Административное правонарушение.

В законодательстве понятие административного правонару­шения впервые было сформулировано в Основах законодатель­ства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 г. С уточнением оно было воспроизведено в КоАП РСФСР. Соглас­но его ст. 10 административное правонарушение (проступок) — это посягающее на государственный или общественный поря­док, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, винов­ное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступа­ет, если правонарушение по своему характеру не влечет за со­бой в соответствии с действующим законодательством уголов­ной ответственности.

В КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посяга­тельства, во-вторых, применительно к физическим и юридичес­ким лицам, в-третьих, без указания на соотношение админист­ративной и уголовной ответственности. Согласно ст. 2.1 адми­нистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридичес­кого лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена админис­тративная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиоб­щественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуе­мость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков являет­ся понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Он заключа­ет в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Дей­ствие есть активное невыполнение обязанности, законного тре­бования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудни­ка милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (на­пример, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение пра­вил охраны водных объектов).

По своей социальной значимости деяние является антиоб­щественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают за­дачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонаруше­ний. Какое деяние в рамках института административной ответ­ственности является антиобщественным, определяется законода­тельством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административно­го правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, на­рушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей пра­ва. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей пра­ва. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор пере­возки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может об­разовать административного правонарушения и повлечь адми­нистративную ответственность.

Виновность деяния физического лица означает,что оно со­вершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение ко­торых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена ад­министративная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. На­личие вины — обязательный признак административного пра­вонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния ад­министративным правонарушением, в том числе при его фор­мальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также отно­сится к безусловным признакам административного правонару­шения. Им признается только то деяние, за которое законода­тельством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — ос­нование административной ответственности, с другой, такая от­ветственность — признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. По общему правилу административные правонарушения являются формальными, состоят в самом факте противоправного поведения. Но имеют­ся и материальные, влекущие, кроме противоправности, реаль­ные неблагоприятные последствия. В установленных законода­тельством случаях для признания деяния административным пра­вонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствия­ми в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Например, материальные составы образуют правонаруше­ния, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпев­шего (ст. 12.24 КоАП РФ), создание помех в движении транспорт­ных средств (ст. 12.30 КоАП РФ), возникновение пожара без при­чинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий (ст. 20.4 ч. 3 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения следует от­личать от его юридического состава. Понимание этого вопро­са имеет не столько теоретическое, сколько практическое зна­чение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может содержать все признаки админист­ративного правонарушения, но это лицо не подлежит админис­тративной ответственности, ибо в его действии нет состава адми­нистративного правонарушения, так как субъектом его призна­ются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Понимание состава административного правонарушения не­обходимо для отграничения административных правонаруше­ний от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юри­дическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава админис­тративного правонарушения, но его содержанием обосновыва­ются правомерность и сущность такого понятия. Состав адми­нистративного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного пра­вонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулиро­ванные нормами права и охраняемые мерами административ­ной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в по­сягательстве на общественный порядок, но выражаться оно мо­жет в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за деяние адми­нистративной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Как уже отме­чалось, действие или бездействие может посягать на конкрет­ные общественные отношения, урегулированные многими от­раслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонару­шения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, насту­пивших его вредных последствий, совершения противоправно­го деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объек­тивной стороны может включать характер действия или бездей­ствия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия слу­жит непременным условием для признания его объективной сто­роной административного правонарушения. Отсутствие одно­родности исключает возможность такой его характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность слу­жит обстоятельством, отягчающим ответственность за админи­стративное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как еди­ное, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряжен­ное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой администра­тивной ответственности. Длящееся административное правона­рушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение следует от­личать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонару­шений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено нео­днократно.

Субъектами административного правонарушения призна­ются: а) физические лица; б) юридические лица.

Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ и б) ино­странные граждане и лица без гражданства. В составе граждан РФ выделяются весьма разнообразные категории лиц, призна­ваемых субъектами административного правонарушения с уче­том особенностей их правового положения, выполняемых про­фессиональных, социальных функций, состояния здоровья.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, во­дители транспортных средств и др. Так, должностные лица под­лежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполне­нием или ненадлежащим исполнением своих служебных обя­занностей. При этом должностные лица подлежат администра­тивной ответственности не только за собственные действия или бездействие, но и подчиненных работников, нарушающих со­ответствующие правила. За другие административные правона­рушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся лица, которые за администра­тивные правонарушения несут ответственность в основном в со­ответствии с дисциплинарными уставами, специальными поло­жениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях — администра­тивную ответственность на общих основаниях (военнослужа­щие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к сержантам, старшинам, сол­датам и матросам, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа (см. ст. 2.5, 3.5 ч. 6, ст. 3.9 ч. 2). КоАП РФ в общей форме определяет, что административной ответствен­ности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совер­шения административного правонарушения 16-летнего возрас­та (ст. 2.3, 2.8).

