Третий этап «От сердца к сердцу» (аудиторное обучение; 11–12 недели)
Итоговый этап «От сердца к сердцу» будет ориентирован на само- и взаиморефлексиюореализуемыхучителем изменениях в своей жизни, в преподавании и обучении, на само- и взаимооцениваниерезультатовэтих изменений с целью установления степени их влияния на развитие учителей и учеников. Тренеры будут давать рекомендации и оценивать индивидуальную работу слушателя по этапу «Практика ценностей». Также во время итогового этапа учителя будут проводитьуроки самопознания и внеучебную работу с интеграцией общечеловеческих ценностей на базе общеобразовательных школ. В заключение курса будет проведен квалификационный экзамен и итоговое оценивание.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый этап «От сердца к сердцу» | ||
Первая неделя | 8 часов в день* 5 дней | 40 аудиторных часов в неделю |
Вторая неделя | 8 часов в день* 5 дней | 40 аудиторных часов в неделю |
Третья неделя | 8 часов в день* 5 дней | 40 аудиторных часов в неделю |
Четвертая неделя | 8 часов в день* 5 дней | 40 аудиторных часов в неделю |
Всего в месяц 160 аудиторных часов (1 час – 45 мин.) | ||
Второй этап «Практика ценностей» | ||
Первая неделя | 5 часов в день * 6 дней. | 30 онлайн-часов в неделю. |
Вторая неделя | 5 часов в день * 6 дней. | 30 онлайн-часов в неделю. |
Третья неделя | 5 часов в день * 6 дней. | 30 онлайн-часов в неделю. |
Четвертая неделя | 5 часов в день * 6 дней. | 30 онлайн-часов в неделю. |
Пятая неделя | 5 часов в день * 6 дней. | 30 онлайн-часов в неделю. |
Шестая неделя | 5 часов в день * 6 дней. | 30 онлайн-часов в неделю. |
Всего: 180 онлайн-часов. (1 час – 45 мин.) Примечание: В процессе выполнения заданий, предназначенных для реализации в период этапа «Практика ценностей», за каждым слушателем будет закреплен куратор из числа тренеров, который будет осуществлять поддержку слушателя средствами асинхронного онлайн-форума и в ходе личной переписки по электронной почте. | ||
Третий этап «От сердца к сердцу» | ||
Первая неделя | 8 часов в день* 5 дней | 40 аудиторных часов в неделю |
Вторая неделя | 8 часов в день* 5 дней | 40 аудиторных часов в неделю |
Всего в месяц 80 аудиторных часов (1 час – 45 мин.) | ||
Итого: 240 аудиторных часов, 180 онлайн-часов (1 час – 45 мин.) Всего по Программе: 420 академических часов |
Учебно-тематический план
Первый этап «От сердца к сердцу» (4 недели) | ||||||
Первая неделя | ||||||
№ дня | Название темы занятий дня | Краткое содержание занятий дня | Кол.час. | |||
Модуль 1.Методологические и психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание» | ||||||
Практическое занятие 1.1 ННПООЦ «Бобек» - центр нравственно-духовного образования «Самопознание» | Знакомство с деятельностью ННПООЦ «Бобек». Знакомство слушателей друг с другом, игры на сплочение команды. Создание позитивного психологического климата, способствующее успешности обучения. Введение в Программу, обзор актуальной информации о правилах проведения курсов и приоритетах Программы. Заполнение вводных анкет. | |||||
Лекция 1.1 Необходимость обновления образовательной сферы в сторону духовности и гуманизации. | Обсуждение в группах глобальных проблем современности и путей их решения. Каждая группа представляет сценку об одном из видов кризиса и выход из него с помощью духовно-нравственного образования. Обсуждение в группах необходимости обновления образовательной сферы в сторону духовности и гуманизации. | |||||
Лекция 1.2 Духовно-нравственное образование в исторической ретроспективе. | Обсуждение в группах того, что объединяет жизнь и учение великих учителей человечества (Сократа, Аристотеля, Конфуция, ЛаоЦзы, М.Монтеня, Р.Декарта, Э.Канта и др). Обсуждение в группах традиций духовно-нравственного образования в казахской культуре (аль-Фараби, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, Ы.Алтынсарин и др.). Работа в группах: нарисовать плакат о единстве всех религий, как исторического наследия человечества. | |||||
Лекция 1.3 Обучение через сознание. | Обсуждение в группах принципов программы духовно-нравственного образования «Самопознание» и условий преподавания дисциплины «Самопознание». Обсуждение в группах структуры сознания, оценки воспринимаемой информации и способовочищения сознания. Обоснование и осознание необходимости очищения сознания. | |||||
Лекция 1.4 Духовный гуманизм. | Обсуждение в группах идей духовного гуманизмав современной философии, психологии и педагогике. Обсуждение в группах структуры человеческой личности и природы ума. Разыгрывание сценок в группах, изображающих три типа педагогики и три стиля учителя. | |||||
