Возникновение социологии (О. Конт)

Концепция О. Конта есть первая собственно социологическая концепция, которая основывалась на следующем. Во-первых, социально-философские концепции создали разного рода объяснения и рациональные обоснования социального порядка, исходя из природы человека и его разума. Кроме того, в них было установлено, что улучшение общества есть продукт деятельности человека, и улучшение это состоит в подчинении человеческой природы его разуму. С другой стороны, социальная утопия настаивала, что прогресс человечества неизбежен; цель его – счастливое для всех людей состояние; сотворение этого счастья – это также дело разума и науки. В-третьих, прогресс эмпирических наук в XVII-XVIII вв. создал образцы достижения достоверного знания о природе. Огюст Конт сформулировал идею науки социологии в качестве оппозиции как старой традиционной философии, которую он называл метафизикой, так и социальному утопизму, в частности, утопизму своего учителя. Таким образом, в позитивной философии формируется общий образец позитивной науки вообще. Он состоит из трех пунктов: 1) она должна опираться на наблюдения, 2) искать в них закономерное, 3) достигать достоверного знания о законах, управляющих этими явлениями и позволяющих делать научные прогнозы о них.

Первый пункт указывает на объектсоциологии как науки – все множество наблюдаемых социальных явлений. Второй – на задачусоциологии: искать закономерное в этих явлениях как повторяемое, общее, а не скрытые причины явлений. И третий – на цель социологии: использовать знание этих законов для прогноза будущих социальных явлений. Конт полагал, что социология среди самых важных наук закономерно появляется последней. Для основных категорий явлений природы астрономических, физических, химических и физиологических «человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику».

«Социальная физика» и «социология» синонимы. Физика – образец науки о природе, она достигла наиболее совершенного состояния, поэтому и все остальные науки должны подражать ей. Только один круг явлений природы – социальные явления – остался до сих пор не затронутым наукой, он тоже должен быть включен в систему позитивного знания, и тогда только здание науки будет достроено до конца, до самого верха. Эта наука не является философией, но эмпирической наукой, задача которой «описательное обобщение, объяснение» наблюдаемых явлений. Цель ее формулируется так: «Уметь предсказывать означает уметь управлять». Отсюда роль социологии состоит в помощи прогрессу человечества в качестве организующей науки в соответствии с принципом: «Видеть, чтобы знать, знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь!»

Если объект социологии – все множество социальных явлений, то предмет социологии – это общество как целостный организм, где целостность есть бесчисленные воздействия людей друг на друга, из которых и складывается устойчивая взаимозависимость людей. Таким образом, реальность, которую изучает социология – это человеческий род как целое, управляемое естественными механизмами. Эта точка зрения на общество называется холизмом, когда оно рассматривается как целостный организм, а человек – как элемент, зависящий от целого. Ей противостоит противоположная точка зрения, называемая социальным атомизмом. Здесь общество рассматривается как состоящее из независимых, атомарных индивидов и является продуктом их взаимодействия. Все социологические теории располагаются между этими двумя координатами: холистскойиатомистской. То есть, с одной точки зрения, общество есть целостность, и человек, индивид есть его элемент и некая абстракция. Иными словами, человек есть сосредоточение всех общественных сил. С другой стороны, само общество есть продукт взаимодействия индивидов. Конт – очевидный наследник французского Просвещения и идей Руссо. Для него социальность человека такое же природное качество, как эгоизм или разум, и прогресс есть распространение в обществе разумного консенсуса.

Первый и главный метод социологии – это наблюдение. Именно наблюдение дает социологии объективную базу для теоретических утверждений о социальных явлениях, научного предвидения о будущем течении этих явлений и контроля за ситуацией. Исходя из этого, в социологии должна вестись разработка процедур для фиксации неочевидных, скрытых явлений под девизом – это еще один девиз, на которые Конт такой большой мастер: «Ничего лишнего, и все нам полезное!» Но при этом из социологии полностью исключаются все принципиально ненаблюдаемые явления. Их все в теологию, метафизику – куда угодно, но не в социологию. Скрытые причины явлений – это дело метафизики, он устанавливает законы как повторяемое, регулярное в явлениях и все. Этого достаточно.

Метод, который ему позволяет устанавливать закономерное в явлениях, – эксперимент, то есть наблюдение за явлениями в искусственно созданных условиях. Однако прямой, непосредственный эксперимент, как он применяется в физике, химии, в социологии практически неприменим. В социологии вместо прямого эксперимента может и должен применяться эксперимент косвенный, то есть наблюдение за обществом в ситуациях общественных катаклизмов, вызванных революционными событиями. Они демонстрируют болезненные состояния общества, его патологии, и изучение этих патологий способствует постижению закономерностей, управляющих общественными организмами в нормальном состоянии. Точно так же, к примеру, в медицине эпидемии или войны чрезвычайно способствуют изучению природы человеческого организма, его возможностей и продвигают медицину вперед. Следующий метод – сравнительный. Он позволяет делать классификации, группировки, обобщения явлений, чтобы выявить правила, законы сосуществования их друг с другом. Для этого полезно сравнивать человеческие общества с обществами у животных, а также различные общества друг с другом и состояния разных общественных классов. И последний метод – это метод исторического сравнения. Он необходим для выявления закономерностей последовательных состояний социальных процессов и должен открывать в истории логику изменения социальных процессов, логику социальной трансформации. Это и делает социологию истинной философией истории. Научное значение, смысл истории придает именно социология, которая изучает статику и динамику социальных процессов, обычная история есть просто собрание материалов для научного изучения, которое совершает социолог, и ход истории в результате обретает смысл, закономерность, необходимость.

