Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контрактами о службе.

При увольнении из органов внутренних дел по основани­ям, установленным в нормативных правовых актах (например, за грубое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых со служебным статусом, и др.), с сотрудника под­лежит взысканию в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа.

ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о возмещении рабо­тодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профес­сиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» допус­кается возможность досудебного рассмотрения дел о возмеще­нии вреда. Такие дела отнесены к ведению Государственной ин­спекции труда Федеральной службы по труду и занятости и го­сударственных инспекций труда в субъектах РФ. Их решения о выплате сумм возмещения вреда являются для работодателя обя­зательными для исполнения. Несогласие работодателя с их ре­шениями не может быть основанием для невыплаты суммы воз­мещения вреда.

Досудебный порядок рассмотрения таких дел не является предварительным условием обращения в суд. Заинтересованные лица при несогласии с решением работодателя вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд.

Отдельным органам исполнительной власти (должностным лицам) предоставляется законодательством право применения санкций имущественного характера. Так, Главный государствен­ный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать пред­приятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление кото­рой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:

а) уплатить штраф в доход местного бюджета;

б) возместить дополнительные расходы лечебных учрежде­ний на оказание помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.


РАЗДЕЛ V

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 19

Административный процесс: понятие,

структура

Административный процесс представляет собой форму госу­дарственного управления, состоящего, как известно, в разнооб­разной организующей деятельности, имеющей юридически-вла­стный характер. Юридическое выражение она находит в право­творческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спе­цификой их правового статуса. Вследствие этого административ­ный процесс в целом не может быть во всем аналогом граждан­ского и уголовного процесса[127]. В специальной литературе обсуж­дение сущности административного процесса ведется вокруг двух наиболее распространенных его концепций: трактовки понятия административного процесса в широком управленческом и уз­ком юрисдикционном смысле. Представляется, что обе эти кон­цепции имеют право на существование; они подтверждаются так­же действующими нормативными правовыми актами.

В широком смысле административный процесс — урегули­рованная административно-процессуальными нормами деятель­ность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных дел в рамках адми­нистративно-процессуальных отношений. В него включаются правотворческая и правоприменительная деятельность[128]. Его сферами признаются как внешняя властная, так и властная ад­министративно-процессуальная деятельность в системе отдель­ных органов. В узком смысле административный процесс — рас­смотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения[129].

В обоих случаях имеется в виду лишь внесудебная процес­суальная деятельность.

Однако исходя из действующего законодательства под ад­министративным процессом следует также понимать админис­тративное судопроизводство (процесс)[130] по делам, вытекающим из публичных, в частности, административных, правоотноше­ний. Такой вывод вытекает из Конституции РФ, согласно кото­рой административное судопроизводство выделяется в качестве самостоятельной формы осуществления судебной власти (п. 2 ст. 118). Между тем еще не приняты законы, которые бы опре­делили субъектов этого производства и регламентировали его осуществление.

В настоящее время уже немало дел, возникающих из пуб­личных, в основном административных, правоотношений, раз­решаются судами (судьями) общей юрисдикции, арбитражны­ми судами. Подведомственность и подсудность им такого рода дел, а также порядок их разрешения регламентируются ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Следовательно, трактовка понятия административного про­цесса в аспекте как внесудебной, так и судебной деятельности имеет теоретические и правовые основания.

Объективно присущие особенности и многообразие управ­ленческой деятельности обусловили различные взгляды на ад­министративный процесс как управленческую внесудебную де­ятельность.

Внесудебный управленческий процесс имеет сложную струк­туру.

Различается административно-процедурная и администра- тивно-юрисдикционная процессуальная деятельность. В основе данной дифференциации лежит характер индивидуально-кон­кретных дел, составляющих предмет той или иной деятельнос­ти: предмет административно-процедурной процессуальной де­ятельности — неюрисдикционные индивидуально-конкретные дела организующего, творческого характера, направленные на реализацию задач и функций управления; юрисдикционной — конкретные дела, состоящие в разрешении споров и примене­нии мер принуждения в административном порядке.

Неюрисдикционные дела отличаются значительным мно­гообразием и меньшей степенью определенности, чем юрисдик- ционные.

