Раздел 3

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО…

Эмпирическая глава курсовой или выпускной квалификационной работы представляет собой отчет о проделанной студентом работе по сбору и анализу эмпирических, то есть опытных, данных. Стандартная структура этой главы содержит в себе следующие два параграфа.

2.1. Программа эмпирического исследования.

2.2. Анализ, обсуждение результатов и выводы.

В этом разделе пособия подробно остановимся на программе эмпирического исследования. Она демонстрирует умение студента планировать, организовывать и проводить научное исследование. Формальная структура соответствующего параграфа включает в себя обоснование актуальности эмпирического исследования, его гипотезы, уточнение цели и задач, описание базы эмпирического исследования и его объекта, характеристику выборки, методов и конкретных методик сбора эмпирических данных, этапов и процедуры исследования (требуется только в выпускной квалификационной работе), методов обработки полученных данных.

Начинается параграф с актуальности собственно эмпирического исследования. В одном-двух абзацах (которые не должны дословно повторять сказанное об актуальности проблемы во введении!) кратко формулируются итоги теоретического анализа проблемы, которые и привели автора к выдвижению гипотезы. Если необходимо, здесь же следует привести обоснование методологической базы исследования, благодаря которой производится операционализация – «перевод» ключевых теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные, которые будут измеряться.

Цель эмпирического исследования, как правило, заключается или в выявлении определенных особенностей изучаемого явления, или в проверкегипотезы – научного предположения, следующего из теории и выражающего конкретную идею проводимого исследования. Гипотеза, сформулированная во Введении в более общем виде, в Программе эмпирического исследования конкретизируется и может быть представлена в виде в несколько частных гипотез или в виде основной и дополнительной к ней гипотезе.

Одна из классификаций эмпирических гипотез, исходя из возможностей организации психологического эмпирического исследования, делит их на экспериментальные гипотезы и гипотезы корреляционного исследования. Под экспериментальной гипотезойпонимаетсяпредположение о соотношении между уровнями независимой и зависимой переменных при определенном уровне дополнительных (внешних) переменных. Гипотеза корреляционного исследования – это предположение о наличии конкретного вида статистической связи между измеряемыми переменными (линейной положительной, линейной отрицательной, нелинейной связи). Экспериментальная гипотеза формулируется в терминах «влияние», «фактор» или «зависимость А от Б», в то время как гипотеза корреляционного исследования – в терминах «связьмежду А и Б». Поэтому ориентируясь лишь на сформулированную тему исследования, уже можно представить, как оно должно быть организовано.

Помимо указанных видов эмпирических гипотез, возможно также выдвижение гипотезы о различиях в изучаемом явлении, например, у разных групп испытуемых. Такие гипотезы формулируются в соответствующих терминах: «существуют различия между А и Б».

Далее в работе следует описание задач, решаемых в эмпирическом исследовании. Как правило, это целый комплекс задач:

§ методические задачи: подобрать комплекс (батарею) психодиагностических методик, апробировать комплекс методик, модифицировать существующую методику в соответствии с целью исследования, создать оригинальную методику в соответствии с целью исследования и т.п.;

§ исследовательские (эмпирические) задачи: описать изучаемый феномен (эффект), описать характеристики явления или природу явления, выявить его особенности, определить уровень конкретной переменной, установить связь между переменными, изучить возрастную динамику явления, вывести его закономерности, разработать классификацию и пр.;

§ практические (прикладные) задачи: разработать развивающую (тренинговую, психокоррекционную) программу, доказать ее эффективность, выработать практические рекомендации отдельным категориям граждан и т.д.

Эмпирических задач может быть несколько, формулировки задач эмпирического исследования не должны дословно повторять задачи, обозначенные во Введении. Обратим внимание, что теоретические задачи, содержащиеся во Введении, в Программе эмпирического исследования вообще не упоминаются.

Следующий пункт программы – база эмпирического (экспериментального) исследования (место и условия проведения исследования) и его объект (контингент испытуемых, их социальные, психологические, возрастные и иные характеристики, общий объем выборки, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.).

Затем обосновывается (в отличие от простого перечисления во Введении) выбор методов сбора эмпирических данных. Надежней всего это делать, опираясь на характер поставленных задач, для решения которых и подбираются адекватные им методы, каждый из которых реализуется в конкретных методиках. Последовательность описания методик определяется логикой исследования, его задачами и порядком перечисления эмпирических методов во Введении.

