ЛЕКЦИЯ 2. История развития экономической мысли в эпоху Древнего мира

1. Экономическая мысль Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай)

2. Экономическая мысль античности. Особенности развития экономических идей греческого полиса. Взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона, Варрона, Колумеллы. Экономические взгляды античного христианства.

 

1. Экономическая мысль Древнего Востока

 

Зачатки экономической науки появились еще в Древнем мире. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни.

Первые экономические трактаты встречаются в религиозных книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских и мусульманских канонических текстах. Чаще всего несколько преуменьшается степень развитости экономических отношений древнего мира. Интересным, например, является тот факт, что на Древнем Востоке достаточно развитыми были товарные и денежно-кредитные отношения, хотя доподлинно известно, что экономика древневосточных деспотий основывалась на натуральном производстве. Между тем, в Библии и в первых книгах Моисея описываются нормальные товарно-денежные отношения, при этом в качестве денег, как правило, выступает серебро. В документах, относящихся к VII—VI вв. до н.э., упоминаются арендные контракты, купчие, расписки, накладные, а также бухгалтерские счета и векселя того времени. Все это свидетельствует о существовании многовековой истории научных знаний об экономике.

Развитие древневосточных цивилизаций характеризуется ог­ромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Вос­тока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хо­зяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили обществен­ные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлись аграрии - члены территориальных общин.

Экономическая мысль Древнего Востока - это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический, априорный характер.

В Древнем Египтеэкономическая мысль была окутана религиозной оболочкой. Главной особенностью религиозного учения являлась вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов шла на обеспечение загробного существования (примером может служить грандиозное строительство пирамид, храмов, содержание «дома вечности», расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа).

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и трудовых ресурсов, являются памятниками экономической мысли и позволяют охарактеризовать механизм управления хозяйством в Древнем Египте.

Наиболее известным документом, в котором представлены результаты учета земель, является «Папирус Вильбура». Это земельный кадастр, где отражены результаты осмотра и обмера государственных земель (выделялись три типа земли в зависимости от урожайности: лучшие, средние и худшие участки).

Вопросы управления наиболее полно рассмотрены в так называемых «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (составлено в конце III тыс. до н.э.) – дидактических сочинениях, где перечислены экономические функции деспота, должностные инструкции верховного сановника. В них также приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми должен был овладеть правитель.

Примерно к тому же времени, что и «Поучение гераклеопольского царя», относят еще два произведения, отражающих экономические представления египтян: «Речение Ипусера» и «Пророчества Неферти» (начало XVIII в. до н.э.). В них раскрываются события так называемого Первого переходного периода, отделяющего в истории Египта Среднее царство от Древ­него. Автором «Речения Ипусера» считают Ипусера (Ипувера), предположительно человека близкого к правящим кругам север­ной части страны. Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для Ипусера «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины страны стали богатыми», «руководимые стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими». Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны. «Речение Ипусера» было оформлено в виде пророчества.[23]

Второй памятник - «Пророчество Неферти» - посвящен со­бытиям III тыс. до н.э. и также облечен в форму пророчества. Авторство этого источника приписывается жрецу Неферти, кото­рый, как предполагают, произнес речь перед фараоном Снофру. Как и Ипусер, автор «Пророчества» описал бедственное поло­жение населения Древнего Египта, особенно страшным ему ка­жется перераспределение собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране.

Следует отметить, что древнеегипетское понятие «собственность» включало в себя не только те предметы, которые находились в личной собственности, но и те, которыми египтянин мог владеть или пользоваться благодаря своей службе. Должностное владение переходило по наследству лишь в случае назначения сына на эту должность. Многие стремились превратить должностное владение в частную собственность. В целях предотвращения расхищения государственного имущества была создана сложная процедура доказывания прав частной собственности на объект.

Хозяйство Древнего Египта было в основном натуральным. Постепенно отдельные товары стали фигурировать в торговле. В качестве наиболее распространенных товаров-эквивалентов выступало зерно (ячмень). В период Позднего царства роль всеобщего эквивалента закрепилась за серебром. В целом высокая централизация хозяйства тормозила развитие товарно-денежных отношений.

