Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето

Парето современник Дюркгейма, на 10 лет его старше, родился в 1848 году, а умер на шесть лет позже, в 1923. Поскольку Парето пришел в социологию после карьеры инженера и профессионального экономиста, то этот самый подход инженера и экономиста он посчитал необходимым использовать в социологии, применить к анализу человеческого поведения вообще. Поэтому, он полагал, его подход будет отличаться от подхода известных социологов Конта, Спенсера и др. подлинной научностью, то есть приверженностью исключительно области эмпирической. Он говорил, что не собирается строить теорию, претендующую на объяснение всего, что происходит в обществе, что ставит перед собой «задачу классификации человеческих поступков, исходя из тех мотивов, которыми на самом деле руководствуются люди». Метод Парето – это логический анализ наблюдаемых поступков. При этом полученные результаты будут относиться только к тем фактам и явлениям, которые действительно наблюдались, и не могут быть распространены на все поведение человека, тем более на все социальные явления, кроме того, результаты всегда имеют не более чем вероятностный характер.

Парето предлагает делить поступки на два больших класса: логическиеинелогические. Логические– это поступки, в которых цели ясно осознаются и для их реализации выбираются такие средства, которые действительно приводят к осуществлению этих целей, причем не по мнению только субъекта действия, но и по мнению внешнего наблюдателя. Например, если вы собрались построить мост, вы распланировали, как построить этот мост, и внешние наблюдатели, изучив вашу программу строительства, утверждают, что так действительно можно построить мост, этих средств хватит и такой проект годится. Такого рода поступки чаще всего встречаются в науке, экономике, промышленности и т.п., но даже в этих областях они не преобладают. Преобладают в человеческой жизни иные поступки, когда люди либо неправильно формулируют цели, либо неверно выбирают средства даже для верно выстроенных целей. Либо и то и другое вместе: и цели не те, и средства не для этих целей. Он ставит себе задачу как социологу сделать очевидной нелогичность человеческого поведения.

Нелогические поступки состоят из двух элементов, которые непосредственно друг с другом не связаны. Один из этих элементов Парето назвал осадками, или остатками (residues). Остатки выражают биопсихическую природу человека, то есть реальные природные основания человеческого поведения. Они даны человеку от природы как то, что предшествует любому воспитанию. Он строит сложную классификацию остатков, состоящую из шести классов, которые, в свою очередь, включают в себя множество подклассов. Остатки принадлежат к инстинктивной природе человека. Парето отделяет их от чувств и инстинктов, определяя как проявления этих чувств и инстинктов, но это отграничение не очень получается. Они мотивируют человека на совершение поступков как часть его чувственной природы, и у них логика чувств, скрытая от человеческого разума, и свою задачу он видел в том, чтобы впервые вскрывать эту логику систематически, благодаря своему логико-экспериментальному методу.

Первый из шести классов остатков – это «инстинкт комбинаций» – то есть склонность человека к изобретательству, к созданию нового, к авантюрам. Второй класс – «инстинкт незыблемости агрегатов», есть склонность человека к противоположному стилю поведения, к сохранению существующего порядка, воздержанию от изменений, к отстаиванию привычного образа жизни, религии, правил поведения. Главными являются первые два класса. Первый из них – это основа изменений, трансформации общества, второй – главная основа его стабильности. Одаренных первым классом остатков обычно называют новаторами, изобретателями, авантюристами, спекулянтами. Они склонны изобретать новые виды действий. Людей, одаренных остатками второго класса, называют консерваторами, даже ретроградами, но в то же время людьми, верными правилам чести, принципам религии, обычаям, нравам своего народа.

Классификация остатков представляет собой неизменную природу человека, которая дана ему как родовому существу. Люди по-разному одарены этими остатками, но классификация – это достояние всего человечества. Хотя нелогические поступки имеют основание в природе человека, поскольку именно ею они и мотивированы, они ни в коем случае не являются иррациональными, они рациональны, но в совершенно ином смысле, нежели логические поступки. Поскольку остатки, истинные мотивы нелогических поступков не осознаются, а люди полагают себя рациональными существами, то они придумывают рациональные объяснения, создают их. Отсюда поведение человека не поведение рационалиста, а поведение резонера, который придумывает рациональные объяснения для поступков, которые мотивируются на самом деле его чувством. Эти объяснения Парето называет деривациями. Остатки, поскольку это часть природы человека, неизменны, а деривациименяются.