Лекция 1.5 Интеграция самопознания и других дисциплин | Как интегрировать самопознание и другие дисциплины? Обмен опытом с коллегами. Обсуждениев группах путей интеграции. Обсуждение в группах новых открытий в нейрофизиологии, биологии, химии, физике,примеров из жизни великих ученых. Творческая работа в группах: каждая группа приводит свои примеры интеграции в предметы естественнонаучного и гуманитарного цикла. | |||||
Лекция 1.6 Самопознание через внеучебную деятельность. | Обсуждение в группах вопроса: Как через внеучебную деятельность осуществлять духовно-нравственное образование? Обмен опытом с коллегами. Обсуждение в группах правил проведения благотворительной акции и важности вдохновляющего примера учителя. Творческая деятельность в группах: «Исценировка на основе общечеловеческих ценностей». | |||||
Практическое занятие 1.2 Самоподготовка по первому модулю программы в присутствии преподавателя. | Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения 1 модуля. Обзор заданий по первому модулю, групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по темам 1 модуля. | |||||
Вторая неделя | ||||||
№ дня | Название темы занятий дня | Краткое содержание занятий дня | Кол.час. | |||
Практическое занятие 1.3 Презентация слушателями материалов первого модуля программы | Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 1 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 1 модулю. | |||||
Практическое занятие 1.4 Презентация слушателями материалов первого модуля программы | Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 1 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 1 модулю. | |||||
Модуль 2.Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание» | ||||||
Лекция 2.1 Абсолютные общечеловеческие ценности. Истина как цель самопознания. | Иерархия ценностей личности. Абсолютные общечеловеческие ценности. Обсуждение в группах вопроса о важности и способах включения общечеловеческих ценностей в содержание образования. Обмен опытом с коллегами. Общечеловеческие ценности и структура сознания.Обсуждение в группах вопросов: Истина абсолютная и относительная, в чем разница?Беседа о значении правды. Творческая работа в группах: написать стихотворение или песню на тему: «Настоящая правда – это совесть». | |||||
Лекция 2.2 Энергия Любви. | Обсуждение в группах сущностиЛюбви как вечной общечеловеческой ценности. Разыгрывание сценок о видах любви. Беседа об энергии Любви и опрепятствиях на пути энергии Любви. Обсуждение в группах вопроса о том, что значит: «провести урок с любовью»? Обмен опытом с коллегами. Примеры жизни, полной Любви. | |||||
Лекция 2.3 Праведное поведение как общечеловеческая ценность. | Обсуждение в группахцелей образовательного процесса в обучении Праведному поведению икачеств, присущих Праведному поведению. Обмен опытом с коллегами. Обсуждение в группах практики праведного поведения в повседневной жизни. Обсуждение в группах четырех принципов «потолка для желаний» и выполнение практических заданий по каждому принципу. | |||||
Лекция 2.4 Сущность внутреннего покоя. | Обсуждение в группахвопросов: Что такое покой? Какпокой связан с умом? Что такое ум? Как я могу работать с умом в повседневной жизни? Написать в группах стихи о покое. Обсуждение в группаххарактерных особенностей ненасилия и практики ненасилия в повседневной жизни. Обмен опытом с коллегами. Обсуждениев группах и разыгрывание сценок на тему: «Ненасилие по отношению к себе». | |||||
Лекция 2.5 Роль учителя в самопознании | Обсуждение в группах вопроса: Профессия учителя – ремесло или творчество? Творческое задание «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Обсуждение в группах правил для учителейи важности позитивного настроя в жизни учителя. Примеры жертвенности учителей. Оформить в группах плакат на тему: «Учитель» | |||||
Лекция 2.6 Нравственные качества истинного лидера | Обсуждение в группах вопросов: Истинный лидер – кто он? Каковы качества истинного лидера? Почему бескорыстие – основа истинного лидерства? Творческая групповая работа: разыгрывание сценок из жизни на тему: «Поступок истинного лидера». | |||||
Третья неделя | ||||||
Практическое занятие 2.1 Самоподготовка по второму модулю программы в присутствии преподавателя. | Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения 2 модуля. Обзор заданий по второму модулю, групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по темам 2 модуля. | |||||
Практическое занятие 2.2 Презентация слушателями материалов второго модуля программы | Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 2 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 2 модулю. | |||||
