Интеграция самопознания и других учебных дисциплин

Тому, кто не постиг науки добра,

всякая наука приносит лишь вред.

М. Монтень

В современном мире развитие науки, техники и информационных технологий достигли очень высокого уровня, но, к сожалению, нравственные качества людей падают, поэтому ситуация становится всё более опасной: террористические акты, войны, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды, болезни, брошенные дети, обездоленные старики и т.д. Действительно, наука без духовности, образование без совершенствования характера, знания безнравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу.

Поэтому трудно переоценить важность развития высоких нравственно-духовных качеств учащихся в процессеполучения образования. Это задача, эквивалентная задаче сохранения жизни на Земле.Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы, писала: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый»[10]

Великий мыслитель Мишель Монтень, в своих «Опытах», в главе «О воспитании детей» подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования над интеллектуальным обучением: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах, раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики»[11].

Известный педагог Н.И.Пирогов в работе «Университетский вопрос» подчеркивает: «Вся наша нравственность, правда, добро, свет – все учение. И учить не воспитывая, значит бы не учить, а делать что-то другое»[12].

К сожалению, большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но правильным ответом должно стать: «Я учу детей через математику, через физику, через историю…». Какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.

Например, выдающийся педагог и психолог С.Л.Рубинштейн говорил о необходимости развития характера школьников в процессе обучения: «… важно, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мышление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер. Неверный подход к этой проблеме и ее не разработанность в нашей педагогике – одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения»[13].

Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца).Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.

Часто учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться. Но также мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? Вот в чем парадокс, и как его преодолеть?Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания –живые, а какие – мёртвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос:

«Что есть мертвые знания?

Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

В общем, мертвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Живые знания составляют Культуру Образования.

Живые знания – те, которые:

– одухотворяют человека;

– влекут к горизонтам науки;

– способствуют творить новую жизнь;

– воодушевляют мысль на новые поиски;

– несут просветление и эволюцию;

– живые знания – крылья;

– мертвые знания – гири на ногах.

Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира»[14].

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости[15]. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др.

Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А.А.Бейсенбаевой. Учёный подчёркивает в своих работах, что «задача усовершенствования учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и аксиологический характер современной науки, ее преобразующее значение, влияние на нравственность человека, его духовный мир»[16].В этом плане большое методологическое значение имеет реализация принципа единства научного знания, требующего применения диалектического метода к построению содержания отдельных предметов и установлению межпредметных связей, а также выявление аксиологической составляющей науки, что будет способствовать духовно-нравственному развитию личности.

Таким образом, воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его, должно стать целью современного урока.

Духовно-гуманная педагогика отказывается от авторитарных правил и догм. Педагог вместе с учащимися выявляет ценности, убеждения, взгляды, они не спускаются сверху по разнарядке. Одухотворению жизни учащихся и взрослых служат изменения в сторону ценностного наполнения содержания образования, основываясь на гуманизации и гуманитаризации обучения, имеющих общечеловеческое и национальное значение.

Педагогический аспект гуманизации заключается в понимании изначальной духовной сути человека, признании его уникальности и самоценности, его права быть самим собой.При этом создание наиболее благоприятных условий для раскрытия нравственно-духовной природы ученика будет главным в деятельности учителя, интересы которого смещаются к той духовной высоте, которая является главным стимулом развития любой личности. Только имея в виду эту точку, как считает М. Мамардашвили[17], можно занять свое место в мироздании. Гуманистическое проявление современного урока должно начинаться с самого его начала: учитель приветствует учеников с улыбкой, заинтересовывает сообщением о том, что сегодня предстоит знакомство с очень важным материалом, знание которого можно использовать не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. При этом на уроке царит атмосфера доброты, любви и покоя.

Стремление учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху, возвышающему школьника до познания своей истинной природы и способствующему достижению счастья. При этом ценность знаний заключается в том, что они являются средством постижения тайн жизни и обретения свободы выбора.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

Содержание учебных предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов. Дисциплина «Самопознание» обладаетметапредметным потенциалом, обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

Однако, иногда учителя понимают интеграцию предмета «Самопознание» и других школьных предметов как проведение на уроке «круга радости» или какой-нибудь игры, для развлечения и отдыха учащихся. Например, учитель химии говорит, что интегрировала самопознание, так как на уроке, задавая вопрос по химии, она кидала мячик учащимся, а они, отвечая, кидали мячик ей обратно. Но это не интеграция! Это просто использование некоторого методического приёма, который также используется на уроке самопознания, что не имеет никакого отношения к интеграции самопознания и химии. Интеграция должна происходить на более глубоком уровне содержания, смысла иобщечеловеческих ценностей. Основу содержания предмета «Самопознания» составляют общечеловеческие ценности, а все методические приёмы: позитивный настрой, рассказывание историй, пение песен, творческая работа, игры должны иметь глубокий нравственно-духовный смысл. Если на уроке играем в игру, то игра должна иметь ценностную направленность, если поем песню, то её содержание должно способствовать очищению сознания, наполнению его позитивными образами, если рассказываем историю или притчу, то последующая беседа помогает духовному росту учащихся. Игра просто для игры, или песня просто для расслабления и развлечения не отвечает цели нравственно-духовного образования «Самопознание».