Административно-процессуальная деятельность пока еще ре­гулируется множественностью законов и подзаконных федераль­ных актов, а также субъектов РФ. Относящиеся к ней админи­стративно-процессуальные нормы содержатся также во многих кодифицированных актах (Воздушном кодексе РФ, Кодексе тор­гового мореплавания РФ, Таможенном кодексе РФ и др.). Напри­мер, в Таможенном кодексе РФ имеется «Раздел 11. Таможен­ные процедуры», определяющий порядок производства таможен­ного оформления, осуществляемого таможенными органами.

Нормативные правовые акты, регламентирующие админи- стративно-юрисдикционную деятельность, менее многочислен­ны и разнообразны, что обусловлено более узким кругом дос­таточно определенных юрисдикционных дел. Особенность этих дел в том, что они непосредственно связаны с реализацией и за­щитой субъективных прав участников административных пра­воотношений либо реакцией на их неправомерное поведение (де­ятельность) уполномоченных субъектов. Поэтому нормативные правовые акты, регулирующие юрисдикционную деятельность, часто более специализированы с точки зрения систематизации содержащихся в них административно-процессуальных норм. Они являются преимущественно федеральными нормативно- правовыми актами, но могут приниматься и субъектами РФ в пределах их полномочий.

В зависимости от той или иной степени однородности дел административно-процессуальная деятельность дифференциру­ется на ее виды, отдельные административные производства, от­личающиеся не только характером дел, но и особыми субъекта­ми, правовыми формами и методами их деятельности и т. д., ре­гулируемой специальными административно-процессуальными нормами.

Иными словами,административное производство — это

урегулированная административно-процессуальными нормами правоприменительная деятельность уполномоченных субъектов управления.

В настоящее время отсутствует общая классификация адми­нистративных производств. Наибольшие сложности вызывает классификация административных производств, охватываемых рамками административно-процедурной деятельности ввиду от­сутствия ее общих законодательных основ. Так, к этой катего­рии относятся административные производства по принятию нормативного акта, регистрационное, лицензионно-разрешитель- ное производство и т. д. Нередко общим термином охватывают­ся различные по своей сути производства. Например, регистра­ционное производство включает регистрацию: юридических лиц; прав на недвижимость; граждан по месту жительства и пребы­вания; оружия; иностранных граждан и т. д.

Среди юрисдикционных производств,наиболее обеспечен­ных нормативными правовыми актами, выделяются:

а) производствапо делам об административных правона­рушениях;

б) дисциплинарные производства;

в) производства по жалобам.

При этом содержание каждого из названных видов произ­водства имеет свои особенности, обусловленные его основани­ями, субъектами, в отношении которых оно ведется, и другими конкретными обстоятельствами. Обычно на их наличие имеются указания в нормативных правовых актах, в том числе и ведомст­венных. Так, дисциплинарное производство в отношении воен­нослужащих не является «копией» производства в отношении гражданских служащих. В установленных случаях производство по делам об административных правонарушениях допускает воз­можность проведения предварительного расследования по делу. Таможенный кодекс РФ содержит специальные нормы, регла­ментирующие обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц, предусматривая также его упрощенный порядок.

Иногда в аспекте административно-юрисдикционной дея­тельности рассматривается право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ. Безусловно, имеются в виду юрисдикционные процедуры. Как сказано в Кон­ституции РФ, в случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотре­ние соответствующего суда (п. 1 ст. 85). Однако порядок приме­нения указанных процедур пока не получил должной правовой регламентации, которая относится все же к конституционному, а не к административному праву. Кроме того, не всякое согла­сование является спором, а, следовательно, относится к админи- стративно-юрисдикционной деятельности. Чаще всего оно от­ражает необходимость нормального сотрудничества между теми или иными участниками управленческого процесса.

ГЛАВА 20

Производство по делам об административных правонарушениях

§ 1. Основы производства

Производство по делам об административных правонаруше­ниях — это урегулированная административно-процессуаль­ными нормами деятельность уполномоченных органов и долж­ностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и за­конному назначению наказания лицу, совершившему админи­стративное правонарушение, а также его исполнению.

Административно-процессуальные нормы, регулирующие производство, содержатся в административно-процессуальном законодательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об административных правонарушениях.

На производство в минимальной степени влияют регио­нальные особенности. Поэтому регулирующие его администра­тивно-правовые нормы сосредоточены главным образом в КоАП РФ. Уместно вспомнить, что КоАП РФ к ведению РФ отнес уста­новление порядка производства, порядка исполнения постанов­лений о назначении административных наказаний и т. д. (см. § 2 главы 16).

