Амортизационные отчисления
Амортизация – способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемых активов путем постепенного перенесения стоимости основных средств и нематериальных активов на производимую продукцию.
Функции амортизации разделены на экономическую и налоговую. Налоговая амортизация определяется согласно Налоговому кодексу РФ и ее роль заключается в уменьшении налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская амортизация может быть больше налоговой амортизации в зависимости от принятого способа ее определения согласно действующим стандартам бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления основных средств включаются в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных средств. Основные средства группируются в зависимости от срока их полезного использования, а нормы амортизационных отчислений применяются к стоимости каждой группы.
Для целей бухгалтерского учета существует четыре способа начисления амортизации основных средств:
1. линейный;
2. уменьшаемого остатка;
3. списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4. списания стоимости пропорционально объему продукции.
Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике организации и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств.
Для целей налогового учета начисление амортизации на объекты основных средств осуществляется с применением линейного или нелинейного (ускоренного) методов в зависимости от срока полезного использования объекта - принадлежности к определенной амортизационной группе.
Посредством амортизации также погашается стоимость нематериальных активов.
Для целей бухгалтерского учета амортизация нематериальных активов начисляется одним из следующих способов:
1. линейным;
2. уменьшаемого остатка;
3. пропорционально объему продукции.
Дополнительная эмиссия акций ведет к уменьшению собственности уже существующих акционеров, и поэтому может совершаться только с их согласия на общем собрании. Если при учреждении общества допускается оплата акций в размере 50% к моменту регистрации, а в остальной сумме – в течение года, то при выпуске дополнительных акций оплачивается не менее 25% номинала их приобретения, а в остальной сумме – не позднее года с момента их размещения. В соответствии с законодательством РФ номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.
Размещение ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах:
· через посредника,
· путем прямого обращения к инвесторам, т.е. непосредственная продажа ценных бумаг предприятия инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.
В мировой практике и России наиболее распространен андеррайтинг - способ размещения ценных бумагна рынке капитала через посредника. Суть его в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер) по оговоренной между банком и предприятием цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у предприятия и ценой их реализации на фондовом рынке.
Помимо оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8% от номинала вновь выпускаемых акций) и другие расходы.
Большинство западных компаний из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики.
Недостатки акционерного финансирования:
· дополнительная эмиссия акций - весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс,
· эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании – эмитента,
· отсутствует налоговый щит.
Величина рыночной стоимости акций определяет капитализацию предприятия. Капитализация – рыночная стоимость предприятия, акции которого имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на число акций (чаще всего привилегированные акции не учитываются при расчете этого показателя).