Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контрактами о службе.
При увольнении из органов внутренних дел по основаниям, установленным в нормативных правовых актах (например, за грубое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых со служебным статусом, и др.), с сотрудника подлежит взысканию в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа.
ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» допускается возможность досудебного рассмотрения дел о возмещении вреда. Такие дела отнесены к ведению Государственной инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости и государственных инспекций труда в субъектах РФ. Их решения о выплате сумм возмещения вреда являются для работодателя обязательными для исполнения. Несогласие работодателя с их решениями не может быть основанием для невыплаты суммы возмещения вреда.
Досудебный порядок рассмотрения таких дел не является предварительным условием обращения в суд. Заинтересованные лица при несогласии с решением работодателя вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд.
Отдельным органам исполнительной власти (должностным лицам) предоставляется законодательством право применения санкций имущественного характера. Так, Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:
а) уплатить штраф в доход местного бюджета;
б) возместить дополнительные расходы лечебных учреждений на оказание помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
РАЗДЕЛ V
ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 19
Административный процесс: понятие,
структура
Административный процесс представляет собой форму государственного управления, состоящего, как известно, в разнообразной организующей деятельности, имеющей юридически-властный характер. Юридическое выражение она находит в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спецификой их правового статуса. Вследствие этого административный процесс в целом не может быть во всем аналогом гражданского и уголовного процесса[127]. В специальной литературе обсуждение сущности административного процесса ведется вокруг двух наиболее распространенных его концепций: трактовки понятия административного процесса в широком управленческом и узком юрисдикционном смысле. Представляется, что обе эти концепции имеют право на существование; они подтверждаются также действующими нормативными правовыми актами.
В широком смысле административный процесс — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных дел в рамках административно-процессуальных отношений. В него включаются правотворческая и правоприменительная деятельность[128]. Его сферами признаются как внешняя властная, так и властная административно-процессуальная деятельность в системе отдельных органов. В узком смысле административный процесс — рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения[129].
В обоих случаях имеется в виду лишь внесудебная процессуальная деятельность.
Однако исходя из действующего законодательства под административным процессом следует также понимать административное судопроизводство (процесс)[130] по делам, вытекающим из публичных, в частности, административных, правоотношений. Такой вывод вытекает из Конституции РФ, согласно которой административное судопроизводство выделяется в качестве самостоятельной формы осуществления судебной власти (п. 2 ст. 118). Между тем еще не приняты законы, которые бы определили субъектов этого производства и регламентировали его осуществление.
В настоящее время уже немало дел, возникающих из публичных, в основном административных, правоотношений, разрешаются судами (судьями) общей юрисдикции, арбитражными судами. Подведомственность и подсудность им такого рода дел, а также порядок их разрешения регламентируются ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.
Следовательно, трактовка понятия административного процесса в аспекте как внесудебной, так и судебной деятельности имеет теоретические и правовые основания.
Объективно присущие особенности и многообразие управленческой деятельности обусловили различные взгляды на административный процесс как управленческую внесудебную деятельность.
Внесудебный управленческий процесс имеет сложную структуру.
Различается административно-процедурная и администра- тивно-юрисдикционная процессуальная деятельность. В основе данной дифференциации лежит характер индивидуально-конкретных дел, составляющих предмет той или иной деятельности: предмет административно-процедурной процессуальной деятельности — неюрисдикционные индивидуально-конкретные дела организующего, творческого характера, направленные на реализацию задач и функций управления; юрисдикционной — конкретные дела, состоящие в разрешении споров и применении мер принуждения в административном порядке.
Неюрисдикционные дела отличаются значительным многообразием и меньшей степенью определенности, чем юрисдик- ционные.
Административно-процессуальная деятельность пока еще регулируется множественностью законов и подзаконных федеральных актов, а также субъектов РФ. Относящиеся к ней административно-процессуальные нормы содержатся также во многих кодифицированных актах (Воздушном кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ, Таможенном кодексе РФ и др.). Например, в Таможенном кодексе РФ имеется «Раздел 11. Таможенные процедуры», определяющий порядок производства таможенного оформления, осуществляемого таможенными органами.