КоАП РФ определил в основном систему субъектов произ­водства, не исключает создание других в субъектах РФ, но не конкретизирует их формы.

Производство характеризуется множественностью и разно­образием осуществляющих его субъектов, которые могут быть классифицированы по различным критериям.

Выделяются в зависимости:

а) от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. По сути дела — это субъекты административной юрисдикции. В

обобщенном виде к ним отнесены судьи, органы, должностные лица; во-вторых, субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. Среди субъектов данной группы имеются такие, которые в пределах своей компетенции могут и возбуждать, и рассмат­ривать эти дела, а также субъекты, которые уполномочены рас­сматривать дела, но не вправе возбуждать их, и, наоборот, впра­ве возбуждать дела, но не рассматривать их (прокурор и др.);

б) от федеративного устройства РФ — субъекты производ­ства, во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ. Это су­дьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномочен­ные на то исходя из задач и функций, возложенных на них за­конами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; во-вторых, субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами субъектов РФ. Это мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолет­них и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административ­ные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в со­ответствии с законодательством субъектов РФ;

в) от способа разрешения дел — индивидуальные и колле­гиальные субъекты;

г) от принадлежности к судебной или управленческой си­стеме — субъекты, относящиеся: а) к судебной системе. Это судьи судов общей юрисдикции; гарнизонных военных судов; арбит­ражных судов; мировые судьи; б) к управленческой системе. К ней принадлежат все остальные субъекты, составляющие основ­ную массу субъектов производства.

От имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных ор­ганов дела могут рассматривать соответствующие руководите­ли и их заместители, а также иные должностные лица, осуще­ствляющие в соответствии с федеральными законами либо нор­мативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

От имени уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ дела рассматривают упол­номоченные должностные лица органов исполнительной влас­ти субъектов РФ.

В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указан­ным органам, так и должностные лица, уполномоченные их рас­сматривать. По общему правилу, должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объеме. Иногда их полномочия конкрети­зируются применительно к видам административных правона­рушений в зависимости от должностного положения.

Судьи судов общей юрисдикции, помимо непосредственно подведомственных дел, рассматривают также дела о многих дру­гих, определенных в КоАП РФ, административных правонару­шениях в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о соответствующем административном правона­рушении, передает его на рассмотрение судье.

Субъекты административной юрисдикции, независимо от их правового положения и подведомственных им дел об адми­нистративных правонарушениях, должны руководствоваться тем, что задачами производства по этим делам являются всесторон­нее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоя­тельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению ад­министративного правонарушения (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство должно осуществляться с соблюдением вы­текающих из законодательства принципов. Наиболее общими из них являются следующие.

Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом. Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств. А юридические лица — не­зависимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должнос­тных лиц, выполняющих определенные государственные фун­кции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавлива­ются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого ведется производство, считается невинов­ным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотрен­ном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу по­становлением субъекта административной юрисдикции, рас­смотревшим дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственнос­ти, не обязано доказывать свою невиновность, за исключени­ем случаев, предусмотренных примечанием к ст. 1.5. Согласно примечанию указанное положение не распространяется на ад­министративные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ в области дорожного движения, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техни­ческими средствами, имеющими функции фото- и киносъем­ки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеоза­писи (далее — технические средства). Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.

Принцип родного языка. Производство ведется на русском языке — государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство может вестись на государственном язы­ке республики, на территории которой находится субъект ад­министративной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дело. Лицам, участвующим в производстве, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом, свободно избранном указанным лицами языке общения, а также пользо­ваться услугами переводчика.

Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением слу­чаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения бе­зопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, в виде определения.

Принцип законности. Это универсальный принцип, требо­вания которого должны выполняться от начала до завершения производства. Частная его конкретизация в отношении рассмат­риваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подверг­нуто административному наказанию и мерам административ­ного обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, уста­новленных законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства осуществляется уполномочен­ными на то органами и должностными лицами в пределах их ком­петенции.

На Генерального прокурора и назначаемых им прокуроров возложен надзор за соблюдением Конституции РФ и исполне­нием действующих на территории РФ законов при производстве, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обяза­тельному и немедленному рассмотрению, субъектам админис­тративной юрисдикции. Решение об отказе в его удовлетворе­нии выносится в форме определения.

