Семинарское занятие № 9. Европейская и российская культура середины ХХ – начала ХХI веков. Глобальные проблемы современности.
Проверочное задание №9.(малые группы – 3 или 4).
1. Для толпы характерна:
а) быстрая внушаемость, похожая на гипноз;
б) легкая возбудимость, вызываемая эмоциями;
в) быстрая внушаемость, похожая на гипноз и легкая возбудимость, вызываемая эмоциями.
2. Маргинальные ситуации характерны:
а) для периодов революций, миграции населения;
б) для случаев попадания в культурную среду с чужими обычаями, при межэтнических браках;
в) для периодов революций, миграции населения и для случаев попадания в культурную среду с чужими обычаями, при межэтнических браках.
3. Установить соответствие:
а) Массовая культура 1. сложная по содержанию
б) Элитарная культура 2. демократичная, не делит людей на
классы, нации, по уровню бедности
и богатства
3. трудная для неподготовленного восприятия
4. общедоступная.
4. Среди указанных ниже характеристик выберите те, которые в совокупности наиболее полно отражают понятие “человек массы” (Нужное запишите):
а) заурядный, с закупоренным сознанием;
б) формирующий новые парадигмы;
в) живущий в соответствии со стереотипами;
г) без чувства исторической ответственности;
д) отрицающий действительность;
е) воспринимающий людей в качестве придатка, обслуживающего элемента машины;
ж) мифологизирующий культуру прошлого;
з) не способный к сочувствию, сопереживанию ближнему;
и) стремящийся к духовному обновлению.
5. Установить соответствие:
а) Модерн 1. возник при переходе от индустриализма к
б) Постмодерн постиндустриализму
2.возник при переходеот капитализма к индустриализму
3. окончательно дифференцировал искусство на массовое и элитарное
4. был направлен на разрешение парадоксов кризиса культуры с помощью восстановления целостности подсистем и элементов
5. формировал новый тип личности – странной, утопичной, сочетающей противоречия, с внутренней духовной красотой
6. выделил из массовой коммерческую культуру
7. снял противоречия в культуре за счет разрастания нейтральной зоны
8. создал условия для появления новых жанров искусства, таких как плакат и фотомонтаж.
6. Основными тенденциями в развитии современных народов являются:
а) дифференциация;
б) интеграция;
в) дифференциация и интеграция.
7. Какая из ниже перечисленных парадигмальных установок относится к современной западноевропейской культуре:
а) теоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) пантеизм.
8. Интеграции культуры способствует:
а) Научно-технический прогресс;
б) Научно-технический прогресс и общие тенденции в развитии образования;
в) Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования и подвижность населения;
г) Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, подвижность населения и мировое разделение.
9. Установить соответствие:
а) Церковь 1. замкнутость, изолированность верующих
б) Секта от всех остальных
2.официальное признание
3. стремление увеличить число своих приверженцев
4. стремление к ограничению рядов верующих.
10. Исключите лишнее:
а) Античность;
б) Ренессанс;
в) Классицизм;
г) Ампир;
д) Модерн.
11. Установите правильную последовательность смены архитектурных стилей в России первой половины ХХ века:
- ампир;
- эклектика;
- модерн;
- неоклассизм.
12. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: модерн, постмодерн, поп-арт, оп-арт, эл-арт, окр-арт, хеппининг.
13. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: концептуализм, дадаизм, деревенская проза, возвращенная литература, агитационный фарфор.
14. Назовите не менее пяти общих закономерностей развития российской и европейской культурных систем ХХ – начала ХХI веков.
15. Назовите не менее пяти специфических характеристик в развитии российской и европейской культурных систем ХХ – начала ХХI веков.
16. В соответствии с доминирующими жанрами выделите этапы становления искусства кино в России (в том числе на Алтае) ХХ века.
17. В соответствии с основоположниками систем перечислите основные направления в развитии театрального искусства в России ХХ века.
