Изменение величины предложения в зависимости от изменения цены

Цена товара «А» ,руб./шт. Предложение товара «А», шт. Точка на графике
a b c d e f

 

Рис. 7.3. Зависимость изменения величины предложения от изменения цен

 

График на рис. 7.3. представляет собой наглядное изображение зависимости между изменением цены товара "А" и величиной его предложения. Линия П называется линией предложения и может быть не только прямой, но и кривой разной конфигурации, положение которой зависит от заданной функции предложения по цене. Будет ли линия предложения представлена в виде прямой или кривой линии, она всегда имеет положительный наклон и восходящий характер, так как изменение цены товара и величины предложения имеет прямую зависимость: чем выше цена, тем больше предложение товара и, наоборот, чем цена ниже, тем меньше предложение. Если на рынке меняется только цена товара "А", а все другие условия остаются неизменными, то изменение величины предложения отражается путем движения по линии предложения П на рис. 7.3.

Когда на рынке меняется не только цена товара "А", но и все другие условия, то меняется не величина предложения, а само предложение или состояние предложения (СП). Функционально изменение предложения в зависимости от изменения совокупности факторов рынка можно записать в виде уравнения

СП = F (РА,Б,В и др., Ррес., Т, Н, С, К, Ч, П),

где РА,Б,В и др. – цены разных товаров; Ррес. – цены ресурсов; Т – технологии, используемые в производстве; Н – налоги на производителей; С – субсидии государства производителям; К – климатические и природные условия; Ч – число продавцов и покупателей; П – прочие факторы.

При предположении, что функция предложения носит линейный характер, уравнение линии предложения записывают в следующем виде:

СП = а + b · Р,

где Р – цена, параметры "а" и "b" отражают изменение внешних (неценовых) факторов предложения. При изменении величины "а" происходит сдвиг линии предложения, а при изменении величины "b" изменяется ее наклон.

Зависимость изменения состояния предложения (или просто предложения) от совокупности факторов показана на рис. 7.4 посредством смещения линии предложения в вправо или влево, то есть в положение П1 или П2.

На рис. 7.4 видно, что при одном и том же уровне цены на товар "А" его предложение меняется. При цене 24 руб./шт. величина предложения может меняться в диапазоне от 20 до 80 штук. Поэтому, как и в случае со спросом, возникает сомнение в объективности прямой закономерной связи между изменением цены и величины предложения, выражающей сущность закона предложения.

 

Рис. 7.4. Зависимость изменения предложения от изменения совокупности условий рынка при неизменной цене товара «А»

 

Данное противоречие является кажущимся и также будет снято при анализе факторов, влияющих на уровень равновесных цен. Но для этого следует рассмотреть механизм формирования равновесной цены и ее экономические основы.

Равновесная цена. Когда продавцы и покупатели появляются на рынке, интересы их прямо противоположны. Продавцы хотят продать свои товары дороже, а покупатели – купить их дешевле. Чтобы продавцы продали, а покупатели купили определенный товар, они должны взаимно в какой-то мере поступиться своими интересами. Сближение интересов продавцов и покупателей происходит путем сближения цен предложения и спроса, что и происходит в процессе торга или добровольного договора. В результате торга цена предложения (ЦП) и цена спроса (ЦС) совпадают и возникает равновесная цена (ЦР). Вместе с этим количество предлагаемого товара (КП) совпадает с количеством спрашиваемого товара (КС) и возникает равновесное количество (КР) покупок и продаж. В точке рыночного равновесия соответственно КР = КП = КС, а это значит, что и интересы всех участников рыночных сделок взаимно уравновесились. Состояние рыночного равновесия показано в табл. 7.3 и на рис. 7.5.

Таблица 7.3