I. При описании обсервационных методов (различных вариантов наблюдения) указывается схема наблюдения (например, оригинальная или модифицированная схема Р. Бейлза), описываются категории наблюдения, обосновывается подведение наблюдаемого акта под ту или иную категорию. В Приложении приводится образец протокола наблюдения (табл. 8).

 

 

  Пример № 12  
Таблица 8 Образец протокола наблюдения по схеме такой-то  
Заголовок Заголовок Заголовок Заголовок
А Б заголовок заголовок
1. Текст            
             

 

II. Метод эксперимента описывается по следующей схеме.

Уточняется цель применения эксперимента в эмпирическом исследовании (например, установление влияния одних переменных на другие).

Подробно описывается независимая переменная, ее экспериментальные и контрольное условия, экспериментальная схема (например, позиционное уравнивание, латинский квадрат, межгрупповая схема или какая-то другая), используемое в эксперименте оборудование и экспериментальный материал. Задание, предъявляемое в экспериментальном и контрольном условиях испытуемым, описывается подробно вместе с инструкцией.

Характеризуются зависимая (регистрируемая) переменная и методики, с помощью которых оцениваются ее показатели (см. п. III. Психодиагностические и праксиметрические методы), а также дополнительные и побочные переменные, контролируемые в ходе эксперимента.

III. Психодиагностические и праксиметрические методы. Здесь приводится полное и правильное название методики, ее автор(-ы), цель, ссылка на источник в списке литературы, из которого взята методика, при необходимости (к примеру, если методика малоизвестна) – небольшая историческая справка о ее создании, краткое описание порядка работы с методикой. Инструкция испытуемым, текст методики, статистические нормы, таблицы перевода «сырых» баллов в нормализованные показатели (z-оценки, T-баллы, показатели IQ или стены) размещаются в Приложении.

Для вновь созданных методик, или редко используемых в психологической практике, или заново апробированных методик необходимо указать, чем вызвана необходимость их использования и / или разработки и, кроме вышеперечисленного, привести более подробное описание, включающее: цель методики, полный текст с инструкцией (в Приложении), процедуру проведения; процедуру ее разработки, психометрические характеристики и способ стандартизации результатов (для стандартизированных методик), таблицы перевода «сырых» баллов в нормализованные показатели (эти сведения также могут быть даны в Приложении, особенно в тех случаях, когда занимают большой объем текста).

Если студент самостоятельно адаптирует или модифицирует известную методику, исходя из целей своего исследования, то при ее описании он должен указать, в чем именно состояла ее адаптация или модификация и чем она была обусловлена.

После описания методов подробно описываются этапы и процедура эмпирического исследования. Здесь необходимо ответить на вопрос: что следовало за чем?, упомянув все обстоятельства, способные хотя бы предположительно повлиять на полученные данные. Если исследование проводится традиционным образом, не предусматривает соблюдение каких-то специальных условий, не предъявляет особых требований к последовательности предъявления методик, то достаточно в этом пункте Программы эмпирического исследования ограничиться фразой: «Процедура проведения эмпирического исследования заключалась в последовательном предъявлении одновременно всем испытуемым (или: в индивидуальном порядке) описанного выше комплекса методик. Программа эмпирического исследования не требовала соблюдения каких-либо особых условий».

Наконец, описываются методы обработки данных. В этом разделе Программы эмпирического исследования должно быть четко указано, к каким данным применялись способы качественного анализа и к каким данным и с какой целью применялись конкретные способы количественного анализа. Например, с целью установления значимости различий между показателями экспериментальной и контрольной групп испытуемых применяется критерий Стьюдента; для определения связи между переменными А и Б – коэффициент линейной корреляции Пирсона; для установления однородности трех экспериментальных групп – критерий Пирсона «хи–квадрат» и т.д.

Выбор способов статистической обработки результатов должен быть обоснован типом измерительной шкалы (порядковая / интервальная / реляционная), количеством сравниваемых параметров, имеющимися ограничениями. При описании статистических критериев, коэффициентов корреляции формулы не приводятся, достаточно сделать ссылку на соответствующий литературный источник, где они представлены.

Методы качественного анализа заключаются в дифференциации полученного эмпирического материала по типам, группам, вариантам и предполагают их развернутое описание и психологическую интерпретацию с опорой на избранную теоретическую позицию. При этом могут описываться как случаи, наиболее полно выражающие выделенные типы, группы, варианты (типичные случаи, так называемые «психологические портреты»), так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил (жанры «анализ отдельного случая» и «индивидуальный вариант развития»).