Историческая социология Вернера Зомбарта

В. Зомбарта интересовала проблема формирования или даже скорее судьба общества, которое есть современный капитализм. При этом его интересовал капитализм исключительно западноевропейский, который сформировался в западном христианском мире. Объектом его исследования является история хозяйства, но в фокусе его внимания дух хозяйственной жизни, то есть его интересует поведение человека в хозяйственной жизни.

Он определял этот дух хозяйственной жизни следующим образом: «Хозяйственный дух – это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование. Это все проявления интеллекта, все черты характера, открывающиеся в хозяйственных стремлениях, но это также и все задачи, все суждения о ценности, которыми определяется и управляется поведение хозяйствующего человека». Зомбарта интересовало поведение хозяйствующего человека, не политэкономия, а как и почему именно так в этой организации ведет себя человек. Этим принципиально отличается Зомбарт (и вслед за ним Вебер) от Маркса. Для Маркса экономика – это взаимодействие производительных сил и производственных отношений, где человек есть результат этого взаимодействия. Зомбарта интересует, как человек себя ведет и как из этого поведения образуются экономические отношения, то есть как из них формируется само тело экономики.

Он полагал, что в разные исторические эпохи господствует определенный хозяйственный дух. Анализ духа капитализма он начинает с деления общества на традиционное, или докапиталистическое и современноепо типу хозяйства. В традиционном обществе живет и действует естественный человек, и исходной точкой всякого хозяйствования является его естественная потребность во всякого рода благах. Исходя из этого, принцип хозяйства следующий: сколько благ человек потребляет, столько и должно быть произведено, то есть сначала определяются расходы и затем по ним доходы. Доходы к ним подтягиваются. Такая форма хозяйства называется расходной, и это обычная форма семейного хозяйства в нашем с вами теперешнем мире. Сначала выстраивается план того, что надо приобрести, а потом начинают изыскиваться способы, откуда взять то, на что это будет приобретаться. Это хозяйство включает в себя два стиля жизни. Первый – жизнь сеньора, что значит жить полной чашей и давать жить многим другим людям. Для подавляющей массы людей неизбежно господство в жизни иного принципа – принципа пропитания. Здесь другая сверхзадача – не умереть с голоду. Такой цели подчиняется всякая деятельность, работа: сколько нужно иметь, чтобы голод не съел тебя и твоих близких, сколько нужно добыть, чтобы перетерпеть, пережить. Итак, с одной стороны – сеньоры, с другой – ремесленники, крестьяне, которые обеспечивает своей деятельностью себе пропитание.

Теперь противоположный хозяйственный дух, хозяйственный дух современного капиталистического общества. В чем он состоит? Основное его отличие в том, что живой человек с его обычными человеческими желаниями и горестями, счастьем и несчастьем вытеснен из круга хозяйственных интересов. На его место поставлены две следующие абстракции: нажива и дело. Стремление всех хозяйствующих субъектов, или, по крайней мере, абсолютного большинства, направлено на максимальную наживу и на возможное процветание дела.

Обратите внимание на принципиальное отличие основоустройства хозяйственной жизни. В первом случае цели вполне человеческие. Здесь перед нами нормальные человеческие желания, и совершенно иное – это капиталистическое хозяйство, где человек вообще никого не интересует. Есть дело, предприятие, которое должно процветать, и есть стремление, чтобы это дело приносило максимальную прибыль, давало максимальный доход.

Итак, перед нами две ипостаси современной хозяйственной жизни– это предприятие и обогащение. Как из традиционного хозяйства получилось совершенно другое хозяйство? Как из того традиционного общества состоялся современный капитализм, с двумя только богами – обогащением и делом? Необходимо отметить, что этика традиционного общества не восхваляла, не превозносила труд, то есть человек работает ровно столько, сколько его заставляют, и ни часом больше. В XIV – XV веках в Западной Европе примерно каждый третий день – выходной. Ярмарки, их было четыре в год только больших, по полмесяца, когда никто не работал, ели-пили-гуляли и все. В средневековье рабочий день восьмичасовой был редкостью, разве что в городах, в ремесленных цехах, да и там обычно шесть часов. И, напротив, современный капитализм, где человек включен в рабочий процесс ровно столько, сколько он физически выдерживает. И тот, кто возглавляет этот процесс, он тоже работает до изнеможения, и тот, кого он нанимает в качестве работника. Капитализм начинается с 16-часового рабочего дня. Потом большим завоеванием было 14 часов, потом 12. Восемь часов стали работать только в ХХ веке, в цивилизованных странах.

