каждый компонент.

Доля

Многие молодые учителя на моих семинарах спрашивают: как же научить детей определять долю? Самый простой ответ таков: как можно чаще используйте упражнения, которые требуют точного попадания в доли для достижения цели. Народные танцы чаще всего включают в себя шаги, маршировку, прыжки, скачки на сильную долю, а многие из них также содержать хлопанье в ладоши, высокие прыжки и покачивание – и всё это замечательно помогает привить ребёнку внутреннее чувство доли. Как это часто бывает в Шульверке, группа становится учителем сама для себя в тот миг, когда большинство учеников способны достигнуть коллективного чувства доли.

Метр

Вальсы на 3/4, как австрийский вольф, ирландские джиги на 6/8, румынские танцы на 5/4, такие как ходорага, болгарский рикинизас на 7/8 – великолепные способы почувствовать сильные доли в разных размерах.

Ритм

Многие народные танцы включают в себя ритмы для озвучивания всем телом, и от исполнителя требуется хлопать, щёлкать пальцами, топать ногами, жестикулировать руками или вышагивать особенным образом. Всё это вносит свой вклад в целостное ритмическое развитие ученика, но ритм, исполненный ногами, способен создать новое измерение – чувство переноса веса тела. Я испытал это на себе в Болгарии, когда недавно выступал там в качестве музыканта, танцующего с танцорами. Моё музыкальное образование подготовило меня к необходимости быстро схватывать ритмический рисунок, в то время как опыт народного танца помог моим товарищам понять значение веса для выполнения ритма. Эти неуловимые качества, делающие ритм в исполнении одного джазового музыканта более размашистым, чем у другого, а фразу скрипача – более выразительной и энергичной, можно развить и укрепить с помощью танца.

Фраза

Многие (но не все) танцы изменяются вместе с отрезками фраз. Танцоры часто поворачиваются и идут в другую сторону или кружатся на месте, создавая прямую связь между движением и фразировкой. Дети учатся предчувствовать эти перемены, что подготавливает их к следующему пункту.

Форма

Большинство народных танцев имеет простую форму, и это позволяет детям понять, как музыка строится и распределяется во времени. Если фраза из восьми или шестнадцати тактов повторяется, мы можем обозначить её AA. Когда появляется новая, мы называем её B. Многие народные танцы – например, черкассия – имеют простую форму типа AABB, в то время как другие идут дальше, и мы получаем в дудлебской польке. Эти маленькие кирпичики формы – хорошая отправная точка для понимания структуры мелодии Эллингтона или сонаты Бетховена. Но форма начинается не с абстрактного анализа: она впитывается ухом и телом через верное исполнение танца, сопутствующего фразе.