Таким образом, можно различать внешнюю интеграцию (применение методических приемов самопознания) и внутреннюю интеграцию, которая основанна на методологических позициях целостного понимания человекаи мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой.

Проблемы неглубокого понимания интеграции связаны с мировоззренческой позицией учителя. Если учитель сам не ищет, не развивается духовно-нравственно, не видит единства в многообразии мира, а озабочен только усвоением материала учебника, подготовкой к контрольной работе, к экзаменам, думает лишь о рейтинге школы, или о том, как соответствовать рыночной экономике, то такой учитель не сможет интегрировать нравственно-духовное образование и свой предмет, не сможет сделать знания живыми и одухотворёнными. А потом он скажет, что его не научили, не дали соответствующих методов. Но как светлое знание войдет в закрытую дверь? Как свет солнца осветит ваш дом, если вы закрыли двери и окна?

Мировоззренческая позиция учителя – это основа всех методик интеграции. Учитель физики Ирена Стульпинене написала мудрую книгу «Физика языком сердца», в которой она отмечает: «Когда основы определены, тогда и содержание предмета могу интерпретировать согласно своему мировоззрению. Не приходится ничего специально заучивать, интерпретации естественно живут во мне – этим живу. Остаётся собрать и не растерять факты передовых научных изысканий. Понимание может расширяться бесконечно, но главное – всегда оберегать основы. Содержание учебника и новые научные факты – это текст урока. Но мировоззрение есть возможность эти знания «очеловечить», «согреть», облагородить, одухотворить – это подтекст урока».

Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметовсостоят вцелостном понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.

Предмет «Самопознание», отражающий новую парадигму образования, утверждает приоритет духовного начала, что позволяет раскрыть целостный контекст всех школьных дисциплин в то время как сейчас они разделены, лишены интегрирующего принципа, внутренней связи. Полученное в процессе интеграции знание будет живым и практическим, оно поможет школьникам увидеть в научной картине мира, в научных исследованиях, в окружающей жизни отражение объединяющего начала общечеловеческих ценностей, сформирует у будущих специалистовцелостную картину мира, и позволит передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные знания.

Пути интеграции.Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:

1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

2. Знакомство с открытиями современной науки.

3. Выявление общечеловеческих ценностей всодержании каждого учебного предмета.

1.Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.Рассказывание историй из жизни учёных – прекрасный пример интеграции нравственно-духовного образования и самопознания.

ПРИМЕР 1.У Ньютона была большая собака по имени Даймонд и он её сильно любил. Однажды Ньютон закончил свой научный труд и решил прогуляться. Даймонд решил последовать за хозяином, но когда он перепрыгнул через стул, свеча упала на манускрипт и месяцы работы Ньютона были потеряны и уничтожены. Ньютон не успел спасти манускрипт. Он долго смотрел на Даймонда, но не высказал гнева. Ньютон только спокойно сказал: «Даймонд, ты никогда не поймешь, что ты натворил сегодня»

ПРИМЕР 2. Гениальный физик Майкл Фарадей, которого называли властителем молний и королем физиков, всю жизнь оставался скромным и простым человеком, читал лекции для детей и верил в великие тайны Природы.Майкл Фарадей читал в Лондонском Королевском Институте популярныеРождественские лекции о физике и химии для детей и взрослых, которые были идеальными образцами доступности научного языка, простоты и ораторского искусства.Например, лекция Майкла Фарадея «Химическая история свечи» заканчивалась так: «В заключение – а рано или поздно конец нашим беседам должен быть – я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и эффективно выполняя свой долг перед человечеством».

2. Знакомство с открытиями современной науки.Последние открытия в современной науке обладают огромным потенциалом нравственно-духовного осмысления устройства мира и человека в нём. Это знания оживойВселенной, которая устроена с необыкновенной любовью и заботой именно для жизни человека в ней; знания об изумительном, совершенном устройстве человеческого тела, о влиянии не только действий и слов, но и мыслей на здоровье человека и окружающий мир. Современные исследования показывают тесную взаимосвязь междувнутренним миром человека и внешней жизнью природы и общества. Такие живые знания могут вдохновить учащихся и зажечь в них страсть к знанию, к истине и к служению обществу и человечеству в целом.