Что было предпосылкой к созданию предприятий, приносящих прибыль? Самое первоначальное, по Зомбарту, – это стремление человека к сокровищам, то, что всегда было в людях традиционного общества, то есть стремление к наживе первоначально в западном обществе выражалось в стремлении к накоплению сокровищ, причем сокровища эти имели разный облик. В XIV – XV веках это собирание, припрятывание сокровищ приобрело столь широкие масштабы, что породило кладоискательскую лихорадку.

Согласно Зомбарту, капиталистический дух составляют два стиля жизни – это предпринимательский и мещанский дух. Предпринимательский дух – синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности, авантюризма. Мещанский дух состоит из склонности к счету, осмотрительности, благоразумия, хозяйственности.

Предшественниками капиталистических предпринимателей внутри традиционного общества Зомбарт называет следующие социальные типы: во-первых, это рыцари-разбойники, которые «кормились из стремени». Обычно младшие дети сеньоров, лишенные наследства, набирали шайки разбойников и грабили на дорогах. Еще один источник – это «нажива с помощью волшебства», то есть всякого рода алхимия, магия, поиски кладов. В XIV – XV веках магические искусства становятся общераспространенным занятием. Следующий тип – так называемые прожектеры, или изобретатели. Это люди, обуреваемые планами, как быстро и легко разбогатеть. И, наконец, последний тип хозяйственной деятельности, из которого вырастали предприниматели – это денежные ссуды на организацию производства. Это самый близкий к капиталистическому предприятию способ обогащения. Вот точки в традиционном обществе, из которых лишь возможен капитализм, сами они еще не являются капиталистическим предпринимательством.

Время возникновения островков капитализма – это XV – XVI века. На заре капитализма, по мнению Зомбарта, появляются шесть типов предпринимателей. Во-первых, разбойники, в первую очередь занимающиеся морским разбоем, т.к. такой разбой требует организации предприятия: необходимо найти деньги, корабль, собрать людей к этому пригодных, организовать их, подчинить себе. Следующий вид ранних предпринимателей – это феодалы, те, кто организует предприятия у себя в поместье: горные разработки, сукновальные фабрики и пр. и именно с доходов от этих предприятий богатеют. Еще один тип – государственные чиновники. Далеко не все, но те, которые организуют государственные предприятия. Феодал – в поместье, чиновник – в государстве. Какой-нибудь проект постройки мельниц, сукновальных фабрик или горные разработки, и эта организация предприятий и является для них источником наживы. Следующий тип – спекулянты. Эти четыре типа перечисленных предпринимателей представляют предпринимательский дух. Их предприятия опираются на предпринимательство, и их предпринимательский дух становится капиталистическим. Что это значит? Это значит, что предприятие соединяется с жаждой постоянной наживы.

Еще два типа предпринимателей олицетворяют мещанский дух – это купцы и ремесленники. Правда, он говорит и о других купцах, которые скорее относятся к завоевателям, ибо соединяют в себе грабителя, пирата и торговца. Они даже больше разбойники, чем торговцы. Однако есть и обычные мирные торговцы, которые предпочитали обмен, мирную торговлю, хитрость, но не насилие, не войну. Таких купцов Зомбарт в первую очередь видит среди евреев. Именно еврейский народ для него в значительной степени – основа мещанского духа. Для того, чтобы преуспеть в своем предприятии, мещанский тип предпринимателя должен уметь считать и копить. Соединять в себе калькулятор и добропорядочного отца семейства, то есть он должен соблюдать благопристойность в поведении.