При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся: от­сутствие события административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотрен­ного КоАП РФ для привлечения к ответственности, или невме­няемость физического лица, совершившего их; действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; наличие по одному и тому же факту совершения противоправ­ных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ве­дется производство, постановления о назначении администра­тивного наказания, либо постановления о прекращении произ­водства, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется про­изводство (ст. 24.5).

Если административное правонарушение совершено лицом, которое не подлежит за него административной ответственно­сти на общих основаниях, то после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения дело подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинар­ной ответственности.

§ 2. Участники производства

КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов административной юрисдикции в связи с их особым положени­ем[131]. Именно они наделены определенными властными полномо­чиями, необходимыми для вынесения законного и обязатель­ного для исполнения решения по делу. Участники не обладают подобными полномочиями, хотя каждый из них имеет свой пра­вовой статус в производстве, реализуя который они способствуют законному и объективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эк­сперт; переводчик; прокурор. Разумеется, что состав участников производства по конкретному делу может быть различным. Бо­лее того, при назначении административного наказания на ме­сте совершения административного правонарушения в произ­водстве может участвовать лишь лицо, его совершившее.

КоАП РФ определяет обстоятельства, при которых исключа­ется участие того или иного лица в производстве по конкретно­му делу, причем дифференцированно к возможным участникам производства. Так, к участию в производстве в качестве защит­ника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов контроля и надзора за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу; в ка­честве специалиста, эксперта и переводчика — лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к админис­тративной ответственности, потерпевшим, их законными пред­ставителями, защитником и др., если они ранее выступали в ка­честве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или кос­венно заинтересованными в исходе данного дела. Указанные об­стоятельства являются основанием для отвода или самоотвода. Решение по этим вопросам принимается юрисдикционным ор­ганом, рассматривающим дело.

Права и обязанности каждого из участников, их админис­тративная ответственность установлены КоАП РФ. В нем же оп­ределяется их понятие.

Лицо, в отношении которого ведется производство. Им при­знается физическое или юридическое лицо, совершившее про­тивоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных пра­вонарушениях. Его права регламентируются весьма подробно. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяс­нения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и от­воды, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. По общему правилу, дело рас­сматривается с его участием.

Постановление об административном правонарушении, вы­явленном и зафиксированном с помощью специальных техниче­ских средств, выносится без участия лица, в отношении кото­рого возбуждено дело об административном правонарушении.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, кото­рому административным правонарушением причинен физичес­кий, имущественный или моральный вред. Потерпевший впра­ве знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессу­альными правами. Он может быть допрошен по правилам, уста­новленным для допроса свидетеля.

Законные представители физического лица. Ими являют­ся его родители, усыновители, опекуны и попечители. Они за­щищают права и интересы лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолет­ними либо по своему физическому или психическому состоя­нию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Субъект административной юрисдикции, рассматриваю­щий дело об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, вправе признать обяза­тельным присутствие его законного представителя.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юриди­ческого лица.

Защитник и представитель. Для оказания юридической по­мощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой помощи потерпев­шему — представитель. Ими могут быть адвокат или иное лицо. Они допускаются к участию в производстве с момента состав­ления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица защитник до­пускается к участию в производстве с момента административ­ного задержания.

Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При опросе свидетеля, не достигшего четырнад­цати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В слу­чае необходимости опрос проводится в присутствии его закон­ного представителя.

Понятой. Им может быть любое не заинтересованное в ис­ходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Случаи, когда присутствие понятых обязатель­но, предусмотрены КоАП РФ (глава 27).

Специалист — лицо, обладающее познаниями, необходимы­ми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъя­тии доказательств, а также применения технических средств.

Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для про­ведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сур­доперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Он должен выполнить полно и точно по­рученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. К участию в производстве могут быть привлечены в качестве специалиста, эксперта, переводчика не заинтересован­ные в исходе дела совершеннолетние лица.

В отсутствие привлекаемого к ответственности лица, пред­ставителя юридического лица, потерпевшего дело может быть рас­смотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении указанного участника о месте и времени рассмот­рения дела и если от него не поступило ходатайство об отложе­нии рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Однако субъект административной юрисдик­ции вправе признать их присутствие обязательным. При рассмот­рении дела, влекущего административный арест или выдворение за пределы РФ, присутствие лица, в отношении которого ведет­ся производство, является обязательным.

Заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специа­листа, заключение эксперта или заведомо неправильный пере­вод влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать зак­лючения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу и т. д. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об админист­ративном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора.