Проверочное задание №10 - блиц-тест.(индивидуально, з/о-*)
I. Выберите правильный вариант ответа:
1. К стабильным периодам развития культуры относятся: *
а) первобытность, средневековье, возрождение;
б) древние цивилизации, новое время, новейшее время;
в) античность, эллинизм, просвещение.
2. Нерасчлененность, слитность культуры первобытного общества выражается понятием: *
а) этноцентризм;
б) синкретизм;
в) транскультурация.
3. Наиболее почитаемым триглавом богов в Древнем Египте были: *
а) Амон, Хапи, Нут;
б) Осирис, Исида, Гор;
в) Птах, Ра, Тот.
4. К архитектурным памятникам Древнего Египта относятся: *
а) солнечные храмы, пирамиды, мастабы;
б) пирамиды, мастабы, сфинксы;
в) зиккураты, храмы-леса, солнечные храмы.
5. Зиккурат, как форма архитектурного сооружения характерна для культуры:*
а) Древнего Египта;
б) Древней Индии;
в) Двуречья.
6. В месопотамской мифологии приставки эн, ан, а также ин обозначали:
а) женское начало, воду и влагу;
б) мужское начало, воздух и небо;
в) мужское и женское начала.
7.Варно–кастовый строй характерен для культуры: *
а) Древней Индии;
б) Древней Греции;
в) Древнего Египта.
8. К литературным произведениям древнеиндийской культуры относятся:
а) Махабхарата и Рамаяна;
б) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра;
в) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра, Бхагавадгита и Калидас;
г) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра, Бхагавадгита, Калидас, Авеста.
9. В конфуцианстве в качестве единого всеобщего начала выступает:
а) небо;
б) космос;
в) Бог.
10. Какая из мировых религий утверждает идею реинкарнации (перерождения души): *
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
11. В какой из мировых религий человек рассматривается как ценность, земное воплощение Бога: *
а) ислам;
б) буддизм;
в) христианство.
12. Аскетизм как образ жизни был широко распространен в эпоху: *
а) Античности;
б) Средневековья;
в) Возрождения.
13. В культуре Западной Европы одним из первых стилей был: *
а) романский;
б) романтизм;
в) академизм.
14. Стиль «романтизм» был сформирован в эпоху: *
а) Средневековья;
б) Возрождения;
в) Просвещения.
II. Кто автор следующих произведений искусства?
1. “Корабельная роща ”: *
а) В.Г. Перов;
б) И.Шишкин;
в) Ю.А. Васнецов.
2. “Паралитик или плоды хорошего воспитания”:
а) Оноре Домье;
б) Уильям Хогарт;
в) Жан-Батист Грез.
3. “Боярыня Морозова”: *
а) И.Я. Билибин;
б) В.И. Суриков;
в) И.Е. Репин.
4. “Весна”: *
а) Сандро Ботиччелли;
б) Франсуа Буше;
в) Леонардо да Винчи.
5. “Бедная Лиза”: *
а) Г.Державин;
б) А.Сумароков;
в) Н.Карамзин.
6. “Всадник, смерть и дьявол”: *
а) Иероним Босх;
б) Франсиско Гойя;
в) Альберт Дюрер.
7. “Заморские гости ”:
а) В.Тропинин;
б) Н.Рерих;
в) С.Дали.
8. “Возвращение блудного сына”:*
а) Рембрандт;
б) Франс Хальс;
в) Пьетро Лонге.
9. “Тройка”: *
а) К.Ф. Юон;
б) В.Г. Перов;
в) И.Я. Билибин.
10. “Падение Икара”:
а) П.Брейгель;
б) И.Босх;
в) А.Дюрер.
11. “Демон поверженный”: *
а) В.М.Васнецов;
б) М.А.Врубель;
в) В.Серов.
12. “Аркадские пастухи”:
а) Н.Пуссен;
б) К.Лорен;
в) С.Вуэ.
13. “Троица”: *
а) Ф.Грек;
б) А.Рублев;
в) Дионисий.