Эти островки капитализма появляются сначала в Италии XIV – XVI веков, затем в Испании, Германии, Франции – в XVI веке. Но во всех этих точках капитализм феодализировался, растворился в докапиталистическом обществе, хозяйстве. Зомбарт называет это процессом «ожирения капитализма», когда из него исчезает авантюристический предпринимательский дух. Предприниматели становятся сеньорами и ведут роскошный образ жизни, либо превращаются в рантье. Идеал жизни теперь –спокойная жизнь, которая обеспечивается приобретением поместья. Итальянские города такой процесс настигает уже в XVI веке, когда купцы на нажитые капиталы приобретают поместья в деревне и становятся сельскими хозяевами. Затем и в Англии и Германии бывшие крупные предприниматели превращаются в рантье и землевладельцев. Первый расцвет капитализма происходит в Голландии, когда в XVII веке в целой стране господствует капиталистический способ хозяйствования. Затем в Англии с XVIII до середины XIX века. И с середины XIX на первые роли как самые современные капиталистические страны выходят Германия и США – образцовая страна капитализма.

Перед Зомбартом встает следующий вопрос: является ли капитализм, который был тогда во Франции, Италии, Германии, тем же самым капитализмом, который теперь есть в США? И Зомбарт производит типологическое деление. Он делит капитализм на две стадии: на ранний капитализм XVII – XVIII веков, где господствует буржуа «старого стиля». Чем характеризуется этот буржуа?: 1) для него богатство – вещь очень желанная, но не самоцель, богатство для того, чтобы стать свободным, независимым, значительным, и известно заранее, сколько надо накопить, чтобы достойно уйти на покой; 2) стиль деловой жизни размеренный, спокойный, неспешный, разговаривают спокойно, достойно, часто молчат. Если посмотреть на распорядок дня Бенжамина Франклина, который был в свое время образцом делового человека, поскольку внимательно контролировал свое время, так у него рабочий день был не более восьми часов. Остальное время он читал книги, думал, встречался с интересными и полезными ему людьми, при этом он считался образцом деятельного, всегда занятого человека; 3) предприятия, которые они возглавляют, как бы отделены границами от других, чужих предприятий и не вторгаются в их владения. Неприлично, запрещено уставами переманивать клиентов у другого предпринимателя, категорически запрещена реклама. Вообще всякая экспансия, то есть завоевание пространства другого предпринимателя, неприлична, недостойна. И отношение к технике морально. Техника, сберегающая труд, опасна, и часто предприниматели заключали договоры и вводили запрет на введение такой техники, потому что могли оставить без работы, а значит, без средств к существованию, множество людей.

В противоположность этому предпринимательство современного мира характеризуется безграничностью и самоценностью, то есть дело не имеет ни внешних границ, ни внешних целей, ради которых оно создано. Тип личности современного капиталиста Зомбарт называет ребенком. Он говорит, что у ребенка четыре идеала, которые господствуют в его жизни: во-первых, его поражает все огромное; во-вторых, он стремится всегда к быстрому движению, к скорости; в-третьих, его завораживает новое, невиданное, как только появляется новая игрушка, он тут же забрасывает старую; в-четвертых, ребенок характеризуется стремлением к демонстрации могущества: мухе крылышки поотрывать, кошку за хвост потаскать, чтоб посмотреть, как она орать будет, лягушку чем-нибудь проткнуть и т.д.

Следующее – это поклонение скорости. Быстрота во всем, в делах в первую очередь. Дело становится самодовлеющим, дело поглощает его целиком, но кроме этого и все более быстрые средства передвижения, средства связи. Это и называет Зомбарт ребячеством. Склонность к новизне – это дух современной эпохи. Если раньше читали то, что нравится, то теперь то, что читают все, а это меняется очень быстро. Именно современный предприниматель задает этот стиль жизни, именно он в первую очередь стремится к новому, именно он постоянно меняет дома, яхты, дворцы, места отдыха, любовниц и т.д. И последнее – стремление к могуществу, радость оттого, что имеешь возможность показать свое превосходство над другими. Это свойственно современному человеку вообще, но в первую очередь предпринимателям. Маленькие предприниматели, которые не могут давить других, часто измываются над своими сотрудниками. Крупные предприниматели, они могут куражиться над многими людьми, иногда над обществом в целом. Зомбарт называет это демонстрацией слабости, ребячеством. Действительно сильный человек не демонстрирует попусту силы, ему достаточно собственного ее ощущения.