Для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это приводило к разорению производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Такие процессы ослабляли государство, теряющее воинов и налогоплательщиков.

Как и в Египте, в Месопотамии еще не было специальной литературы, посвященной хозяйственным вопросам. О сущест­вовании экономических идей у ее жителей можно судить по разнообразной хозяйственной документации (документам хозяй­ственной отчетности, кадастрам, переписям и др.). Среди источ­ников особое место занимают законы, юридически оформляв­шие отношения в обществе, в том числе и экономические. В Месопотамии были приняты древнейшие из известных законов. Это, прежде всего, законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э.), законы шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Вавилон).

От законов царя Шульги, к сожалению, до наших дней дошли лишь фрагменты. Однако они дают представление о том, как регули­ровались отношения рабов и их хозяев, устанавливались раз­личные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Кроме того, в законах в отли­чие от ряда более поздних действует принцип денежного воз­мещения за нанесенный ущерб вместо обычного для ранней древности талиона, т.е. воздаяния равным за равное («око за око, зуб за зуб»).

Стремление рабовладельцев защитить свои интересы от по­сягательств, идеологически обосновать наличие рабства получило закрепление в «Законах Балаламы» правителя государства Эшнунны. Законы в целом охраняли интересы рабовладельцев. Так, напри­мер, за укрывательство чужого раба, равно как и за кражу, винов­ных карали штрафом. Законы закрепляли неравенство, регла­ментируя взаимоотношения между рабами и рабовладельцами, а также положение неполноправных жителей Эшнунны. Помимо этого в «Законах Балаламы» нашли отражение пред­ставления о необходимости централизованной организации хо­зяйства, впервые в истории человечества предусматривалось госу­дарственное вмешательство в сферу ценообразования. Так, госу­дарство устанавливало твердые цены на важнейшие продукты: ячмень, соль, масло, медь и пр., что позволяло определять уро­вень арендной платы и оплаты труда, размеры штрафов, норму процента и т.д.

Самыми известными законами Месопотамии по праву считаются законы царя Хаммурапи (царствовал с 1792 по 1750 г. до н.э.). Они дают яркое представление об экономической мысли древневавилон­ского царства 1894-1595гг. до н.э., а также о незаурядных ре­форматорских и законодательных способностях самого Хамму­рапи. В частности, в соответствии с Кодексом царя Хаммурапи деление общества на рабов и рабовладельцев является вечным и естественным, а рабов приравнивали к имуществу рабовладельца.

Основная экономическая тема законов - создание условий, при которых сильный не притеснял бы слабого. Так, запрещались продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация (20 % - в денежной ссуде и 33 % - в натуральной); долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами.

Кодекс признавал право частной собственности, в т. ч. на земельные участки. Защищались интересы сторон в частноправовых сделках: так, если арендатор не исполнял необходимой работы, он все равно должен был отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем на соседних полях. Любые покушения на частную собственность влекли экономическую ответственность.

Кодекс царя Хаммурапи послужил правовой основой консо­лидации старовавилонского общества.

Экономическая мысль Древней Индиивстречается уже в древнейших памятниках – ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания. Они создавались в I тысячелетии до н. э. и отражали начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения. Развитие экономической мысли Индии содержалось также в литературно-религиозных памятниках, к числу которых относятся знаменитые «Законы Ману» (VI в. до н.э.). Авторство «Законов» приписывают божест­венному законодателю Ману - прародителю в древней индийской мифологии. «Законы» представляют собой правовые сборники, книги о долге (сборник дхармашастр). В них обосновываются от­ношения господства и подчинения и система общественного раз­деления труда в древнеиндийском общества. «Законы Ману» свидетельствуют о наличии рабовладельческого строя, указыва­ют на источники рабства: «Рабы бывают семи родов: взятый в плен под знаменем, служащий за содержание, родившийся в до­ме своего хозяина, купленный или подаренный, доставшийся по наследству, ставший рабом вследствие наказания».

В «Законах Ману» зафиксирована дифференциация древне­индийского общества, приведшая к сословному строю. Общест­во Древней Индии было поделено на замкнутые социальные группы, именуемые вначале варнами, а затем джати, которые различались происхождением и характером деятельности их членов. В древней литературе эти группы именовались кастами, их было и до сих пор существует четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Это деление общества обосновывается как веч­ное. Догмы индуизма помогали регулиро­вать поведение людей в частной и общественной жизни, давать рекомендации по управлению государством.

