Методы исследования.

Методы исследования – это апробированные в науке способы получения нового знания. В них реализуются те методологические принципы, на которые опирается проводимое исследование.

Все исследовательские методы, применяемые в психологии, можно разделить на следующие группы:

1) методы сбора теоретической информации – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, моделирование и пр.;

2) методы сбора эмпирической информации – наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе документов, и др.;

3) методы обработки полученных данных – количественные методы (в том числе методы математической статистики) и методы качественного анализа.

 

  Пример № 8
«В работе использовался следующий комплекс методов. 1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования. 2. Методы сбора эмпирической информации: наблюдение, эксперимент, метод стандартизированного самоотчета, метод экспертных оценок. 3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных (корреляционный анализ, критерии Фишера и Стьюдента)».

 

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже определенные приемы и техники – в психологии их называют методиками, в которых конкретизируется отдельный метод, – определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Во Введении перечисляются, как правило, только методы. Необходимое и аргументированное обоснование выбора методов и конкретных методик исследования приводится в Программе эмпирического исследования. В ней должны быть представлены все методы, указанные во Введении. В ней же должны перечисляться и характеризоваться те методики, которые были использованы автором. Лучше заранее продумать порядок перечисления методов: желательно, чтобы он отражал саму логику и последовательность проведения эмпирического исследования.

Поскольку в настоящее время студенты встречают в литературе самые разнообразные классификации психологических методов, рекомендуем опираться на классификацию методов эмпирического исследования в психологии, предложенную Б. Г. Ананьевым[10], которая, с одной стороны, не противоречит классификации методов психологии С. Л. Рубинштейна[11] и, с другой стороны, позволяет включить в себя и современную классификацию психодиагностических методов. Напомним, что психодиагностика может быть научно-практической и научно-исследовательской. Последняя как раз имеет место при выполнении студентом курсовой или выпускной квалификационной работы. Б. Г. Ананьев также выделял психодиагностический метод как один из методов эмпирического исследования.

Таким образом, имеем следующую классификацию психологических методов, объединяющую в себе одновременно два основания: 1) операции, которые производит психолог при проведении эмпирического исследования, и 2) степень стандартизации, формализации используемого метода, а как следствие, и объективности получаемых с его помощью данных.

1. Обсервационные методы – наблюдение (всевозможные его разновидности) и самонаблюдение.

2. Экспериментальные методы (или метод эксперимента) – лабораторный, естественный, формирующий (развивающий).

3. Психодиагностические методы. Согласно современной классификации, различают следующие психодиагностические методы.

3.1. Объективные тесты – те, в которых возможен правильный ответ (заранее заложен среди прочих вариантов ответа) и проводится объективная количественная обработка данных, не зависящая от позиции психолога. Эти тесты полностью стандартизированы. Пример – известные тесты интеллекта.

3.2. Методы стандартизированного самоотчета – обширная группа методов, включающая в себя: а) тесты-опросники (опросники-анкеты, биографические опросники, личностные опросники); б) открытые опросники (не предусматривающие стандартизованного ответа испытуемого, однако их стандартизация достигается путем применения при обработке данных контент-анализа); в) методы шкалирования (иногда называют еще методами субъективной классификации) – предполагают оценку испытуемым различных объектов с использованием разных шкал (пример – Семантический дифференциал в его разнообразных модификациях, методика САН); г) методы оценки сходства-различия или, как их еще называют, индивидуально-ориентированные методы (пример – психосемантические методы, репертуарные решетки Дж. Келли).

3.3. Проективные методы – обширная группа методов клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее подвержены непосредственному наблюдению или изучению с помощью опроса, то есть неосознаваемых (слабо осознаваемых) личностных особенностей. Особенностью этих методов является использование в них неопределенных, неструктурированных стимулов, дополняя, интерпретируя которые испытуемый проецирует на них, как на «экран», собственные неосознаваемые личностные особенности. Проективные методы делятся на вербальные, изобразительные (в качестве стимульного материала используются изображения, то есть картинки), рисуночные (испытуемый сам производит рисуночную продукцию).

3.4. Диалогические (интерактивные) методы – интервью, беседа, диагностические игры.

3.5. Психофизиологические методы – аппаратурные и бланковые.

4. Праксиметрические методы – методы анализа различных продуктов деятельности человека. Будучи самостоятельным психологическим методом, анализ продуктов деятельности предполагает изучение письменных документов (дневников, сочинений, ученических тетрадей и др.) или же продукции, произведенной самим испытуемым (различных поделок, аппликаций, ручных моделей, художественных произведений и пр.). При этом, в отличие от проективного метода, анализ продуктов деятельности не ставит своей целью изучить неосознаваемые стороны личности. В этом случае его нельзя путать с анализом проективных рисунков как методом обработки данных, полученных в проективном исследовании. К методам анализа продуктов деятельности может быть отнесен также контент-анализ – именно как метод обработки психологических данных, извлекаемых при анализе продуктов человеческой деятельности (но контент-анализ может быть и самостоятельным методом исследования, например, в социальной психологии.