В общих положениях КоАП РФ граждане РФ не выделяют­ся в отдельную группу субъектов административной ответствен­ности, но это делается в статьях его Особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного право­нарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и админист­ративного правонарушения. Не всегда субъект административно­го правонарушения подлежит административной ответственно­сти. Например, военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной от­ветственности. Следовательно, круг субъектов административ­ного правонарушения и круг субъектов административной от­ветственности не совпадают.

По КоАП РФ юридические лица подлежат административ­ной ответственности за совершение административных право­нарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъ­ектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установ­ленные данными статьями нормы применяются только к физи­ческому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы отно­сятся и могут быть применены только к физическому лицу (на­пример, самовольное оставление места отбывания администра­тивного ареста и т. п.).

Наложение административного наказания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответствен­ности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностран­ные юридические лица подлежат административной ответствен­ности на общих основаниях за совершенные административные правонарушения: а) на территории РФ; б) континентальном шель­фе; в) в исключительной экономической зоне РФ в случаях, пре­дусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17—8.20, частью 2 ст. 19.4 КоАП РФ. Например, за невыполнение капитаном судна, осуще­ствляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов, предусмотренных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него ис­каженных сведений; невыполнение законных требований долж­ностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об ос­тановке судна и др.

Однако субъектами опреденных административных право­нарушений, как уже отмечалось, признаются только иностран­ные граждане и лица без гражданства, например, нарушений ре­жима пребывания на территории РФ.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния — психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последстви­ям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторож­ности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездей­ствие, в указанных формах, при наличии других признаков со­става правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонару­шения предусмотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Иными словами, это означает также, что вина есть психи­ческое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторож­ности.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или без­действия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рас­считывало на их предотвращение либо не предвидело возмож­ности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обо­значается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений пред­полагает, что оно может быть совершено только в форме умыс­ла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случа­ях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной сторо­ны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не мо­жет быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реали­зуется его уполномоченными должностными лицами (иногда — участниками), а фактическая деятельность осуществляется его работниками, то в конечном счете о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юри­дического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями са­мого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера. Как уже сказано, понятие вины юри­дического лица раскрывается в КоАП РФ (п. 2 ст. 2.1).

Только при наличии состава административного правона­рушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к ад­министративной ответственности. Конкретные виды админис­тративных правонарушений, кроме их общей систематизации в Особенной части КоАП РФ в зависимости от объектов пося­гательства, сфер их совершения, могут группироваться также по характеру диспозиций материальных норм об административ­ных правонарушениях, по их субъектам, видам наказаний за совершение административных правонарушений и другим ос­нованиям.

В зависимости от диспозиций норм, содержащихся в ста­тьях (их частях) особенной части КоАП РФ и законах субъек­тов РФ, устанавливающих ответственность за административ­ные правонарушения, как и в уголовном праве, они подразделя­ются на нормы с а) простой (ст. 5.44, ст. 7.2 п. 1, ст. 11.18, 12.9 п. 1, 13.2 и др.), б) описательной (ст. 8.20, 15.10, 14.9, 14.12, 17.4 и др.), ссылочной (ст. 6.10 п. 2, 8.31 п. 3, 18.1 п. 2 и др.), в) в блан­кетной (ст. 5.27, 11.12, 12.28 и др.) диспозицией. В конкретных статьях могут содержаться различные по характеру диспозиций нормы. Нередко статьи, именуемые как бланкетные, устанавли­вающие ответственность за нарушение правил, порядка, зако­нодательства в действительности содержат нормы с простыми или описательными диспозициями.

Соответствующие бланкетным диспозициям правила, сис­темы норм, за нарушение которых предусматривается админи­стративная ответственность, содержатся как в законах, так и под­законных актах, издаваемых чаще всего во исполнение законов. В законах довольно распространенными являются формулировки с указанием на то, что нарушение влечет, в частности, админи­стративную ответственность в соответствии с действующим за­конодательством.