§ 3. Доказательства

В производстве по делу об административном правонаруше­нии выяснению подлежат: наличие события административно­го правонарушения; лицо, совершившее противоправные дей­ствия (бездействие), за которые предусмотрена административ­ная ответственность; виновность лица в совершении админист­ративного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отяг­чающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные об­стоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административ­ного правонарушения.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или от­сутствие события административного правонарушения, винов­ность лица, привлекаемого к административной ответственнос­ти, а также иные обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного разрешения дела.

Средствами установления этих данных являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, пре­дусмотренные КоАП; объяснения лица, в отношении которого ведется производство; показания потерпевшего, свидетелей, зак­лючения эксперта, иные документы, а также показания специ­альных технических средств, вещественные доказательства.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производ­ство, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Они отражаются в про­токоле об административном правонарушении, о применении меры обеспечения производства по делу, а в случае необходи­мости записываются и приобщаются к делу.

Экспертиза назначается в случае возникшей необходимо­сти в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего име­ни. В заключении должно быть указано, кем и на каком осно­вании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Вещественными доказательствами по делу являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие на себе его следы. Эти доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу. Об их наличии делается запись в протоколе об административном пра­вонарушении или об обеспечении производства по делу и др.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объе­динениями, должностными лицами и гражданами, имеют зна­чение для производства по делу. Они могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут быть отнесены различные носители информации фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и др.

Если документы, позволяющие отнести их к орудиям или предметам административного правонарушения, сохранили на себе его следы, то такие документы являются вещественными доказательствами.

Показания специальных технических средств, под которыми понимаются измерительные приборы, утвержденные в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административ­ном правонарушении или постановлении по делу об админист­ративном правонарушении в области дорожного движения, вы­явленном и зафиксированном с помощью технических средств. Ибо в последнем случае протокол об административном право­нарушении не составляется.

Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением закона.

Субъекты административной юрисдикции, осуществляю­щие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, пол­ном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в со­вокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

§ 4. Меры обеспечения производства

Меры обеспечения производства применяются в целях пре­сечения административного правонарушения, установления лич­ности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К ним относят­ся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и доку­ментов; изъятие вещей и документов; отстранение от управле­ния транспортным средством соответствующего вида; медицин­ское освидетельствование на состояние опьянения; освидетель­ствование на состояние алкогольного опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; времен­ный запрет деятельности.

Меры обеспечения производства могут применять только уполномоченные на то должностные лица и в пределах предо­ставленных им полномочий на основании и в порядке, установ­ленных КоАП РФ.

Доставление означает принудительное препровождение фи­зического лица в целях составления протокола об администра­тивном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не устанав­ливает времени доставления, ограничиваясь указанием на то, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание — это кратковременное ог­раничение свободы физического лица. Оно может быть приме­нено в исключительных случаях, если это необходимо для обес­печения правильного и своевременного рассмотрения дела, ис­полнения постановления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в зависимости от оснований задержания.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об админист­ративном задержании несовершеннолетнего обязательно уведом­ляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до трех часов. Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за незначительное число видов правонарушений, например, по­влекших административный арест при нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонаруше­ния и др. (см. ст. 27.5 КоАП РФ).

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опья­нения, со времени его вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физи­ческом лице, — это обследование вещей, проводимое без нару­шения их конструктивной целостности, осуществляется в слу­чае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досмат­риваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченным на то должностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должност­ными лицами, уполномоченными составлять протоколы об ад­министративных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида — это его об­следование без нарушения конструктивной целостности досмат­риваемого транспортного средства в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонаруше­ния, осуществляется уполномоченными на то лицами, имеющи­ми право производить личный досмотр и досмотр вещей, в при­сутствии лица, во владении которого оно находится.

Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-первых, орудия совершения или предметы адми­нистративного правонарушения, во-вторых, документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правона­рушении. Указанные вещи и документы могут быть изъяты в случае их обнаружения на месте административного правона­рушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра транспортного средства. Изъятие может про­изводиться должностными лицами, уполномоченными осущест­влять доставление и задержание нарушителя, составлять протоко­лы об административных правонарушениях. А изъятие анало­гичных вещей и документов у юридического лица осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

При совершении административного правонарушения, вле­кущего лишение права управления транспортным средством со­ответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изыма­ется до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводи­теля, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в законную силу.