Практическое занятие 2.3 Презентация слушателями материалов второго модуля программы | Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 2 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 2 модулю. | |||||
Модуль 3.Методика осуществления программы нравственно-духовного образования «Самопознание» | ||||||
Лекция 3.1 Творческая мастерская по планированию и проведению урока самопознания. Вопросы мониторинга школы. | Обсуждение в группах структуры урока самопознания, основ планирования урока, умения формулировать цель и задачи урока в соответствии с общечеловеческими ценностями и качествами. Обмен опытом планирования и проведения урока самопознания. Обсуждение в группах важности позитивного настроя на уроке и способов работы сцитатой на уроке самопознания. Обмен вдохновляющим и поучительным опытом проведения позитивного настроя и работы с цитатами на уроке. Мониторинг школы с позиций программынравственно-духовного образования «Самопознание». | |||||
Лекция 3.2 Творческая мастерская по методу группового пения и использования музыки и творческой деятельности на уроке. | Обсуждение в группах значения музыки в жизни человекаи методов введения музыки на уроках. Обмен с коллегами вдохновляющимопытом введения музыки на уроках. Обсуждение в группах значения творческой и групповой деятельностина уроках самопознания. Обмен с коллегами вдохновляющимопытом проведения различных видов творческой и групповой деятельности. | |||||
Лекция 3.3 Творческая мастерская по методу рассказывания историй (притч) как способу вовлечения учащихся в процесс глубокой нравственно-духовной беседы. | Обсуждение в группах диалогического метода обучения, искусства рассказывания историй. Обмен с коллегами вдохновляющим опытом рассказывания историй (притч) и опытом проведения глубоких духовно-нравственных бесед. Обсуждение в группах вдохновляющего опыта взаимодействия учителя и учащихся в процессе усвоения нравственных знаний. | |||||
Лекция 3.4 Связь с родителями - необходимое условие реализации программы НДО «Самопознание». | Обсуждение в группахответственности и роли родителей в воспитании детей, ролиматери – как оплота духовной культуры, роли отца как надежного защитника справедливости и порядка. Обмен вдохновляющим и поучительным опытом проведения родительских собраний на духовно-нравственные темы. Разыгрывание сценок на тему: «Воспитание в сотрудничестве. Качества хорошей семьи». | |||||
Четвертая неделя | ||||||
Практическое занятие 3.1 Посещениеи анализ урока самопознания. | Посещение уроков самопознания в общеобразовательных школах. Подробный индивидуальный анализ урока слушателями. Групповое обсуждение урока. | |||||
Практическое занятие 3.2 Самоподготовка по третьему модулю программы в присутствии преподавателя. | Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения 3 модуля. Обзор заданий по третьему модулю, групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по темам 3 модуля. | |||||
Практическое занятие 3.3 Презентация слушателями материалов третьего модуля программы | Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 3 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 3 модулю. | |||||
Практическое занятие 3.4 Презентация слушателями материалов третьего модуля программы | Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 3 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренероминдивидуальной работы слушателя по 3 модулю. | |||||
Практическое занятие 3.5 Итоговое занятие, завершающее этап«От сердца к сердцу» | Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения трех модулей программы. Обзор заданий для этапа «Практика ценностей», групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по заданиям для этапа «Практика ценностей». Обсуждение вопросов создания сообщества учителей-гуманистов | |||||
Второй этап «Практика ценностей» (6 недель) | ||||||
