Товарный знак и его правовая охрана
Товарный знак, знак обслуживания (далее товарный знак) - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических или физических лиц, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство.
Обладатель товарного знака (правообладатель) имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. Нарушением исключительных прав правообладателя признается использование без его разрешения товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Основания для отказа в регистрации товарного знака
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков:
1. Обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из следующих обозначений:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида («обувь», «одежда», «автомобиль» и др.);
- являющихся общепринятыми символами и терминами (аспирин, Н2О, цифра и др.);
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность, а также на место, время, способ производства или сбыта;
- представляющих собой форму товаров, которая определяется
исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров; (приведенные обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения)
- представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы; сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до
степени смешения. (Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа).
2. Обозначения являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
3. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями:
- особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
Федерации («Кижи», «Исаакиевский собор», «Крейсер Аврора» и др.);
- объектов всемирного культурного или природного наследия («Эрмитаж», «Кремль», «Ниагарский водопад» и др.);
- культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.
(Такая регистрация возможна лишь с согласия лиц, являющихся собственниками указанных объектов, а также лиц, уполномоченных собственниками на дачу разрешений на регистрацию соответствующих обозначений в качестве товарных знаков).
4. Обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые охраняются в одном из государств - участников международного договора, ратифицированного Российской Федерацией, в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с территории такого государства и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением.
5. Обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:
- с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом Российской Федерации, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием;
- с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
- с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными.
6. Обозначения, тождественные:
- охраняемому фирменному наименованию (его части), промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
- названию известного на дату подачи заявки
произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, или его фрагменту без
согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
- фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.