«Законы Ману» допускали следующие способы приобретения имущества: наследование, дарение, находку, покупку, завоева­ние, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. Законами определяются способы существования: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отмечается, что экономика не является сферой деятельности двух высших варн (сословий) общества - брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, - удел вайшьев и шудр.

Неподвижный кастовый строй в Древней Индии хотя и спо­собствовал сохранению относительной социальной стабильности, не столь характерной для античных государств, в тоже время сдерживал экономическое, политическое и культурное развитие.

Выдающимся экономическим памятником Древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н. э.).[24]

В отличие от обычных законов и правовых норм «Артхашастра» - прежде всего, общее руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права.

Трактат состоит из нескольких разделов, в частности раздела об управлении и раздела о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.

«Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи.

Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства - сельское хозяйство, и прежде всего земледелие. Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал «сажать» на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причем подобный доход государства складывается из собственной «прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, проведение публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

В «Артхашастре» говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей). Создание первых государственных образований (городов-государств) было обусловлено наряду с другими причинами потребностью обеспечения общих условий хозяйственной деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для обороны от внешних вторжений.

Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников. В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования». Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас. «Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников - «управляющих городом», «заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».

Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наибо­лее развитой. Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, моизм и легизм) оформились в VI—III вв. до н.э.

Огромную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.). Основной источник его учения - сборник «Лунь юй» (беседы и суждения), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим - одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек никогда не будет «поступать против вышестоящих». Он полагал, что регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

Он впервые выдвинул теорию естественного права - социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (372—289 до н.э.). Он выдвинул положение об общественной необходимости отделения умствен­ного труда от физического, основанное на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы от­водил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить данную задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользо­вания, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обра­ботки «общественных полей», доход с которых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выступал за взимание уме­ренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледель­ческой продукцией, против жесткого установления цен государ­ством на внутреннем рынке.

Крупным представителем конфуцианской идеологии в Древнем Китае был Сюнь-цзы (313—238 гг. до н.э.). В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, Сюнь-цзы исходил из «злой природы» человека и считал, что лишь практическая деятельность порождает добродетель. Сюнь-цзы был сторонником обогащения государства. Он не осуждал стремления людей к богатству, если они действовали в рамках закона. Но человек «не может одновременно владеть искусством многих ремесел». Так Сюнь-цзы пришел к идее о необходимости разделения труда. Государство в лице правителя установило социальные ранги и, соответственно, различия в бедности и богатстве между людьми. Люди разных рангов носили разную одежду. Для управления господствующим сословием применялись ритуалы и музыка, а для простолюдинов - законы.

По мнению Сюнь-цзы, экономическая политика государства должна была основываться на трех главных принципах: экономия в расходах, обеспечение достатка народу и необходимость сохранять излишки. Считалось, что «достаток» - это удовлетворение того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. Сюнь-цзы выступил с неприкрытой апологией эксплуатации, призывая деспотическое государство к регламентации не только производства и распределения общественного продукта, но и его потребления. Последнее становилось важным стабилизирующим фактором экономики.

Других взглядов придерживались представители даосизма - одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII-VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (369-286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое дейст­вие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципа не­деяния. В частности, правитель, если он мудр, не будет делать ничего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

Представители даосизма считали, что общество должно вер­нуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости пра­вителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существова­ние рабства считали естественным состоянием общества.

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479-400 до н.э.). Его ученики и последователи в III-II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды учителя. Основными идеями моизма являются «всеоб­щая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую лю­бовь ко всем живущим, всех кормит.

Моисты отражали настроения простых людей - земледель­цев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчеркивал значение физического труда, полагая, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важней­шим условием существования и благополучия людей он провоз­глашал разделение труда, которое совершенствует и производи­теля, и создаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к лич­ному обогащению без учета интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

В VI-III вв. до н.э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты - легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и родовой аристократии. «Законники» были сторонниками политической централизации и объединения страны.