Нормативные правовые акты, регламентирующие админи- стративно-юрисдикционную деятельность, менее многочисленны и разнообразны, что обусловлено более узким кругом достаточно определенных юрисдикционных дел. Особенность этих дел в том, что они непосредственно связаны с реализацией и защитой субъективных прав участников административных правоотношений либо реакцией на их неправомерное поведение (деятельность) уполномоченных субъектов. Поэтому нормативные правовые акты, регулирующие юрисдикционную деятельность, часто более специализированы с точки зрения систематизации содержащихся в них административно-процессуальных норм. Они являются преимущественно федеральными нормативно- правовыми актами, но могут приниматься и субъектами РФ в пределах их полномочий.
В зависимости от той или иной степени однородности дел административно-процессуальная деятельность дифференцируется на ее виды, отдельные административные производства, отличающиеся не только характером дел, но и особыми субъектами, правовыми формами и методами их деятельности и т. д., регулируемой специальными административно-процессуальными нормами.
Иными словами,административное производство — это
урегулированная административно-процессуальными нормами правоприменительная деятельность уполномоченных субъектов управления.
В настоящее время отсутствует общая классификация административных производств. Наибольшие сложности вызывает классификация административных производств, охватываемых рамками административно-процедурной деятельности ввиду отсутствия ее общих законодательных основ. Так, к этой категории относятся административные производства по принятию нормативного акта, регистрационное, лицензионно-разрешитель- ное производство и т. д. Нередко общим термином охватываются различные по своей сути производства. Например, регистрационное производство включает регистрацию: юридических лиц; прав на недвижимость; граждан по месту жительства и пребывания; оружия; иностранных граждан и т. д.
Среди юрисдикционных производств,наиболее обеспеченных нормативными правовыми актами, выделяются:
а) производствапо делам об административных правонарушениях;
б) дисциплинарные производства;
в) производства по жалобам.
При этом содержание каждого из названных видов производства имеет свои особенности, обусловленные его основаниями, субъектами, в отношении которых оно ведется, и другими конкретными обстоятельствами. Обычно на их наличие имеются указания в нормативных правовых актах, в том числе и ведомственных. Так, дисциплинарное производство в отношении военнослужащих не является «копией» производства в отношении гражданских служащих. В установленных случаях производство по делам об административных правонарушениях допускает возможность проведения предварительного расследования по делу. Таможенный кодекс РФ содержит специальные нормы, регламентирующие обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц, предусматривая также его упрощенный порядок.
Иногда в аспекте административно-юрисдикционной деятельности рассматривается право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ. Безусловно, имеются в виду юрисдикционные процедуры. Как сказано в Конституции РФ, в случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (п. 1 ст. 85). Однако порядок применения указанных процедур пока не получил должной правовой регламентации, которая относится все же к конституционному, а не к административному праву. Кроме того, не всякое согласование является спором, а, следовательно, относится к админи- стративно-юрисдикционной деятельности. Чаще всего оно отражает необходимость нормального сотрудничества между теми или иными участниками управленческого процесса.
ГЛАВА 20
Производство по делам об административных правонарушениях
§ 1. Основы производства
Производство по делам об административных правонарушениях — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.
Административно-процессуальные нормы, регулирующие производство, содержатся в административно-процессуальном законодательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об административных правонарушениях.
На производство в минимальной степени влияют региональные особенности. Поэтому регулирующие его административно-правовые нормы сосредоточены главным образом в КоАП РФ. Уместно вспомнить, что КоАП РФ к ведению РФ отнес установление порядка производства, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний и т. д. (см. § 2 главы 16).
КоАП РФ определил в основном систему субъектов производства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конкретизирует их формы.
Производство характеризуется множественностью и разнообразием осуществляющих его субъектов, которые могут быть классифицированы по различным критериям.
Выделяются в зависимости:
а) от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. По сути дела — это субъекты административной юрисдикции. В
обобщенном виде к ним отнесены судьи, органы, должностные лица; во-вторых, субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах своей компетенции могут и возбуждать, и рассматривать эти дела, а также субъекты, которые уполномочены рассматривать дела, но не вправе возбуждать их, и, наоборот, вправе возбуждать дела, но не рассматривать их (прокурор и др.);
б) от федеративного устройства РФ — субъекты производства, во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ. Это судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; во-вторых, субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов РФ;
в) от способа разрешения дел — индивидуальные и коллегиальные субъекты;
г) от принадлежности к судебной или управленческой системе — субъекты, относящиеся: а) к судебной системе. Это судьи судов общей юрисдикции; гарнизонных военных судов; арбитражных судов; мировые судьи; б) к управленческой системе. К ней принадлежат все остальные субъекты, составляющие основную массу субъектов производства.
От имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов дела могут рассматривать соответствующие руководители и их заместители, а также иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
От имени уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ дела рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.
В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указанным органам, так и должностные лица, уполномоченные их рассматривать. По общему правилу, должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объеме. Иногда их полномочия конкретизируются применительно к видам административных правонарушений в зависимости от должностного положения.
Судьи судов общей юрисдикции, помимо непосредственно подведомственных дел, рассматривают также дела о многих других, определенных в КоАП РФ, административных правонарушениях в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о соответствующем административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Субъекты административной юрисдикции, независимо от их правового положения и подведомственных им дел об административных правонарушениях, должны руководствоваться тем, что задачами производства по этим делам являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 24.1 КоАП РФ).
Производство должно осуществляться с соблюдением вытекающих из законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.
Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юридические лица — независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к ст. 1.5. Согласно примечанию указанное положение не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ в области дорожного движения, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — технические средства). Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.
Принцип родного языка. Производство ведется на русском языке — государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится субъект административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дело. Лицам, участвующим в производстве, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом, свободно избранном указанным лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, в виде определения.
Принцип законности. Это универсальный принцип, требования которого должны выполняться от начала до завершения производства. Частная его конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам административного обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства осуществляется уполномоченными на то органами и должностными лицами в пределах их компетенции.
На Генерального прокурора и назначаемых им прокуроров возложен надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению, субъектам административной юрисдикции. Решение об отказе в его удовлетворении выносится в форме определения.
При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся: отсутствие события административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего их; действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство (ст. 24.5).
Если административное правонарушение совершено лицом, которое не подлежит за него административной ответственности на общих основаниях, то после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения дело подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
§ 2. Участники производства
КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов административной юрисдикции в связи с их особым положением[131]. Именно они наделены определенными властными полномочиями, необходимыми для вынесения законного и обязательного для исполнения решения по делу. Участники не обладают подобными полномочиями, хотя каждый из них имеет свой правовой статус в производстве, реализуя который они способствуют законному и объективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Разумеется, что состав участников производства по конкретному делу может быть различным. Более того, при назначении административного наказания на месте совершения административного правонарушения в производстве может участвовать лишь лицо, его совершившее.
КоАП РФ определяет обстоятельства, при которых исключается участие того или иного лица в производстве по конкретному делу, причем дифференцированно к возможным участникам производства. Так, к участию в производстве в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов контроля и надзора за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу; в качестве специалиста, эксперта и переводчика — лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником и др., если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. Указанные обстоятельства являются основанием для отвода или самоотвода. Решение по этим вопросам принимается юрисдикционным органом, рассматривающим дело.
Права и обязанности каждого из участников, их административная ответственность установлены КоАП РФ. В нем же определяется их понятие.
Лицо, в отношении которого ведется производство. Им признается физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных правонарушениях. Его права регламентируются весьма подробно. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. По общему правилу, дело рассматривается с его участием.
Постановление об административном правонарушении, выявленном и зафиксированном с помощью специальных технических средств, выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Он может быть допрошен по правилам, установленным для допроса свидетеля.
Законные представители физического лица. Ими являются его родители, усыновители, опекуны и попечители. Они защищают права и интересы лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, вправе признать обязательным присутствие его законного представителя.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой помощи потерпевшему — представитель. Ими могут быть адвокат или иное лицо. Они допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица защитник допускается к участию в производстве с момента административного задержания.
Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При опросе свидетеля, не достигшего четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного представителя.
Понятой. Им может быть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Случаи, когда присутствие понятых обязательно, предусмотрены КоАП РФ (глава 27).
Специалист — лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применения технических средств.
Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Он должен выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. К участию в производстве могут быть привлечены в качестве специалиста, эксперта, переводчика не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица.
В отсутствие привлекаемого к ответственности лица, представителя юридического лица, потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении указанного участника о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Однако субъект административной юрисдикции вправе признать их присутствие обязательным. При рассмотрении дела, влекущего административный арест или выдворение за пределы РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным.
Заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу и т. д. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора.
§ 3. Доказательства
В производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Средствами установления этих данных являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП; объяснения лица, в отношении которого ведется производство; показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
Объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Они отражаются в протоколе об административном правонарушении, о применении меры обеспечения производства по делу, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Экспертиза назначается в случае возникшей необходимости в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Вещественными доказательствами по делу являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие на себе его следы. Эти доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу. Об их наличии делается запись в протоколе об административном правонарушении или об обеспечении производства по делу и др.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу. Они могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут быть отнесены различные носители информации фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и др.
Если документы, позволяющие отнести их к орудиям или предметам административного правонарушения, сохранили на себе его следы, то такие документы являются вещественными доказательствами.
Показания специальных технических средств, под которыми понимаются измерительные приборы, утвержденные в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, выявленном и зафиксированном с помощью технических средств. Ибо в последнем случае протокол об административном правонарушении не составляется.
Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением закона.
Субъекты административной юрисдикции, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
§ 4. Меры обеспечения производства
Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности.
Меры обеспечения производства могут применять только уполномоченные на то должностные лица и в пределах предоставленных им полномочий на основании и в порядке, установленных КоАП РФ.
Доставление означает принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не устанавливает времени доставления, ограничиваясь указанием на то, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица. Оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в зависимости от оснований задержания.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.
Об административном задержании составляется протокол по установленной форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.
Общий срок административного задержания установлен до трех часов. Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за незначительное число видов правонарушений, например, повлекших административный арест при нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения и др. (см. ст. 27.5 КоАП РФ).
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, — это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченным на то должностным лицом.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя.
Досмотр транспортного средства любого вида — это его обследование без нарушения конструктивной целостности досматриваемого транспортного средства в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, осуществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во владении которого оно находится.
Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-первых, орудия совершения или предметы административного правонарушения, во-вторых, документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении. Указанные вещи и документы могут быть изъяты в случае их обнаружения на месте административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра транспортного средства. Изъятие может производиться должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и задержание нарушителя, составлять протоколы об административных правонарушениях. А изъятие аналогичных вещей и документов у юридического лица осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в законную силу.
Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонарушения в виде управления транспортным средством: при отсутствии необходимых документов; с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством; водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем, лишенным права управления транспортным средством. В этих случаях лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, то оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от этого освидетельствования либо несогласии с его результатами, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения это лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование осуществляется и оформляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации. Задержание допускается за определенные нарушения правил эксплуатации транспортного средства и управления им до устранения причин задержания. Так, судно может быть задержано за управление им судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных документов, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения им в отсутствие его владельцев и др. (см. ст. 27.13 КоАП РФ).
Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за конкретные административные правонарушения и выражается в снятии государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации.
Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арест заключается в составлении описи товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его представителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должностными лицами, указанными в КоАП РФ (см. ст. 27.14).
Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения производства:
а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, привод), иные меры, применение которых требует присутствия данного физического лица либо представителя юридического лица (досмотр вещей, изъятие вещей и др.). Важно отметить, что в установленных случаях меры этой группы могут быть применены к лицу в его отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства, определенных КоАП РФ;
б) кроме доставления, административного задержания, привода, применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;
в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него делается соответствующая запись в другом протоколе;
г) могут применяться с использованием технических средств, фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и др.).
Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля предусмотрен в случае отложения дела в связи с тем, что их участие является обязательным в его рассмотрении.
Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном Инструкцией о порядке осуществления привода (утв. Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438[132]).
Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Он может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Временный запрет может устанавливаться в исключительных случаях, предусмотренных КоАП РФ, для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии и других неблагоприятных последствий деятельности, и при условии, если их предотвращение другими способами невозможно. Его устанавливает должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, за которое возможно наказание в виде административного приостановления деятельности.
Временный запрет не применяется за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
О временном запрете деятельности составляется протокол по установленной форме, который подписывается составившим его должностным лицом и индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица.
Срок временного запрета деятельности не может превышать пять суток и исчисляется с момента фактического прекращения деятельности соответствующих подразделений, объектов или отдельных видов деятельности (работ), услуг.