В конце ХХ века начинается процесс объединения естественнонаучной и гуманитарной культуры, вызванный самим ходом развития науки. Специалисты по философии науки говорят о том, что природа в естествознании конца ХХ начала ХХI века обнаруживает черты, близкие человеческому миру, а научная картина мира, складывающаяся на наших глазах, включает в себя и природу, и человека, и культуру как взаимосвязанные части единого целого[18].

Исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическому изучению. В философии науки выделяются несколько основных этапов развития науки: классический, неклассический и постнеклассический этапы.

Основными характеристиками классического этапа науки являлись: антитеологизм, однозначный детерминизм, механицизм. Представление о физической картине мира основано на законах Ньютона, законах классической механики и т.д. Гносеологические основания классической науки: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Ее социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и естественнонаучные вузы и кафедры, испытательные стенды, научные журналы), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой, «большой» науки.

Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки приходится на конецXIX– начало XX в., время начала кризиса ее основ (период создания Эйнштейном теории относительности, закона неопределённости Гейзенберга, квантовой механики, конструктивной логики и математики и др.). Качественно новый этап–неклассическая наука, основанная на существенно отличном от классического фундаменте. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, массовость (множество объектов любого рода – статическая система), системность, структурность, организованность, эволюционность систем и объектов. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм, научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Социология неклассической науки: «зернистая» структура научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, наука – объект экономического, правового, социального и государственного регулирования.

Неклассический этап развития «новоевропейской» науки проходит пик развития в 70-е гг. XX в. Ему на смену приходит парадигма «постнеклассической» науки (фиксация, выделение и описание особенностей которой основательно осуществлено в работах B.C.Степина)[19]. Лидеры постнеклассической науки – биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.), включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития.

Идеология, философские основания и методология постнеклассической науки существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами и «духом» не только «классического» этапа развития науки, но и ее «неклассического» этапа. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм. Появляются совсем иные представления о «научности» и «рациональности».

Постнеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание – инструмент, ориентированный на утверждение человека в мире. В ней появляются новые преобладающие тенденции: к объединению естественнонаучной и гуманитарной культуры, к выявлению целесообразности, полезности, экологической и гуманистической ценности знания, к переходу от традиционных вопросов науки «что? как? почему?», к вопросу, традиционному скорее для рациональных, ненаучных форм знания – философии, религии и искусству – вопросу «зачем?».

Приведем примеры некоторых новейших исследований, отражающих новуюпарадигмупостнеклассической науки.

1.Открытия японского ученого МасаруЭмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека. Доктор Эмото говорит, что все существующее имеет вибрацию, и написанные слова также имеют вибрацию. Если рисуют круг, то создается вибрация круга. Если пишут «Любовь», то эта надпись создает вибрацию любви. Вода сохраняет эти вибрации в своей кристаллической структуре. Хорошие слова имеют красивые, гармоничные формы кристаллов. Напротив, отрицательные слова производят уродливые, несвязные колебания, которые формируют несимметричные, дисгармоничные кристаллы. Учитывая то, что телочеловека на 70% состоит из воды, можно предположить, как слова и мысли влияют на наше состояние. В лаборатории доктора Эмото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность». МасаруЭмото[20] предполагает, что если провести исследования, то можно обнаружить большее число тяжких преступлений в тех областях, где люди чаще в общении используют сквернословие.

2.Современные ученые приходят к выводу, что вся материальная Вселенная сознательна, каждый атом Вселенной имеет сознание (А.А. Липсон, МасаруЯмото др.). Поэтому полагаем, что важно понять универсальность и всеобщность духовной реальности как внутренней сущности не только человека, но и всего мира: минералов, растений, животных, самой планеты Земля и всего Космоса. Даже камни и минералы имеют сознание, их нельзя назвать неживой природой.

