Германская социология

Германская социология с самого своего возникновения должна была так формулироваться, чтобы быть защищенной от философской критики классической позитивистской социологии. Объект социологии у них сохранился тот, который возник еще в психологическом направлении: человеческое поведение, поступки, взаимодействия. Эти человеческие поступки, взаимодействия надо было объяснить научно, объективно, то есть так, как требовала позитивистская социология, но и так, чтобы в это объяснение было включено понимание человеком смысла своих действий, ибо человек существо рациональное, способное понимать действия, которые он совершает, в отличие от других живых существ. Таким образом, их всех четверых объединял подход «понимающий», потому веберовское определение социологии как «понимающей», в принципе, приемлемо для любого из них. У них был также общий любимый предмет, находившийся в фокусе их внимания – это сопоставление традиционного, естественно сложившегося общества, в определенном смысле общества единства крови, единства духа, и современного, капиталистического, рационально выстроенного общества, где разум играет законодательную роль. Не только сопоставление их как разных типов устройства общественного порядка, но и момент перехода от одного к другому был интересен каждому из них, и у каждого оказался свой ракурс, своя точка зрения в русле общего подхода.