Этап обучения «Практика ценностей»предполагает выполнение следующих заданий: 1. Планирование и проведение трех уроков самопознания и двух интегрированных уроков (один урок гуманитарного цикла, другой - естественнонаучного цикла) с использованием ключевых идей Программы. 2.Планирование и проведение пяти лекций для учителей одного класса по трем модулям Программы. Индивидуальная методическая поддержка слушателем учителей классав вопросах интегрирования самопознания и других школьных предметов. 3.Планирование и проведение внеучебной деятельности с классом. Индивидуальная методическая поддержка слушателем классного руководителя в вопросах проведения классных часов и внеучебной деятельности. 4.Планирование и проведение двух родительских собраний (в конце и начале второго периода). 5.Ведение дневника учителя-исследователя, в котором отслеживаются: -изменения в мировоззрении и личной жизни учителя, и то, как эти изменения влияют на качество педагогической деятельности; -изменения в мировоззрении, в личной и профессиональной жизни учителей из обучаемой группы; -изменения в жизни и характере учащихся экспериментального класса, изменения в атмосфере класса и в учебе. 6. Эссе о жизнии об одном произведении классика гуманной педагогики. 7. Отзывоб одной изработ педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили. 8. Статья на тему «Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности». 9.Примеры интеграции общечеловеческих ценностей в школьные предметы. 10. Эссе на тему «Истинный лидер в моей жизни». 11. Написание курсовой работы по осмыслению и анализу личного опыта в процессе практики общечеловеческих ценностей и результатов интеграции самопознания в целостный педагогический процесс класса. 12. Оформление портфолио. Примечание: В процессе выполнения заданий, предназначенных для реализации в период этапа «Практика ценностей», за каждым слушателем будет закреплен куратор из числа тренеров, который будет осуществлять поддержку слушателя средствами асинхронного онлайн-форума и в ходе личной переписки по электронной почте. | ||||||
Третий этап «От сердца к сердцу» (2 недели) | ||||||
Первая неделя | ||||||
№ дня | Название темы занятий дня | Краткое содержание занятий дня | Кол.час. | |||
1.Создание атмосферы сотрудничества. 2. Три модуля Программы в реальной школьной практике. | Введение в третий этап – «От сердца к сердцу» (аудиторное обучение) и обсуждение второго этапа – «Практика ценностей». Возможность поделиться позитивным опытом и наметить пути решения проблемных вопросов. Обсуждение вопросов создания сообщества учителей духовно-нравственного образования. Консультации с коллегами и тренерами. | |||||
1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей». | Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей». | |||||
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе. | Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей. | |||||
1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей». | Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей». | |||||
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе. | Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей. | |||||
1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей». | Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей». | |||||
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе. | Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей. | |||||
1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей». | Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей». | |||||
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе. | Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей. | |||||
Вторая неделя | ||||||
1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей». | Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей». | |||||
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе. | Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей. | |||||
1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей». | Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей». | |||||
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе. | Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей. | |||||
Подготовка к квалификационному экзамену. | Индивидуальная подготовка к сдаче квалификационному экзамену. | Индивидуальная подготовка к сдаче квалификационного экзамена. Общие и индивидуальные консультации тренера по содержанию Программы. | ||||
Квалификационный экзамен | Сдача квалификационного экзамена. | |||||
1.Творческий отчет слушателей по практической деятельности в период заключительного этапа «От сердца к сердцу». | Проведение творческого отчета слушателей в виде выступления учащихся (сценки, поэтические композиции, песни, выставки рисунков, журналистские отчеты, поделки и т.д.). Выступления должны демонстрировать результаты внеучебной деятельности, основанной на общечеловеческих ценностях, которую провели слушатели с учащимися в заключительный период этапа «От сердца к сердцу». | |||||
2. Подведение итогов. Закрытие курсов. Выдача сертификатов | Круглые столы по подведению итогов базового курса. Возможность поделиться позитивным опытом и наметить пути решения проблемных вопросов. Консультации с коллегами и тренерами. Торжественное закрытие курсов. | |||||