14. “Борис Годунов”:*
а) С. Рахманинов;
б) П.И. Чайковский;
в) М.П.Мусоргский.
15. “Четыре философа ”:
а) А.Дюрер;
б) П.Пикассо;
в) П.Рубенс.
16. “Лебединое озеро”:*
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А.П. Бородин;
в) П.И. Чайковский.
17. “Сикстинская Мадонна”:*
а) Микеланджело;
б) Рафаэль Санти;
в) Леонардо да Винчи.
18. “Братья Карамазовы”:*
а) Ф.М. Достоевский;
б) Л.Н. Толстой;
в) И.А. Гончаров.
19. “Рабочий и колхозница”:*
а) И.Д. Шадр;
б) В.И. Мухина;
в) Н.А. Андреев.
20. “Корабль дураков”:
а) И.Босх;
б) П.Брейгель;
в) Л.Кранах.
21. “Богатыри”:*
а) В.А. Серов;
б) М.В. Нестеров;
в)В.М. Васнецов.
22. “Впечатление”:
а) К.Моне;
б) Писсаро;
в) Ренуар.
23. “Последний день Помпеи”: *
а) А.Иванов;
б) Ф.Бруни;
в) К.Брюллов.
24. “Легковерие, суеверие и фанатизм”:
а) Х.Рибера;
б) У.Хогарт;
в) Ж.-Б.Грез.
25. “Христос в пустыне”:
а) И.Н.Крамской;
б) М.В.Нестеров;
в) И.И.Левитан.
26. “Гаргантюа и Пантагрюэль”:
а) У.Шекспир;
б) Л.Пульчи;
в) Фр.Рабле.
27. “Смольный собор ” в Петербурге: *
а) Ж-Б.Леблон;
б) Дж.Фонтана;
в) Ф.-Б.Расстрели.
28. “Едоки картофеля”:
а) Франсиско Гойя;
б) Винсент Ван Гог;
в) Поль Гоген.
29. “Апофеоз войны”: *
а) А.Иванов;
б) В.Борисов-Мусатов;
в) В.Верещагин.
30. “Поцелуй Иуды”:
а) Джотто;
б) Мазаччо;
в) Рафаэль.
31. “Портрет А.П. Струйской”:
а) В.Л.Боровиковский;
б) Д.С.Левицкий;
в) Ф.С.Рокотов.
32. “Четыре апостола”: *
а) И.Босх;
б) П.Брейгель;
в) А.Дюрер.
34. “Что есть истина?”: *
а) И.Н.Крамской;
б) И.И.Левитан;
в) Н.Н.Ге.
35. “Похвала глупости”: *
а) Т.Мор;
б) Э.Роттердамский;
в) Л.Комоэнс.
36. “Сватовство майора”:
а) П.Федотов;
б) А.Куинджи;
в) В.Поленов.
37. “Экстаз святой Терезы”:
а) Донателло;
б) Л.Бернини;
в) Д.Фонтана.
38. “Божественная комедия ”: *
а) Сервантес;
б) Дж.Боккаччо;
в) А.Данте.
39. “Тошнота”:
а) А.Камю;
б) Ж-П.Сартр;
в) Дж.Болдуинг.
40. “Михайловский дворец” (Русский музей) в Петербурге: *
а) В.П.Стасов;
б) К.И.Росси;
в) О.И.Бове.
41. “Расстрел со 2 на 3 мая 1805 года ”:
а) Франсиско Гойя;
б) Винсент Ван Гог;
в) Уильям Тернер.
42. Фонтан “Самсон” в Петербурге: *
а) А.Д.Захаров;
б) О.И.Бове;
в) А.Н.Воронихин.
43. “Хромоножка”:
а) Х.Рибера;
б) С.Дали;
в) И.Босх.
44. “Граждане Кале”:
а) Сержент;
б) Роден;
в) Либерман.