Отстранение от управления транспортным средством, ос­видетельствование на состояние алкогольного опьянения и ме­дицинское освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в случаях, когда есть достаточные ос­нования полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонару­шения в виде управления транспортным средством: при отсут­ствии необходимых документов; с заведомо неисправными тор­мозной системой, рулевым управлением или сцепным устрой­ством; водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем, лишен­ным права управления транспортным средством. В этих случа­ях лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, то оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от этого освидетельствования либо не­согласии с его результатами, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения это лицо подлежит направлению на ме­дицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Освидетельствование осуществляется и оформляется в по­рядке, установленном Правительством РФ.

Задержание транспортного средства, запрещение его экс­плуатации. Задержание допускается за определенные наруше­ния правил эксплуатации транспортного средства и управления им до устранения причин задержания. Так, судно может быть задержано за управление им судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; управление транспортным средством во­дителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных документов, документов, подтверждающих пра­во владения, пользования или распоряжения им в отсутствие его владельцев и др. (см. ст. 27.13 КоАП РФ).

Запрещение эксплуатации транспортного средства возмож­но также за конкретные административные правонарушения и выражается в снятии государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации.

Задержание транспортного средства, помещение его на сто­янку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуще­ствляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в случаях, когда они послужили орудием соверше­ния или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обес­печена без изъятия. Арест заключается в составлении описи то­варов, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его пред­ставителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должностными лицами, указанными в КоАП РФ (см. ст. 27.14).

Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения про­изводства:

а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, привод), иные меры, применение которых требует присутствия данного физического лица либо представителя юридического лица (досмотр вещей, изъятие вещей и др.). Важно отметить, что в установленных случаях меры этой группы могут быть приме­нены к лицу в его отсутствие в случаях, не терпящих отлагатель­ства, определенных КоАП РФ;

б) кроме доставления, административного задержания, при­вода, применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;

в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него делается соответствующая запись в другом протоколе;

г) могут применяться с использованием технических средств, фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъем­ка, видеозапись и др.).

Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного пред­ставителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к админи­стративной ответственности, а также свидетеля предусмотрен в случае отложения дела в связи с тем, что их участие является обязательным в его рассмотрении.

Привод осуществляется органом внутренних дел (милици­ей) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном Инструкцией о порядке осуществле­ния привода (утв. Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438[132]).

Временный запрет деятельности заключается в кратковре­менном, установленном на срок рассмотрения дела судом пре­кращении деятельности филиалов, представительств, структур­ных подразделений юридического лица, производственных уча­стков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (ра­бот), оказания услуг. Он может применяться, если за соверше­ние административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного при­остановления деятельности.

Временный запрет может устанавливаться в исключитель­ных случаях, предусмотренных КоАП РФ, для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникно­вения эпидемии и других неблагоприятных последствий дея­тельности, и при условии, если их предотвращение другими способами невозможно. Его устанавливает должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном пра­вонарушении, за которое возможно наказание в виде админис­тративного приостановления деятельности.

Временный запрет не применяется за нарушение законо­дательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и финансированию тер­роризма. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма.

О временном запрете деятельности составляется протокол по установленной форме, который подписывается составившим его должностным лицом и индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица.

Срок временного запрета деятельности не может превышать пять суток и исчисляется с момента фактического прекращения деятельности соответствующих подразделений, объектов или отдельных видов деятельности (работ), услуг.

§ 5. Возбуждение дела

КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об адми­нистративных правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей некоторых юридических лиц. Он позволяет раз­делить их на две группы: а) общие и б) дополнительные.

Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное пра­вонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.

Специальные поводы. К ним относятся сообщения и заяв­ления физических и юридических лиц, а также в средствах мас­совой информации, содержащие данные, указывающие на на­личие события административного правонарушения. Однако они не являются поводами к возбуждению дел за нарушение зако­нодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергну­тым административному наказанию; фиктивное или преднаме­ренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве и др. Поводами к возбуждению дел об административных пра­вонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 (фиктивное или пред­намеренное банкротство, неправомерные действия при банкрот­стве), 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом дея­тельности по управлению юридическим лицом), кроме общих поводов, признаются также сообщения и заявления собствен­ника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмот­рении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов; фиксация административного правонарушения в области дорож­ного движения техническими средствами; подтверждение содер­жащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что (в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного дви­жения техническими средствами) транспортное средство нахо­дилось во владении или пользовании другого лица.