Они делятся на четыре класса. Во-первых, прямые утверждения, которые обосновывают поступки простым указанием на то, что так надо делать и все. Родители говорят, что нельзя врать папе и маме, нельзя в тарелку лезть рукой, нужно учить уроки и т.д. Особенно такие производные распространены в армии, например: «Сегодня до обеда носим кирпичи от этого забора к тому, а после обеда от того забора к этому!» На вопрос: «Почему?» – есть только один осмысленный ответ: «Потому!» Следующий тип объяснений – это ссылка на авторитеты, когда для оправдания поступков привлекаются некие авторитетные инстанции: Христос учил, Магомет, Ленин, отец родной и т.д. Еще один, третий вид – это обращение к общепринятым чувствам, принципам, нормам. Например, мы выйдем на улицу для борьбы за свободу и демократию, или за освобождение палестинских заключенных, или за спасение, в конце концов, природы, матери нашей. И последний вид дериваций – это вербальные доказательства. Они представляют собой доказателеподобные рассуждения, которые доказательствами на самом деле не являются. Обычно такие рассуждения используют политики, религиозные деятели, моралисты и т.д.

Поскольку между реальными мотивами поступков и объяснениями нет прямой связи, то деривации нельзя оценивать с точки зрения истинности или ложности, это бессмысленно. Они являются либо успешными, если помогают достигнуть цели, либо безуспешными, если цели не достигаются. Если мы повторяем ребенку: «Учиться, учиться и учиться! Так говорил великий Ленин!» – а он все равно не учится, значит, это плохая деривация, вне зависимости от того, прав был на самом деле Ленин или не прав. Вопрос об истинности здесь вообще неуместен.

Все религии, великие идеи освобождения человечества не что иное как деривации, нельзя говорить об истинности той или иной религии или морального учения. Если учение успешно в своем действии, влиянии на людей, то оно хорошо, если безуспешно, то плохо. Он, конечно, радикальный атеист, но не только, он противник любых «освобождающих и зовущих за собой человечество» учений, в частности, марксизма, которого он был настолько принципиальным критиком, что получил от своих оппонентов титул «Маркса буржуазии». Парето говорит, что истинность и полезность непосредственно не связаны. То есть, с точки зрения успеха, логическое поведение во многих сферах не лучше нелогического, поэтому человечество руководствуется как чувствами, так и разумом.

Для Парето общество - пространство организованное как система, стремящаяся к равновесию. Равновесие нарушается взаимодействием внешних или (и) внутренних факторов, но результатом этих взаимодействий является новое состояние равновесия. Это является состоянием оптимума, в котором действия индивидов или групп с целью улучшения своего положения приводят к ухудшению положения определенных других индивидов и групп и к сопротивлению с их стороны, то есть к нарушению оптимума, который затем восстанавливается в результате борьбы противостоящих групп и индивидов между собою. Таким образом, противостояние индивидов и групп, их борьба за собственные интересы нормальное состояние общества, она определяет порядок, состоящий в нарушении равновесия и достижении нового.

Теперь необходимо отметить, что топология общественного пространства у Парето размечена неравномерно. Формулировка получила название «принципа Парето» или «принципа 80/20». Исследуя распределение доходов в Англии, он установил, что 20 процентов населения владеют 80 процентами национального богатства, и это соотношение достаточно стабильно для разных народов и исторических эпох. Тогда такая неравномерность распределения богатства должна иметь основание, и в социологической теории Парето это основание четко формулируется и устанавливается совершенно неопровержимо. Причина неравенства в распределении доходов, власти, достижений коренится в природном неравенстве людей. Первые представляют собой истинную элиту общества, а вторые – неразличимую массу. Элиту любой объективный исследователь может установить эмпирически – это те, кто в каком-то деле добивается выдающихся успехов. Если в любой области человеческой деятельности мы разделим всех людей на десять классов так, что к 10 классу будут относиться те, кто достиг в этой сфере высшего уровня, а к первому, напротив, те, кто ничего практически не умеет, то элита будет состоять из тех, кто относится в любой области к десятому и девятому классу, то есть лучшие в этой области люди: те, про кого можно сказать «от бога» художник, спортсмен, токарь, повар, ученый, летчик, вор и т.п. Все остальные есть масса.