3.Современные исследования в области физиологии мозга показывают, что информация из внешнего мира поступает, прежде всего, в средний мозг, называемый лимбической системой. Лимбическая система, принимает эмоциональную окраску информации, поступающей в мозг. Если информация негативно окрашена, то лимбическая системы закрывается и не пропускает её дальше, для обработки в нейрокортекс (полушария головного мозга). Это объясняет, почему, когда сильно ругают детей, они перестают воспринимать слова обвинений. Или почему многие дети внутренне закрываются. Голос учителя, его настроение, отношение к ученикам мгновенно считывается лимбической системой и дети не могут воспринимать учебную информацию.Также было доказано, что в позитивной среде ускоряется движение нейронов мозга и информация воспринимается легче и глубже. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы вырос гармоничный и творческий человек непременно нужен полный любви внешний опыт! (ДейвидХубел и ТорстенВизел, 1981 г.,Нобелевскаяпремияв медицине)

4. Известный ученый А. Гончаренко в книге “Сознание и физическая реальность”[21] пишет о том, что на 7-ой день жизни эмбриона появляется первая пульсирующая клетка, из которой затем формируется сердце.

Мозг формируется позже. То есть в период развития эмбриона сердце взращивает мозг человека. Пульсация – это информация, заложенная изначально в сердце. Можно сказать, что в сердце записан голос совести. Совесть – это со-весть, сознательная весть, святая весть, которая заложена в человеке. Сердцу присуща способность восприятия, врожденный интеллект. Можно сказать, что совесть порождает мозг ребенка еще в утробе матери. Сердце обладает собственным мозгом (мозгом сердца), собственным сердцем (сердцем сердца). В 1970 году физиологи Джон и БеатриссаЛейси[22]обнаружили, что сердце посылает сигналы в мозг и мозг посылает сигналы в сердце. Позже один из пионеров нейрокардиологии Дж. Эндрю Армор[23] представил концепцию функционального «мозга сердца». Он обнаружил, что у сердца своя нервная система: 40 тысяч нейронов, то есть сердце имеет комплексную внутреннюю нервную систему, которая настолько сложна, что её можно рассматривать как отдельный «маленький мозг». Более того электрическое поле сердца (EKG)в 60 раз мощнее мозгового электрического поля (EKG). Магнитное поле сердца в 5000 раз мощнее мозгового магнитного поля. Мозг сердца – это внутренняя сеть нескольких типов нейронов, нейропередатчиков, белков и поддерживающих её работу клеток, похожая на аналогичные сети мозга. Её завершённая схема позволяет ей действовать независимо от головного мозга - учиться, запоминать и даже воспринимать и ощущать. Сердце оказывает сильное влияние на то, как мы воспринимаем внешний мир и отвечаем на его воздействия, сердце воздействует на интеллект, влияет на чёткость мышления, творчество, эмоциональный баланс и общую эффективность деятельности.Таким образом, выражения «подумать сердцем», «сердце-магнит» не просто слова, а реальность. Почему мы испытываем чувства любви, радости, горя и сопровождающие их ощущениярасширения, «полёта» или тяжести, боли именно в области сердца? Почему именно там «болит душа, а сердце ноет», «чует сердце беду», «радуется душа»? И почему, когда мы влюблены, у нас ничего не болит, и мы готовы горы свернуть? Почему тело не всегда хочет слушать разум, а разум – сердце? Эти и другие вопросы можно обсуждать с учащимися на уроках.

А.И. Гончаренко в книге «Пространство сердца как основа сверхсознания» писал о том, что в нас сочетаются две телесные плоти: нервная и сердечная, два сознания: одно – сознание сердца, другое – сознание мозга. От мозга сердца информация до головного мозга доходит через 6-8 секунд.Этотпромежуток времени является самым уязвимым моментом для действия в обход сердца. Если, прежде чем что-то сделать или сказать, мы немного «подумаем» сердцем, то есть пропустим информацию через сердце, то сколько грубых слов не будет сказано, сколько ошибок не будет совершено, скольких проблем можно избежать. Побеседуйте с учащимися о том, как важно думатьсердцем, видеть глазами сердца, принимать решения сердцем, слышать сердцем.

5.Современные физики приходят к выводу, что любовь это не просто эмоция, желание или привязанность. Любовь – это мощная энергия, которая способна преображать окружающий мир, это энергия, рождающая и поддерживающая жизнь. Многочисленные исследования физиков, биологов, медиков, психологов подтверждают чудодейственное влияние энергии любви на все сферы человеческой жизни. Ученый – физик и педагог АртонгДжумсаи[24] описывает опыты, показывающие, как влияют на растения мысли и чувства людей. Если, поливая растения, человек думает об обидах, проблемах, злится, то растения растут медленно, иногда начинают увядать. Если мысли и чувства человека полны любви, то растения начинают бурно расти и цвести, даже если не пришло биологическое время для их цветения. Таким образом, человек является проводником энергии любви, подобно тому, как металл является проводником электрической энергии. Недостаток энергии любви приводит к душевным и физическим расстройствам. Многие проблемы во взаимоотношениях людей связаны с недостатком энергии любви.