Деятельность современного предпринимателя становится безмерной, безграничной, трата энергии переходит пределы границ его возможностей, жизнь посвящается труду. Деловые принципы направлены на полную рационализацию деятельности, а само хозяйство есть чистое производство товаров для продажи, имеют ли они полезные потребительские характеристики или нет – неважно. Гонка за расширением дела и наживой требует полной свободы. У современного капиталиста и сам способ наживы теперь иной: капиталист старого стиля хочет на немногих делах много заработать, потому концентрируется на немногом, обещающем хорошую прибыль; современный на многих делах зарабатывает понемногу. Зомбарт говорит о раннем капитализме, или о капитализме старого стиля с явным уважением, потому что там богатство есть цель, но не самоцель. Оно должно сделать людей свободными и независимыми, должно служить достижению богатой достойной жизни людей. Совершенно иной современный капитализм, где дело является самоцелью, и у человека всего два стремления: страсть к наживе и расширению предприятий. Он, современный капиталист, характеризуется детским стилем отношения к реальности.

Каковы причины появления капитализма? Зомбарт говорит о трех источниках капитализма, трех внутренних основаниях в человеке, опираясь на которые он создается. Это, во-первых, врожденные природные характеристики, во-вторых, характер, склад личности, который определяется системой ценностей, нравов, и, в-третьих, характер ума, интеллект, комплекс знаний. То, что касается природных характеристик буржуазности, то это вовсе не социологическая и вовсе даже не научная теория, а скорее наукообразный социальный миф. Он утверждает, что у всех народов Запада присутствует предрасположенность к капитализму, но в различной степени. Для него есть так называемые героические народы, которые порождают предпринимателей и завоевателей – они творят авантюристическую героическую сторону капитализма. К ним относятся германские народы. И есть народы-торговцы, у которых торгашеская, мещанская сторона капитализма сильнее развита. Среди народов-торговцев наиболее подготовленный к капитализму– это евреи. Это самая слабая часть его теории, состоящая из недоказуемых, но и неопровержимых утверждений, утверждений, рассчитанных на веру. На характер ума, на формирование комплекса необходимых для ведения капиталистического хозяйства знаний в первую очередь оказывают влияние природные способности людей, которые могут быть лишь в незначительной степени модифицированы философским и религиозным мировоззрением. Куда больше на них может повлиять позитивный или негативный отбор в череде поколений, и тут у Зомбарта в качестве примера столь поразивший его народ-торговец – евреи.

Эти «три источника, три составных части» капитализма являются внутренними характеристиками человека, но кроме этого необходимы еще и общественные условия. Во-первых, государство. Оно прямо способствовало возникновению капиталистического духа посредством создания предприятий, постоянных армий и государственных финансов. Следующее важнейшее принципиальное условие – это общественные диссиденты и, прежде всего, переселенцы. Переселенцы являются тем человеческим материалом, в котором предпринимательство с неизбежностью развивается, просто потому что их никуда не пускают, ибо они граждане второго сорта. Еще один важнейший внешний источник капитализма – техника. Без технических открытий капитализм невозможен. Техника требует: «Предприниматели, вперед!» – вот вызов, раздающийся при всяком усовершенствовании техники. Она, таким образом, производит среди всех хозяйствующих субъектов отбор предпринимательских типов. Она выращивает предпринимателя, к которому предъявляются тем большие требования, чем более крупные организации становятся необходимыми для использования новых достижений техники». То есть современный капитализм в значительной степени порожден непрерывными открытиями в технике, рождающимися одно за другим.

Теперь о том, что он говорит по поводу судьбы современного капитализма. Согласно Зомбарту, она неопределенна. То есть сам темп развития капитализма столь высок, что он не может продолжаться вечно или сколь-нибудь долго. Он полагает, что теперешний капитализм постепенно впадает в ожирение. Что это такое для него? Это переход от предпринимательского капитализма к капитализму рантье. Люди вместо того, чтобы заниматься предпринимательством, рисковать, будут отдавать деньги в рост под надежный процент. Это и есть ожирение капитализма, и такое уже в истории случалось сначала с итальянским капитализмом, потом с голландским, да и английский уже переживает ожирение. Кроме того, государство все более бюрократизируется, увеличивает налоги и тем самым создает все новые препятствия на пути предпринимательства. Свою книгу «Буржуа» Зомбарт завершает вопросом: «Что будет тогда, когда капиталистический дух, в конце концов, лишится своей теперешней энергии, нас здесь совершенно не касается. Быть может, великана тогда, когда он ослепнет, выдрессируют, чтобы тащить демократическую культурную тачку. А может быть, это и будут сумерки богов. Золото будет возвращено Рейну. Кто знает?». В значительной степени таким прогнозом судьбы европейского капитализма объясняется его симпатия к нацистскому перевороту в Германии. Благодаря ему, надеялся он, германское общество снова вступит в эпоху авантюристического капитализма, который вновь потащит вперед развитие германского общества.