Сообщения, заявления и иная информация рассматривают­ся должностным лицом, уполномоченным составлять протоко­лы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено этим лицом при наличии хотя бы одного из пово­дов и достаточных данных, указывающих на наличие админис­тративного правонарушения.

Моментом возбуждения дела признается составление про­токола осмотра места совершения административного правона­рушения. Случаи, когда такой протокол составляется, и требова­ния к его содержанию и оформлению определены в ст. 28.1(1) КоАП РФ; составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, протокола об административ­ном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вы­несение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования в установленных случаях; оформление предупреждения или наложение (взима­ние) административного штрафа на месте совершения админист­ративного правонарушения в случаях, когда протокол об админи­стративном правонарушении не составляется; вынесения поста­новления по делу об административном правонарушении, зафик­сированном и оформленном с помощью технических средств.

Важнейшим процессуальным документом, оформляющим возбуждение дела, является протокол об административном пра­вонарушении. Протоколы об административных правонаруше­ниях вправе составлять должностные лица: 1) уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (гла­ва 23 КоАП РФ); 2) федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральны­ми законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонару­шениях, устанавливаются федеральными органами исполнитель­ной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Протокол не составляется, если при совершении физиче­ским лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или адми­нистративного штрафа. В этом случае уполномоченным долж­ностным лицом на месте совершения административного право­нарушения оформляется предупреждение либо налагается адми­нистративный штраф. Он уплачивается в порядке, установленном для исполнения постановления о наложении административ­ного штрафа (ч. 3, 2, 1 ст. 32.2; 32.3 КоАП РФ).

При выявлении и фиксировании административного пра­вонарушения в области дорожного движения техническими средствами протокол о его совершении не составляется, а поста­новление по делу выносится без участия лица, в отношении ко­торого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление должно удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям (ст. 29.10 КоАП РФ).

Прокурором возбуждаются дела об административных пра­вонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП РФ. А при осуществлении надзора за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом ад­министративном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Прокуро­ром выносится постановление о возбуждении дела об админис­тративном правонарушении (ст. 28.2). Физическому лицу или за­конному представителю юридического лица, в отношении ко­торых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объясне­ния и замечания по содержанию протокола, которые к нему при­лагаются. В случае неявки этих лиц, если они извещены в уста­новленном порядке, протокол об административном правонару­шении составляется в их отсутствие.

Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Составлению протокола об административном правонару­шении может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав по­требителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасно­сти, дорожного движения, на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится, если осуще­ствляются экспертиза или иные процессуальные действия, тре­бующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключитель­ных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении тамо­женных правил — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования состав­ляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту админист­ративной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента его составления. Протокол (по­становление прокурора) об административном правонаруше­нии, влекущем административный арест либо административ­ное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Протокол не составляется в случае, когда назначается на­казание в виде предупреждения или административного штра­фа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в разме­ре, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты тру­да. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспари­вает наличие события административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, составляется протокол об административном правонарушении.

§ 6. Рассмотрение дела

Рассмотрение дела по существу начинается с момента по­лучения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует под­готовка дела к рассмотрению.

Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотре­нию дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмот­рение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмот­рение ими дела; правильно ли составлены протокол об админи­стративном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмот­рения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект адми­нистративной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назна­чении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, кото­рые могут быть участниками производства по делу; об истребо­вании необходимых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направившему их органу или должностному лицу, представившему материалы, либо о передаче их по подведом­ственности. При необходимости по этим вопросам выносится определение.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.

Дело рассматривается по месту совершения администра­тивного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело рассматривается также: а) при про­ведении административного расследования по месту нахожде­ния органа, проводившего расследование; б) в отношении не­совершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате прими­ренческой процедуры, об увольнении работников в связи с кол­лективным трудовым спором и объявлением забастовки, о вовле­чении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, о появлении в состоянии опьяне­ния несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потреблении ими в таких местах спиртосодержащей продукции, наркотических средств и других одурманивающих веществ — по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонаруше­нии, влекущем лишение права управления транспортным сред­ством, дело может быть рассмотрено также по месту учета транс­портного средства.