Возникновение школы легистов относится к VI в. до н. э. и связано с именем крупного политического деятеля того периода Ли Куя.

Взгляды Ли Куя о главной роли земледелия в укреплении государств развил крупнейший представитель школы легистов Гуньсунь Ян (390-338 гг. до н.э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна - правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV - первой половине III в. до н.э.

В концепции Шан Яна сельскому хозяйству, а точнее хлебопашеству, отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения экспансионистской войны. Шан Ян подчеркивал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. В этой связи Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.

Кроме того, государство с помощью законов должно проводить активную политику «возвращения к земле», привлекать к земледелию и «хлебников», и «кутил» и «бродячих бездельников». Шан Ян выступал против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных хлеботорговцев, за стабилизацию цен, против скупки зерна по низкой цене и спекуляции в неурожайные годы. Он предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием.

Шан Ян предлагал разными способами запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян. Вместо традиционных патриархально-общинных связей в деревне он предложил ввести систему взаимной ответственности. Подобная система круговой поруки была введена Шан Миом в царстве Цинь в 351 г. до н.э.

Особое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.[25]

В отличие от легистов, авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались «бесплодными», как полагали легисты).

Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. «Гуань-цзы» предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. «Гуань-цзы» советует «взять в казну горы и моря». Трактат ставил перед государством одно важное условие - регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь «возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.».[26]

«Гуань-цзы» выдвинул «принцип уравновешивания хозяйства». Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он «управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки». Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

Трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

 

2. Экономическая мысль античности

 

Экономическим строем Древней Греции и Рима являлось античное рабство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Экономические воззрения античного рабства носили спорадический и наивный характер и еще не представляли собой целостную систему.

Эпоха расцвета и кризиса рабовладельческого строя в Древней Греции нашла отражение в ее экономической мысли. Зачатки экономической мысли обнаруживаются уже в приписываемых Гомеру (X-VIII вв. до н.э.) поэмах «Илиада» и «Одиссея», в которых нашла отражение натурально-хозяйственная концепция.

В VII—VI вв. до н. э. завершается формирование полисной системы. Рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развивается торговля и ростовщичество.

Знаменитые реформаторы этого периода - Солон (между 640 и 635 - 559 г. до н.э.) и Писистрат (тиран в VI в. до н.э.) - верили в серьезные преимущества денежного хозяйства. Они мирились с рабством, однако под давлением демоса были вынуждены ограничить его экспансию за счет самих греков. Одним из важнейших моментов реформ Солона (594 г. до н.э.) было запрещение долгового рабства. С этого времени оно стало, главным образом, уделом иностранцев.

Представление об экономической мысли Древней Греции периода расцвета рабовладения дают мероприятия, проводившиеся в Афинах Периклом (444/443-429 гг. до н.э.). Он развернул гражданское городское строительство, заботился о развитии ремесла и торговли. При Перикле был принят ряд законов, резко противопоставлявших гражданское и негражданское население, санкционировавших подкармливание городской бедноты и устройство для нее многочисленных зрелищ. Большое внимание он уделял организации колоний и земледельческих поселений. Экономическая политика Перикла ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства.

В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становится более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявились в экономических взглядах Ксенофонта (ок. 430-355 гг. до н.э.).

Литературное наследие известного греческого философа и ис­торика Ксенофонта достаточно велико: он оставил исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе и пр. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение «О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового по­ложения Афин, а во-вторых, «Экономикос» (обычно пе­реводится как «Домострой»), в котором даются советы по рацио­нальному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в на­звании этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяй­ством», встречается впервые в истории экономической мысли.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является феномен разделения труда. Он придер­живался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к фи­зическому труду, - земледелие, которое является ведущей от­раслью экономики. При этом философ рассматривает труд на земле через этические категории добра и зла, что было весьма характерно для экономической мысли рассматриваемого перио­да. «...Мне кажется, - пишет он - земля служит превосходным средством отличить дурного человека от хорошего благодаря тому, что все дары ее легко понять и изучить: неработающему нельзя оправдываться незнанием, как в других профессиях, так как всем известно, что земля за добро платит добром. Леность при земледелии явный показатель дурной души».[27] Ремесло, тор­говля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль.