III. Выберите правильное определение следующих понятий:
1. Архетип: *
а) тип национальной культуры;
б) первообраз, составляющий содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
в) тип ментальности.
2. Национальный характер:
а) совокупность эмоционально–чувственных способов освоения мира;
б) совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности, особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него;
в) совокупность быстро изменяющихся реакций этноса на происходящие события,
3. Фреска: *
а) светло-фиолетовая краска;
б) древнегреческий сосуд для охлаждения жидкостей;
в) техника стенной росписи.
4. Колорит: *
а) неизменный, условный цвет на заднем плане картины;
б) взаимодействие цветов в пределах одной картины;
в) техника написания картины.
5. Перспектива: *
а) учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства;
б) техника, используемая для построения композиции;
в) ритмическая организация пространства.
6. Эстамп:
а) основание колонны;
б) античный памятник;
в) вид графики.
7. Минарет: *
а) бассейн для омовения в Древней Индии;
б) две башни, расположенные по обе стороны от места для оповещения о начале службы;
в) дарохранительница в Древнем Китае.
8. Мозаика: *
а) изображение из плотно прилегающих друг к другу цветных кусков дерева, металла, стекла, камня;
б) античное панно;
в) внутренняя часть романского храма.
9. Эсхил:
а) нижняя часть дорической колонны;
б) способ выявления объемности форм;
в) древнегреческий драматург.
10. Танка: *
а) пятистишие в Древней Японии;
б) один из видов европейской средневековой литературы;
в) часть древнегреческого храма.
11. Барельеф: *
а) высокий рельеф;
б) низкий рельеф;
в) углубленный рельеф.
12. Эклектика:
а) тотальное отрицание целостности;
б) смешение стилей;
в) модное течение двадцатого века.
13. Пагода: *
а) хранилище священных реликвий в Древнем Китае;
б) маяки в Древней Японии;
в) место для совершения языческих обрядов и жертвоприношений.
14. Тогатус:
а) вид скульптуры в Древнем Риме;
б) вид китайской литературы;
в) название театральной пьесы.
15. Лисипп:
а) римский император;
б) часть декора в виде пальмового листа;
в) древнегреческий скульптор.
16. Капище: *
а) место для совершения языческих обрядов и жертвоприношений;
б) один из древнеславянских мифов;
в) обряд в средневековой Европе.
17. Витраж: *
а) вытянутая по горизонтали композиция;
б) застекленная поверхность окон или дверей;
в) боковая пристройка к основному зданию.
18. Контрфорс:
а) вид древнегреческой скульптуры;
б) часть готического храма;
в) технический прием в изобразительном искусстве.
19. Чайтья:
а) скальный храм;
б) вид поэзии в средневековой Индии;
в) тип китайской архитектуры.
20. Лаокоон: *
а) юноша играющий;
б) римский полководец;
в) троянский жрец.
21. Ямато-э:
а) древнее название Японии;
б) иллюстрация светского романа, повести, дневника;
в) тип средневекового восточного садово-паркового ансамбля.
22. Фаюмский портрет: *
а) посмертная маска в Древнем Риме;
б) вид арабской живописи;
в) восковая живопись в эллинистическом Египте.
23. Веды: *
а) часть буддийской религии;
б)первые книги в Древней Индии;
в) древнекитайские философско-религиозные литературные произведения.
24. Олимпия:
а) место проживания древнегреческих богов;
б) салон импрессионистов;
в) название картины в силе “классицизм”.
25. Синтоизм: *
а) национальная религия в Древней Индии;
б) философское учение в Древней Греции;
в) национальная религия в Древней Японии.
IV. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Перечислите храмы и статуи Акрополя в Афинах. Каковы их стилевые различия и месторасположение в афинском Акрополе.
2. Назовите популярные классические музыкальные произведения России и Европы ХVII-ХVIII веков. Укажите название, автора либо название, страну и время его создания.
3. Перечислите известные вам типы театра (например: лилу, театр жестокости).