Психогенетика темперамента

В современной психогенетике речь чаще идет о характеристиках личности, поскольку понятие темперамент, особенно в зарубежной литературе, в настоящее время связывается главным образом с ти­пом эмоциональных реакций (особенно их выражением), а также с характерными или привычными склонностями личности.

В качестве метода выявления основных особенностей личности весьма популярен подход определения пяти факторов, так называ­емой «большой пятерки» (Big Five).

♦ Экстраверсия {extroversion). Даются оценки интроверсии—экстра­версии, общительности—нелюдимости, уверенности—застенчи­вости.

♦ Способность к согласию (agreeableness). Оценивается уступчи­вость—неуступчивость, дружелюбность—безразличие к другим,
послушность—враждебность.

♦ Добросовестность {conscientiousness). Это самый неопределенный
фактор.

♦ Нейротицизм (neuroticism). Выясняется уровень эмоциональной
стабильности, приспособляемости—тревожности, зависимости-
независимости.

♦ Откровенность, прямота (openness). Определяются легкость при­способляемости—подчинение, непослушность—покорность.

При анализе наследуемости отдельных компонентов этого списка самые высокие значения были получены для экстраверсии (0,49) и откровенности (0,45), а наименьшие — для способности к согласию (0,35) и добросовестности (0,38). Для всех показателей значение вкла-


Контрольные вопросы 131

да общей среды в изменчивость оказалось близким к нулю (от 0,02 до 0,11). Можно сделать вывод, что в изменчивости личностных ха­рактеристик основную роль играют индивидуальные средовые эф­фекты либо генотип-средовые взаимодействия.

При изучении симптомов тревожности и боязливости (компо­нента эмоциональности, называемого нейротицизмом по другим ме­тодикам) было обнаружено, что примерно половина наблюдавшейся изменчивости может быть отнесена на счет генетических факторов. Эти данные были получены на основе опросов монозиготных близ­нецов, как воспитанных вместе, так и разлученных. В исследованиях, в которых кроме самоотчетов привлекались оценки поведения, дан­ные сверстниками, были получены сходные результаты.

Из более специфичных свойств личности следует упомянуть сте­пень радикализма и консерватизма в мышлении. Вопреки ожиданиям оказалось, что для этих качеств характерны довольно высокие оцен­ки наследуемости (№ равен соответственно 0,65 и 0,54). Даже для та­кой черты, как авторитарность, было получено значение h2 = 0,62, причем обнаружилось, что по этой характеристике наблюдается не­ожиданно высокое значение ассортативности браков (0,68!).

В рамках большого миннесотского исследования близнецов, вы­росших порознь, были проведены самые разнообразные тесты свойств личности и темперамента, а также таких качеств, как профессио­нальные интересы, занятия на досуге, социальные отношения. Выяс­нилось, что монозиготные близнецы, выросшие вместе, обнаруживали примерно такую же степень сходства, как и разлученные близнецы (Bouchard et al., 1990).

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры генетически обусловленных дефектов вос­приятия вкуса. Каким образом они могут влиять на поведение?

2. Что такое аносмия, вследствие чего она может возникать?

3. Каким образом обоняние сказывается на половом поведении мле­копитающих?

4. Каковы особенности наследования дальтонизма?

5. Какие случаи цветовой слепоты связаны с аутосомным наследованием?

6. Приведите примеры мутаций, сказывающихся на слуховой сен­сорной системе.


132 Глава 7. Психогенетика сенсорных способностей__________ _

7. Как изменяются показатели наследуемости двигательных функ­ций в зависимости от нейрофизиологического уровня обеспече­ния движения?

8. Каково соотношение генетических и средовых влияний на показатели аэробной работоспособности?

9. Укажите на особенности наследуемости показателей теппинг-теста.

 

10. Расскажите о наследовании идиографических черт поведения на примере монозиготных близнецов.

11. Что можно сказать о наследуемости основных свойств личности?