Важным достижением Ксе­нофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах, «где каждый работник нахо­дит многих покупателей», человеку достаточно знать одно ре­месло или даже отдельные его операции. В мелких же городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять раз­личные работы.

Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потреби­тельную стоимость), однако и способность товара к обмену (ме­новую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказы­ваются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал, прежде всего, как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производ­ства, одновременно признавая функцию денег как средства об­ращения.

Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопро­сы экономической политики государства.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов идеолога афинской аристократии Платона (427—347 гг. до н.э.), о чем свидетельствуют его сочинения «Государство» и «Законы». В первом из них сформулирован проект идеального государственного устройства, во втором - государства, более близкого к реальной действительности. Государство у Платона выступает как форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.

В идеальном государстве существуют три сословия: 1) философы, управляющие обществом; 2) стражи (воины); 3) земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы не относились ни к одному из сословий.

По мысли Платона, у философов и стражей не должно быть никакой собственности. Так, говоря о стражах, он писал, что никто из них не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Представителям этого сословия запрещалось иметь золото и серебро. Проектировалась также общность жен и детей. Частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, и представители третьего сословия.

Платон доказывал, что наилучшее удовлетворение потребностей возможно при широком разделении труда гражданами.

В произведении «Законы» проект идеального государственно­го устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждае­мые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономиче­ского неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в эконо­мике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремеслен­ной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда - государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Платон рассматривал вопросы товарного производства и высказал ряд основополагающих экономических положений. Так, он подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к соразмерности и единообразию несоразмерных и разнообразных товаров. У Платона были идеи о том, что деньги выполняют не только функции средства обмена и образования сокровища, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и резко осуждал ростовщичество. Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен.

В целом можно констатировать, что комплекс идей Платона лег в основание «левого» направления в экономической мысли последующих периодов.

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности по­лучила в трудах Аристотеля (384-322 до н.э.) - знаменитого древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Экономиче­ские вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, по­священных этике и политике, т.е. сфере практической деятельно­сти человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Поли­тика» и «Никомахова этика».

Аристотель был принципиальным сторонником рабовладения. Он заявлял, что раб - одушевленное орудие, некая одушевленная собственность. Деление людей на свободных и рабов Аристотель объяснял законами природы. В этой связи он писал, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Одни от рождения обладают способностью властвовать и пригодны для политической жизни и поэтому являются господами; другие же способны заниматься лишь физическим трудом и поэтому становятся рабами. [28]

Подобно Платону, Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое примиряло бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Население такого государства должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Наиболее важной и почетной сферой деятельности признавалось земледелие. Однако, по мысли Аристотеля, свободные граждане должны выполнять лишь функции управления, надзора и контроля, а тяжелый труд в сельском хозяйстве оставался на долю рабов. Презирая физический труд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу, заявляя, что ремесленник, занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии некоего ограниченного рабства.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удов­летворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности - экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяй­стве) является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и по­лезных для государственной и семейной общины».[29] Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истин­ное богатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земледелие - наиболее почетный вид хозяйственной деятельно­сти, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляю­щую собой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является не­естественной сферой, главная ее цель - «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, транзитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, наемный труд; в-четвертых, разработка и использование при­родных богатств: полезных ископаемых, лесов и т.п.

Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена, продажи. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй - неестественным.

Вместе с тем Аристотель понимал, что в действительности вещи, столь различные, не могут быть соизмеримы. Однако Аристотель не смог найти ту общую субстанцию, которая делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. По его мнению, единой мерой товаров является «потребность, которая все снизывает вместе». В процессе развития обмена, словно замена потребности, по общему уговору появилась монета. Итоговый вывод Аристотеля при анализе формы стоимости сводился к тому, что монета, как и мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает их.

Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая - нет. Ясного ответа у него не получилось, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли.

Заслугой Аристотеля является и его анализ развития форм торговли. Он показал, как от меновой торговли (Т—Т) осуществляется переход к товарному обращению (Т—Д—Т), а затем и к обращению денег в качестве капитала (Д—Т—Д). Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность. Древнегреческий ученый доказывал, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Поэтому, считал Аристотель, ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть, т. к. оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег.