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пят­надцатидневный срок со дня получения субъектом администра­тивной юрисдикции, правомочным рассматривать дело, прото­кола об административном правонарушении и других материа­лов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству участников производства либо в случае не­обходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день по­лучения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого ад­министративному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассмат­ривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на осно­вании какого закона привлекается к административной ответ­ственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые дол­жны участвовать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявления и ходатайства. Вы­носится определение о приводе лица, участие которого призна­ется обязательным при рассмотрении дела, а также при переда­че дела по подведомственности.

Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматрива­ющих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначе­ния экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в оп­ределенной последовательности: лиц, в отношении которых ве­дется производство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмот­рении дела заслушивается его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составля­ется протокол с соблюдением требований к нему, предусмотрен­ных ст. 29 КоАП РФ. Рассмотрение дела завершается вынесени­ем постановления либо определения в зависимости от их осно­ваний.

Постановления могут быть двух видов: а) о назначении на­казания и б) о прекращении производства по делу. Оно выно­сится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключа­ющих производство по делу, а также в случаях объявления уст­ного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Определение выносится: а) о передаче дела органу админи­стративной юрисдикции, уполномоченному назначать админи­стративные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о передаче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматриваю­щего его субъекта административной юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10. В частности, им должна определяться юридическая судьба веще­ственных доказательств, изъятых документов и т. д.

Постановление коллегиального органа принимается про­стым большинством голосов присутствовавших на заседании.

Постановление по делу объявляется немедленно по окон­чании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку фи­зическому лицу, или его законному представителю, или закон­ному представителю юридического лица, а также потерпевше­му по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Субъект административной юрисдикции, рассматриваю­щий дело, не может ограничиться только вынесением постанов­ления о назначении административного наказания. При установ­лении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, он вносит в соответствую­щие организации и должностных лицам представление о при­нятии мер по устранению указанных причин и условий. Пред­ставление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту административной юрисдикции, внесшему его.

§ 7. Пересмотр постановлений и решений

Постановление и решение могут быть пересмотрены по жа­лобе или протесту прокурора.

Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ве­дется производство; потерпевший; законные представители фи­зического и юридического лица; защитник и представитель. Жа­лоба может быть подана в течение десяти суток со дня вруче­ния или получения копии постановления.

Постановление может быть обжаловано: вынесенное судь­ей — в вышестоящий суд; коллегиальным органом — в район­ный суд по месту нахождения коллегиального органа; должност­ным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должнос­тному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба поступилав суд и в вышестоящий орган, вы­шестоящему должностному лицу,жалобу рассматривает суд.

Жалоба юридического лица, а также лица, осуществляю­щего предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица,рассматривается арбитражным судом в соот­ветствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан в течение трех суток со дня поступления жа­лобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалобы на постанов­ление о назначении наказания в виде ареста подлежат направ­лению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений: а) об оставлении постановления без из­менений, а жалобы без удовлетворения; б) об изменении поста­новления, если при этом не усиливается административное на­казание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; в) об отмене по­становления и о прекращении производства по делу при нали­чии обстоятельств, исключающих производство по делу либо освобождение от административной ответственности при мало­значительности административного правонарушения; г) об от­мене постановления и о возвращении дела на новое рассмотре­ние субъекта юрисдикции в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона, вле­кущего назначение более строгого административного наказа­ния, если потерпевшим подана жалоба на мягкость применен­ного административного наказания; об отмене постановления и направлении его по подведомственности.

Не вступившие в силу постановления и решения по жа­лобам могут быть опротестованы, а вступившие в силу пересмот­рены по протесту прокурора. Право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление, решение по результа­там рассмотрения жалобы, протеста принадлежит Генеральному прокурору РФ, его заместителям, прокурорам субъектов РФ, их заместителям. Они могут быть пересмотрены Председателем Вер­ховного Суда РФ и его заместителями, председателями судов субъектов РФ и их заместителями, а также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитраж­ным процессуальным законодательством.

§ 8. Исполнение постановлений

Производство по исполнению постановлений регламенти­руется КоАП РФ, который установил наряду с общим специаль­ный порядок производства по исполнению постановлений о кон­кретных видах административных наказаний.

Постановление — индивидуальный правоприменительный акт, который с момента вступления в законную силу подлежит исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Постановление обращается к исполнению вынесшим его субъектом административной юрисдикции, а приводится в ис­полнение уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными за­конами и принимаемыми в соответствии с ними постановлени­ями Правительства РФ.

КоАП РФ предусматривает при осуществлении процедуры исполнения постановлениявозможность отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения его исполнения.