Можно сказать, что теория Зомбарта породила целую отрасль социологии, у которой до сего времени еще полностью даже название не установилось. Иногда ее называют «исторической социологией», иногда «исторической социологией хозяйства». Пусть терминологически она еще не полностью утвердилась, но крупнейших ее теоретиков все-таки чаще именуют социологами.

Зомбартова концепция возникновения капитализма оказалась востребованной. Если обратить внимание на современные подобные теории, то, хоть они обычно не упоминают Зомбарта, но опираются именно на его подход. Это справедливо по отношению к самым известным в ХХ веке концепциям французского историка Броделя и американского социолога Валлерстайна. Последний в настоящее время превратился в живого классика, самого известного из создателей истории и теории современного хозяйства. Его концепция называется «мир-системный анализ», и по всему миру создаются институты «мир-системного анализа», выходят научные журналы. У Броделя и Валлерстайна мы фактически наблюдаем расширение зомбартовой дороги таким образом, чтобы можно было включить в нее весь мир. Капитализм Броделя и Валлерстайна – не веберовский капитализм. Он происходит не из следования определенным этическим принципам, не из того, что у меня есть кусочек земли, на котором я сорок восемь часов в сутки работаю, потом все заработанные деньги трачу на то, чтобы еще чуток земли купить и еще больше работать, чтобы еще купить и т.д. Работать и копить и тратить на расширение дела, и так делаются все состояния. Бродель первым утверждал, что капитализм совсем не отсюда, не из «работать и копить», в основе его так называемая «длинная торговля»: возможность снимать большую прибыль с очень больших вложений, то есть преференции, преимущества имеются всегда у больших денег, и именно они и создают себе уникальные возможности снимать огромные прибыли и тем самым взламывать границы национальных рынков и превращать их в придатки, в периферию существующих капиталистических центров.

Фернан Бродель создал одну из самых фундаментальных книг ХХ века, которая называется «Материальные цивилизации», где описывается то, как люди жили. Не «про королей и принцесс», а про то, что люди ели, как они выращивали свою еду и какую жизнь это позволяло людям вести. Далее, как формировались национальные рынки на рубеже Средневековья и Нового времени. И, наконец, как формировались мировые капиталистические центры и как они управляют мировой экономикой. Как только некий центр становится центром мирового капитала, обнаруживается, что собственность, которая там концентрируется, превосходит по своим размерам собственность целых континентальных экономик.

В броделевской и в валлерстайновой концепции мир делится на три части: на центр, где расположен мировой капитал, полупериферию, где капитал управляет непосредственно и где население получает некоторые преимущества от деятельности капитала, и на периферию – пространство сырьевых и человеческих ресурсов и место, куда сбрасываются товарные неликвиды и всякого рода отходы деятельности центра и полупериферии. Например, Бродель показывает, как, начиная со второй половины XVII века, Восточная Европа, а значит и мы, быстро превращается в сырьевой придаток, в периферию Западной Европы, где был тогда расположен мировой капиталистический центр. Тогда население Западной Европы росло очень быстро, сельское хозяйство не поспевало за этим ростом, и хозяйство восточноевропейских стран стало производить продовольствие на экспорт, дешевое продовольствие вывозили на Запад, в первую очередь зерно и мясо. В результате в Восточной Европе произошло вторичное и самое жестокое закрепощение крестьянства, потому что в Западной Европе не хватало дешевого хлеба и мяса. Помещики получили возможность получения дешевых продуктов, которые имели устойчивый сбыт в Европе, а оттуда приходили предметы роскоши. Такое продолжалось в России вплоть до Октябрьской революции. После нее в Советском Союзе в обмен на сырье стали ввозить машины и технологии.