Оценивая заслуги греческих мыслителей, можно заключить, что воззрения античных мыслителей еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения: необходимость исследовать законы ведения хозяйства и пути увеличения его богатства.

Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах (например, XII таблиц), в деятель­ности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов и др.), в литературе (например, в «Георгиках» Вергилия), в хозяй­ственных документах. Однако в отличие от большинства древне­восточных стран в Риме, так же как в Греции и Китае, появи­лись специальные произведения, посвященные хозяйственным вопросам.

Важнейшей проблемой Рима являлись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было сельское хозяйство. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима.

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Марк Пор­ций Катон Старший (234—149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Катон - военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Трактат «О земледелии» содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. В этом произведении еще нет системати­ческого изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина.

Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйствен­ной деятельности - самое почетное и самое выгодное. Главное внимание писатель-аграрий уделяет получению прибыли. Важ­нейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная органи­зация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовать работу и получить возможно больший доход, должен при покупке имения обратить внимание на плодородие почвы, месторасположение хозяйства. Хорошее имение, по мнению Катона, будет нравиться больше и больше с каждым разом, как туда пойдешь. Обращай внимание, какой вид у соседей: в хорошей местности надлежит им иметь хороший вид. Надо искать место с хорошей погодой, где не бывает бурь, с хорошей землей, которая сама родит; покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенной на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога. Пусть оно будет в таком округе, где хозяева меняются нечасто, и те, кто продал свои имения, жалеют о том, что их продали.

Катон дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).[30]

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).

Сам Марк Катон был рачителен и расчетлив. Ни один из его деревенских домов не был оштукатурен; он ни разу не заплатил за раба более 150 драхм, ибо ему были нужны рабы не для роскоши, а как работники в качестве крепких пастухов и конюхов. Стареющих рабов он считал необходимым продавать, дабы не кормить их без пользы. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь хотя бы за одно песо, он находил ее безмерно дорогой.

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энцикло­педист Марк Терренций Варрон (116-27 до н.э.). Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике и пр. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сель­скохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пче­ловодстве.

Как и его предшественник, Варрон считал главной целью производства получение прибыли, отмечая необходимость повы­шения товарности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интен­сивность производства, совершенствовать организацию труда.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых наряду с ра­бочим скотом и инвентарем он относит к орудиям труда. Рабы - это говорящие орудия труда; скот - орудия труда, издающие не­членораздельные звуки; инвентарь - немые орудия труда. Для повышения эффективности труда Варрон предлагал использо­вать принцип материальной заинтересованности, как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над остальными рабами можно выделить пекулий (небольшое имущество) и разрешить вести самостоятельное хозяйство.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективно­сти труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственно­го производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель-аграрий Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В трактате «О сельском хозяйстве» им последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поме­стье, полезные сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашел отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумелла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей небрежностью и воровством».[31] Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это затруднительно, то передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.

Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н.э.) и Гай (153—121 гг. до н.э.) Гракхи.

В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определенные надежды возлагались на наделение землей колонистов.

Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возобновлено наделение крестьян землей, а также принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно направлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Ее результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха императоры не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Важную роль в Римской империи сыграл политический деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (107—44 гг. до н.э.) - идеолог господствующего класса рабовладельцев, презрительно относившийся к плебсу. Цицерон был сторонником истинной собственности, крупного землевладения и усиления эксплуатации колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земледелие.

Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую. Отношение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал дачу денег в рост с убийством человека, а с другой - резко осуждал антиростовщическое движение. Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество нашло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяйством экономики Древнего Рима.

Экономические отношения стали строиться не на традициях или обычаях, а на нормах права, и именно в этом главное достижение Рима.

В развитие экономической мысли Древнего Рима, большой вклад внесли римские юристы. По замечанию Й. Шумпетера: «Они создали правовую логику, которая оказалась приложимой к широкому кругу социальных структур, по сути к любой соци­альной структуре, признающей частную собственность и «капи­талистическую» коммерцию. В той мере, в какой их факты принадлежали сфере экономики, их анализ был экономическим анализом».[32] Данная оценка Й. Шумпетера справедлива и для этапов становления и развития экономической науки.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поста­вила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.