Сама социологическая теория делится у Конта на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика есть учение о социальном порядке, где изучаются законы, обеспечивающие стабильность и равновесие общества, организацию и гармонию его. Социальная динамика изучает прогресс общества, иначе говоря, законы трансформации порядка. Самый главный лозунг Конта «Порядок и прогресс!». Две части социологии и есть теория порядка и теория прогресса. В этом лозунге для Конта важнейшее – это порядок. То есть для того, чтобы прогресс осуществлялся, должен быть порядок, который прогрессирует. Социология – это организующая наука, отсюда полное неприятие всякого рода революций, восстаний, мятежей – разрушений порядка. И наука социология – способ обеспечения прогресса порядка, не разрушая его, прогресс все равно неизбежен, но в ходе его порядок должен быть сохранен.

В реальном развитии общества в определенный момент происходит нарушение консенсуса и затем создание нового консенсуса. Движущей силой прогресса являются две характеристики человека: развитие ума, интеллекта и «социального чувства». И интеллект, и развитие общительности изыскивают способы подавления природной эгоистичности человека.

Социальная наука изучает инструменты, подавляющие человеческий эгоизм и развивающие «социальное чувство». Эти инструменты есть социальные институты, главный из которых – семья. Для Конта все общество в идеале должно быть подобно большой семье. Семья – это первая и главная ячейка, где индивиды учатся выходить за пределы самого себя, жить в других и именно посредством жизни в других и ради других удовлетворять свои потребности. Семья есть образец общества, поскольку характеризуется наивысшей степенью консенсуса. Именно через семью воспитывается, во-первых, эмоциональное единство человечества и, во-вторых, передача материального и духовного богатства человечества.

Второй важнейший институт, определяющий порядок в обществе, – это государство, такой инструмент, который устанавливает порядок силой. Государство, по Конту, противостоит рынку. Рынок способствует развитию эгоистических склонностей человека и отсюда исходит тенденция к нарушению порядка. Государство, напротив, есть силовое ограничение эгоизма в обществе, прогресс государства – это превращение его в справедливую силу, все более облагороженную разумом и духом. И третий ключевой институт порядка – это церковь, религия, поскольку она создает моральные и культурные нормы и ценности, способствует их распространению и формирует духовный порядок. Объединение человечества в единое целое есть важнейшая социальная функция религии, и характер религии всегда обусловлен потребностями и характером общества.

Также им впервые формулируется социологический взгляд на религию. С точки зрения социологии в религии интересно только то, как она способствует сохранению порядка в обществе, единству этого общества. Каковы религиозные догмы – это не важно. Главное, как она выполняет свою социальную функцию. Если плохо – религия становится другой, заменяется на другую. У Конта к концу его жизни возникла идея позитивной религии, то есть религии общечеловеческой, где богом становится человечество как Высшее Существо. Его в реальной жизни представляют великие люди: Ньютоны, Платоны, Галилеи. Сила духа этой новой религии есть сила великой любви каждого человека ко всем. Она: 1) управляет чувствами людей, 2) объединяет их во имя общего труда, 3) освящает права тех, кто управляет обществом, и, наконец, умеряет произвол сильных и правящих. В создании этого проекта Конт из теоретика-социолога становится социальным преобразователем-утопистом, то есть совершает движение в направлении, указанном его учителем и оппонентом Сен-Симоном.

Социальная динамика как учение о прогрессе приняло у Конта образ трех стадий развития: теологической, метафизической и позитивной, или научной. Он полагал, что условия окружающей среды имеют влияние на развитие общества. Под ними понимались географические условия, расовый фактор, средняя продолжительность жизни, «уплотнение населения», но эти условия играют лишь вторичную роль, опосредующую неизбежное развитие. Над всеми ними господствует интеллектуальная эволюция, именно она определяет движение человечества по ступеням прогресса.

Для первой ступени характерна вера в потусторонние силы, управляющие явлениями природы и общества. Для второй - поиски скрытых причин и критика религии. Для третьей - торжество единого научного метода. С точки зрения развития социального порядка, это изменение представляется как смена военного общества – порядка, установленного силой – индустриальным обществом – порядком на основе добровольного взаимодействия, сотрудничества. Метафизическая стадия есть стадия разрушения военного общества, эпоха мятежей, революций, тогда индустриальное общество – это новая и правильная, потому что научная стабилизация общества после времени социальных патологий. Новое общество характеризуется бурным развитием наук и промышленности, торжеством альтруистических чувств, победой социальной природы человека над эгоистической его природой.

Проект новой совершенной и завершающей науки социологии пролежал в невостребованности полтора десятка лет, когда после смерти Конта на рубеже 50 – 60-х годов был замечен и стал превращаться в объект подражания и критики для социальных мыслителей. Этот первый послеконтовский период в социологии получил название натуралистического.