§ 5. Возбуждение дела
КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей некоторых юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) дополнительные.
Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное правонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.
Специальные поводы. К ним относятся сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Однако они не являются поводами к возбуждению дел за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве и др. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 (фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве), 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом), кроме общих поводов, признаются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения техническими средствами; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что (в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническими средствами) транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.
Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено этим лицом при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
Моментом возбуждения дела признается составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Случаи, когда такой протокол составляется, и требования к его содержанию и оформлению определены в ст. 28.1(1) КоАП РФ; составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, протокола об административном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования в установленных случаях; оформление предупреждения или наложение (взимание) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется; вынесения постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном и оформленном с помощью технических средств.
Важнейшим процессуальным документом, оформляющим возбуждение дела, является протокол об административном правонарушении. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица: 1) уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 23 КоАП РФ); 2) федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Протокол не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. В этом случае уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. Он уплачивается в порядке, установленном для исполнения постановления о наложении административного штрафа (ч. 3, 2, 1 ст. 32.2; 32.3 КоАП РФ).
При выявлении и фиксировании административного правонарушения в области дорожного движения техническими средствами протокол о его совершении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление должно удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям (ст. 29.10 КоАП РФ).
Прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП РФ. А при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.2). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. В случае неявки этих лиц, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения, на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Протокол не составляется в случае, когда назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, составляется протокол об административном правонарушении.
§ 6. Рассмотрение дела
Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.
Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект административной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назначении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, которые могут быть участниками производства по делу; об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направившему их органу или должностному лицу, представившему материалы, либо о передаче их по подведомственности. При необходимости по этим вопросам выносится определение.
При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.
Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело рассматривается также: а) при проведении административного расследования по месту нахождения органа, проводившего расследование; б) в отношении несовершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате примиренческой процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, о вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, о появлении в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потреблении ими в таких местах спиртосодержащей продукции, наркотических средств и других одурманивающих веществ — по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, дело может быть рассмотрено также по месту учета транспортного средства.
Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения субъектом административной юрисдикции, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству участников производства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые должны участвовать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявления и ходатайства. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, а также при передаче дела по подведомственности.
Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:
а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определенной последовательности: лиц, в отношении которых ведется производство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол с соблюдением требований к нему, предусмотренных ст. 29 КоАП РФ. Рассмотрение дела завершается вынесением постановления либо определения в зависимости от их оснований.
Постановления могут быть двух видов: а) о назначении наказания и б) о прекращении производства по делу. Оно выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Определение выносится: а) о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о передаче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.
Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10. В частности, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т. д.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании.
Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может ограничиться только вынесением постановления о назначении административного наказания. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту административной юрисдикции, внесшему его.
§ 7. Пересмотр постановлений и решений
Постановление и решение могут быть пересмотрены по жалобе или протесту прокурора.
Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель. Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление может быть обжаловано: вынесенное судьей — в вышестоящий суд; коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, в районный суд по месту рассмотрения дела.
Если жалоба поступилав суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу,жалобу рассматривает суд.
Жалоба юридического лица, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,рассматривается арбитражным судом в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалобы на постановление о назначении наказания в виде ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений: а) об оставлении постановления без изменений, а жалобы без удовлетворения; б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; в) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу либо освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения; г) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение субъекта юрисдикции в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и направлении его по подведомственности.
Не вступившие в силу постановления и решения по жалобам могут быть опротестованы, а вступившие в силу пересмотрены по протесту прокурора. Право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит Генеральному прокурору РФ, его заместителям, прокурорам субъектов РФ, их заместителям. Они могут быть пересмотрены Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями, председателями судов субъектов РФ и их заместителями, а также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
§ 8. Исполнение постановлений
Производство по исполнению постановлений регламентируется КоАП РФ, который установил наряду с общим специальный порядок производства по исполнению постановлений о конкретных видах административных наказаний.
Постановление — индивидуальный правоприменительный акт, который с момента вступления в законную силу подлежит исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление обращается к исполнению вынесшим его субъектом административной юрисдикции, а приводится в исполнение уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.
КоАП РФ предусматривает при осуществлении процедуры исполнения постановлениявозможность отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения его исполнения.