Баланс времени одного рабочего в год.

 

Показатели Год
Отчет 1997 г. План 1998 г.
1. Календарный фонд времени……………………………… Нерабочие дни……………………………… в т.ч. праздничные……………………………… выходные………………………………   2. Номинальный фонд времени………………………………. Неявки на работу………………………………. в т.ч.: очередной или дополнительный отпуск……………. отпуска по учебе……………………………………… отпуска в связи с родами…………………………….. отпуска по болезни…………………………………… выполнение государственных обязательств………... по разрешению администрации………………………   3. Эффективный фонд времени………………………………... Номинальная продолжительность смены………...………… Внутрисменные потери……………………………...………. Эффективный фонд времени в смену……………………….   4. Эффективный фонд времени одного рабочего…………….   0,5 0,5   8 ч. 0,3 ч. 7,7 ч.   1800 ч.   0,5 3,5 –   8 ч. 0,1 ч. 7,9 ч.   1872 ч.

 

 

Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)

 

 

Понятие издержек производства и реализации продукции

 

 

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции и складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) экономических ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.д.).

Себестоимость продукции – это обобщающий показатель, характеризующий все стороны хозяйственной деятельности.

Себестоимость продукции является не только экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. По величине и динамике данного показателя можно судить об уровне управления, планирования, организации труда, техническом уровне производства и т.д.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие управленческих решений и др.

В себестоимости продукции находят свое выражение:

- снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления);

- потребленные оборотные средства;

- доля живого труда и часть продукции для общества (соцстрах, пенсионный фонд и т.д.).

Затраты на производство продукции должны иметь тенденцию к снижению т.к. в этом случае создаются условия, позволяющие снизить цены на продукцию.

Поэтому при выборе стратегии поведения предприятия руководствуются следующим условием: производственная единица должна использовать такой процесс производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

Различают следующие виды себестоимости:

- цеховая;

- производственная;

- полная.

Цеховая себестоимостьпредставляет собой сумму всех затрат на изготовление продукции в данном цехе.

Производственная себестоимостьвключает все затраты на производство продукции в целом по предприятию, от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад, т.е. помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость– отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимостьобусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимостьопределяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В современных условиях роль и значение себестоимости продукции на предприятиях резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

- в пявлении большей возможности для материального стимулирования работников, решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

-в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

-в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

-в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.