Классификация источников и форм долгосрочного финансирования деятельности предприятий

 

Как бы ни были точны оперативные или текущие планы, их содержание очень сильно зависит от внешней среды и места фирмы на рынке (место на рынке определяется типом конкуренции, которому подвержена данная фирма). Таким образом, учесть изменения положения фирмы на рынке в переделах горизонта долгосрочного планирования - первая и главная задача долгосрочной финансовой политики предприятия.

Как подтверждает зарубежная практика, долгосрочное финансовое планирование на микроуровне, является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений:

1) стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен;

2) долгосрочное планирование устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия;

3) долгосрочное планирование обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия;

4) стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды;

5) план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период;

6) долгосрочный план создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

7) долгосрочное планирование демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента.

Долгосрочная финансовая политика предприятия включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:

- определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;

- создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

- обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

- осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического роста фирмы;

- разработка основной стратеги маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

- выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

- контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Система финансирования включает источники финансирования и организационные формы финансирования.

Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам.

· По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования.

· По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники.

· По временным характеристикамисточники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

Организационные формы финансирования:

· Самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.).

· Акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.).

· Заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.).

· Бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы, государственное заимствование и т.д.).

· Особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование путем привлечения иностранного капитала).

Первоначальным источником финансирования любого предприятия является уставный (складочный) капитал (фонд), который образуется из вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Минимальная величина уставного капитала на день регистрации общества составляет:

· в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

· в закрытом акционерном обществе (ЗАО) – 100 МРОТ;

· в открытом акционерном обществе (ОАО) -не менее 1000 МРОТ.

Учредители акционерного или иного общества обязаны полностью внести уставный капитал в течение первого года деятельности.

Решение об уменьшении уставного капитала принимается 2/3 голосов владельцев голосующих акций и реализуется одним из двух способов:

1. Уменьшением номинальной стоимости акций;

2. Приобретением и погашением части акций (если это предусмотрено уставом организации).

Решение об увеличении уставного капитала принимает общее собрание акционеров или Совет Директоров (если такое право ему предоставлено уставом или решением общего собрания). Это происходит либо путем увеличения номинальной стоимости акций, либо размещением дополнительной объявленной эмиссии акций.

Однако для развития бизнеса недостаточно обладания первоначальным капиталом, внесенным учредителями (акционерами). Предприятию в процессе своей деятельности необходимо аккумулировать другие доступные источники финансирования, классификация которых представлена на рисунке 2.1.

 

Источники финансирования предприятия

           
   
 
   
 

 


           
     
 
 
 

 

 


Рисунок 2.1. Источники финансирования ОАО

 

 

2.2. Содержание собственных источников финансирования предприятия

 

Нераспределенная прибыль является реинвестированным источником собственных средств для замены оборудования и новых вложений.

Прибыль предприятия зависит от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемую прибыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) прибыль отчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную) прибыль.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации - это многоцелевой источник финансирования ее потребностей. Однако основными направлениями распределения прибыли являются накопление и потребление, пропорции между которыми определяют перспективы развития предприятия.

Формирование фондов накопления и потребления, а также других денежных фондов может предусматриваться учредительными документами и принятой учетной политикой предприятия, тогда их создание обязательно, либо решение на направление прибыли в эти фонды принимается собранием акционеров по представлению совета директоров (участниками).

Наличие нераспределенной прибыли зависит от прибыльности акционерного общества и коэффициента дивидендных выплат. Коэффициент выплаты дивидендов характеризует принятую организацией дивидендную политику, содержание которой будет рассмотрено в параграфе 4.

Прибыль выступает также основным источником формирования резервного капитала (фонда).

Резервный капитал – часть собственного капитала, выделяемого из прибыли для покрытия возможных убытков. Источником формирования резервного капитала является чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении организации.

В обязательном порядке резервный фонд создают только акционерные общества. Минимальный размер резервного фонда составляет 5% уставного капитала. При этом размер ежегодных обязательных отчислений в резервный фонд не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Средства резервного фонда общества используются:

· для покрытия убытков общества;

· погашения облигаций;

· выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия других денежных средств.

Резервный капитал не может быть использован для других целей.

В добровольном порядке резервные фонды могут создавать все предприятия. Размер и порядок формирования фондов устанавливаются в учредительных документах.