Диагностика сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

 

Универсальные учебные действия, которые можно формировать на уроках физической культуры в начальной школе и формы контроля их сформированности, представлены в таблице 12.

Таблица 12

Универсальные учебные действия, формируемые на уроках физической культуры в начальной школе

 

УУД Действия Диагностика
Личностные УУД
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Учебная мотивация. Соблюдение конвенциональных норм. Количество случаев нарушения договорённостей. Тест «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» Отметки не выставляется.  
Регулятивные УУД
Целеполагание   1. Цели передвижений.   2. Цели упражнений для разминки.   3. Цель упражнений для отработки элементов.   4. Определение цели каждого элемента ДД. 1. Устный опрос, тестирование. 2. Оценка практических действий.   Результаты работы в рабочей тетради, оценка умения. Устный, письменный опрос.
Планирование (определение промежуточных целей). 1. Умение подобрать упражнения для качественной самостоятельной разминки. 2. Умение составить план эксперимента. 1. Письменная работа, оценка практических действий.   2. Соответствие плана проблеме и выдвинутой гипотезе.
Прогнозирование (увидеть то, что будет) Прогноз личных рекордов Подтверждение прогноза.
Контроль Выделение контрольных точек отдельных элементов ДД. Правильность выполнения элементов.
Коррекция 1. Умение вносить изменения в выполняемые виды ДД. Управление движениями. 2. Исправлять ошибки в ДД, корректировать ход работы над УЗ. 3. Умение подобрать упражнения для исправления ошибок 1. Правильное выполнение разных видов ДД.   2. Положительная динамика техники выполнения ДД. 3. Качество упражнений. Положительная динамика техники выполнения ДД
Оценка 1. Умение выбрать критерии для оценки. 2. Умение оценить правильность выполнения элемента ДД другого и себя. 1. Степень обоснованности критериев оценки. 2. Объективность оценки и самооценки.
Познавательные УУД
Классификация Умение классифицировать виды ДД 1. Обоснованность выбора основания для классификации. 2. Полнота классификации.
Постановка и формулирование проблемы. Умение сформулировать проблему. Тест «Формулировка проблем».
Знаково-символические действия. 1. Умение составить схему ДД. 2. Умение выявить сущностное отношение в ДД и изобразить его в знаково-символической форме. 1. Правильность схемы ДД.   2. Соответствие выполненного задания сути результативности ДД.
Выдвижение гипотезы. Умение выдвинуть гипотезу. Соответствие гипотезы сформулированной проблеме.
Коммуникативные УУД
Действие по инструкции Умение правильно выполнить действие по инструкции. Количество ошибок при выполнении действия по инструкции.
Составление инструкций. Умение составить устную и письменную инструкции ДД. Степень совпадения инструкции с эталоном ДД.
Контроль действий другого. Умение контролировать действия другого. Степень объективности контроля.
Знания
Эмпирические Знание техники Д.Д. Полнота описания техники ДД.
Теоретические Объяснение причинно-следственных связей. Правильность объяснения причин выполнения эффективных элементов ДД.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки).

 

На разных этапах обучения предметом оценивания становятся:

1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.

2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других.

3) Самооценка правильности выполнения элементов.

4) Правильное выполнение элемента.

5) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде инструкции.

6) умение выявить проблему;

7) умение выдвигать гипотезу;

8) постановка задач исследования;

Диагностика. Умение поставить цель упражнения. Умение описывать ощущения. Написание инструкций. Объективность оценки. Объективность самооценки. Уровень сформированности объяснительных (теоретических) знаний.

Результатом первых трёх этапов обучения является: знание, от чего зависит эффективность двигательного действия (элементы, обусловливающие эффективность); умение видеть ошибки других и собственные. Определив ошибки (неправильные элементы), нужно подобрать упражнения для их отработки.

Диагностика. Умения подобрать упражнения для исправления ошибок в двигательном действии и правильно их выполнять, правильное выполнение целостного двигательного действия. Умение поставить цель и найти средства (упражнения) для её достижения. Достижение результата и его оценка. Рефлексия.