Такую элиту он называл элитой в широком смысле и отличал от элиты в узком смысле, или правящей элиты, тех, кто определяет жизнь в обществе, кто держит в своих руках рычаги управления. Эту элиту он называл еще аристократией и полагал, что жизнь ее и является главным предметом для историков, политологов, социологов, философов, потому что смысл любому обществу придает именно жизнь правящей элиты. При этом он предполагал, что любые правящие элиты существуют временно, и смысл любой истории –это преемственность аристократий: «История – это кладбище аристократий». Любая аристократия переживает подъем, расцвет и деградацию. Элиты не могут быть вечными, не могут постоянно находиться у власти, поскольку способность управлять обществом по наследству не передается, поэтому элиты не обновляющиеся постепенно деградируют и уступают свое место новым молодым элитам, которые занимают место во главе общества. В этом, по Парето, и есть смысл всех революций, а те принципы, идеи, с которыми приходят молодые элиты к власти, вовсе не принципиальны. Они есть, по сути, деривации четвертого рода, которые хороши, если при помощи их удалось захватить и удержать власть, и плохи, если этого не случилось. Его концепция получила название «кругооборот элит».

Этот «кругооборот» имеет и иной смысл, который опирается на преобладание в правящей элите остатков либо первого, либо второго класса. Исходя из чего Парето, вслед за Макиавелли, называет их элитой «лис» либо элитой «львов». Первые – хитры, изворотливы, лживы, изобретательны в придумывании всякого рода схем одурачивания масс, вторые – сильны, жестоки, непреклонны и последовательны в отстаивании своего положения. Но «лисы» со временем слишком полагаются на свою хитрость и способность к уловкам, проникаются духом гуманизма и сентиментализма и утрачивают решимость применить вовремя силу и жестокость для защиты своего положения, потому с неизбежностью уступают свое место «львам», которые берут эту власть силой, но сами со временем используют силу для предотвращения любых, даже самых необходимых изменений и погружают общество в безнадежность застоя, открывая дорогу наверх элитам, обещающим свободу и новое счастье.

Эти стили правления – «львов» и «лис» – чередуются, сменяют друг друга: после периода управления «лис», когда происходит расцвет интеллектуализма, авантюрности, когда общество динамично трансформируется, но в то же время растет коррупция, обнищание одних и обогащение других, и то и другое совершенно несправедливое, упадок морали, нравов, утрата традиций и т.п., на их место приходят другие люди, которые обещают наказать коррупционеров, отобрать неправедно нажитые богатства, установить прочный справедливый порядок, то есть приходит время правления «львов» с его стабильностью, неизменностью, устойчивостью, господством традиций и тенденцией к застою. Он противопоставлял Германию и Францию второй половины XIX века, где империя Наполеона III была типичным правлением «лис», с грандиозными спекулятивными проектами, которые оставляли многие тысячи людей разоренными, но зато некоторых быстро разбогатевшими. Во внешней политике – это были договоры, призванные уравновесить враждебные государства, и все рухнуло, когда Франция вступила в войну с Германией, которая при кайзере Вильгельме I сформировалась как жесткая военная сила.

Идеальным состоянием для правящей элиты он считает гармоническое соотношение «лис» и «львов», что характерно для молодых элит, недавно пришедших к власти. Он приводил в пример прусское государство: с одной стороны, кайзер Вильгельм, строящий нацию по прусскому порядку, с другой – Бисмарк, по Парето, типичный «лис». Именно их единство помогло Пруссии за одно поколение превратиться в самое мощное государство в Западной Европе. Кроме того, кругооборот элит имеет и еще и смысл продления власти правящей элиты. Она должна допускать наиболее одаренных остатками людей, не принадлежащих к элите по положению, в свой круг и освобождаться от наименее пригодных к управлению собственных членов, за счет чего происходит обновление правящей элиты.

Влияние Парето на Муссолини и на его окружение было столь велико, что итальянские фашисты почитали его идеологическим отцом и избрали почетным сенатором Итальянской республики. В дальнейшем популярность его в фашистской Италии постепенно снижалась: чем дольше фашистский режим находился у власти, тем менее популярен становился Парето. Напротив, в 30-х годах Парето, переведенный на английский, стал чрезвычайно популярен в США как среди социологов и политологов, так и среди социальных философов. Его концепция «кругооборота элит» в американской демократии получила практическое воплощение. Сама структура современной американской демократии выстроена таким образом, что ни политическая, ни экономическая элиты не должны застаиваться. Возможность разориться и утратить власть существует практически для любого человека, но и возможность подняться до высот политического и экономического могущества также существует для любого человека, именно это они полагают главным залогом процветания своего общества. В социологии концепция Парето явилась одной из основ для создания теории Т. Парсонса, которая оказалась в центре социологических дискуссий века ХХ. В экономике – одной из теоретических опор современной либеральной экономики. В политике – теоретическим обоснованием демократических процедур. Он также является признанным отцом «элитологии» – дисциплины совсем молодой, но очень престижной.