Хотя ответственность за административные правонаруше­ния устанавливается законом, юридическое содержание ее ос­нований, т. е. административных правонарушений, формулиру­ется также нормативными правовыми актами органов исполни­тельной власти, издаваемыми в соответствии с их компетенцией. Наглядным примером этого могут служить Правила дорожного движения.

По субъектам выделяются правонарушения, субъектами ко­торых признаются: граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.); должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.); юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.); граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.); граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.); должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.); граждане (ст. 19.16, 20.1, 21.5 и др.).

В зависимости от видов наказаний выделяются админист­ративные правонарушения, за которые предусмотрены только основные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22). Основные и дополнительные наказания не предусмотре­ны в качестве альтернативных. Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его при­менение за данное административное правонарушение (ст. 12.5, 18.10 ч. 2, 18.11, 20.8).

Предупреждение обычно устанавливается в качестве основ­ного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных слу­чаях предупреждением не может быть заменен административ­ный штраф.

Административный штраф является универсальным нака­занием, предусмотренным за все административные правона­рушения. В этом качестве он не может быть принят за самосто­ятельный критерий классификации административных право­нарушений.

Административный арест, лишение специальных прав, дис­квалификация, административное приостановление деятельно­сти влекут существенные ограничения прав гражданина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных ад­министративных правонарушений и назначаются судьей1. В тео­рии и на практике при выявлении и сущности квалификации пра­вонарушений часто возникает вопрос о его соотношении с пре­ступлением, дисциплинарным проступком.

В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонару­шения: а) последние являются общественно опасными, но по сво­ему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни административные правонарушения общественно опасны, дру­гие являются вредными, но не общественно опасными.

Основы законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик, а вслед за ними Кодекс РСФСР, Кодекс РФ об администра­тивных правонарушениях не содержат указания на обществен­ную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения ад­министративные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

По существу административные правонарушения, как и пре­ступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют об­щий объект посягательства[124]; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью», в-третьих, обществен­ная опасность проявляется в самой их противоправности; в-чет­вертых, общественная опасность выражается во вредности пра­вонарушений. Поэтому противопоставление общественной опас­ности и вредности является необоснованным. В УК РФ обще­ственная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или го­сударству (см. ст. 14). В-пятых, постоянно идет процесс декри­минализации и криминализации одних и тех же по своему ха­рактеру правонарушений, что подтверждает принципиальную со­циальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не обще­ственно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответствен­ности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень обще­ственной опасности лежит в основе разграничения преступле­ний и административных правонарушений вообще (внешне сход­ных), частично совпадающих преступлений и административ­ных правонарушений в особенности.

Особый вопрос — о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонару­шений.

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и ад­министративном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне соста­вов соответствующих правонарушений. Например, закон опре­деляет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста; административного право­нарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; на­рушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого вреда здоро­вью человека, — преступление. Поэтому для определения харак­тера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодатель­ства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисцип­линарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, государственными, служебными от­ношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязан­ностей одновременно признается административным правона­рушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, слу­жебных функций.

В законодательстве и литературе нередко говорится о нару­шении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т. п. как основаниях ответственности (например, экологичес­кой и т. д.). Однако в подобных случаях допускаются существен­ные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм, регулирующих либо однородные от­ношения, либо в специфической сфере. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, яв­ляющиеся основанием различных видов юридической ответ­ственности, — уголовной, административной, гражданско-пра­вовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть, соответственно, пре­ступными, административными и др. А это означает, что с юри­дической точки зрения нет оснований для выделения экологи­ческой, налоговой и т. д. ответственности.

§ 4. Освобождение от административной ответственности

Основания освобождения от административной ответствен­ности, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на: а) об­щие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.

Общим основанием является малозначительность совер­шенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правона­рушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозна­чительности, хотя очевидно, что характер правонарушения оп­ределяется с учетом всех фактических обстоятельств его совер­шения. В частности, как следует из постановления Высшего Ар­битражного Суда от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об ад­министративных правонарушениях» при малозначительности от­сутствует существенная угроза охраняемым общественным от­ношениям. Не могут свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения обстоятельства, связанные с личностью нарушителя, его имущественным положением, его действиями по устранению последствий правонарушения, воз­мещение причиненного ущерба.

Условиями освобождения от административной ответствен­ности по этой статье являются: а) наличие в действиях (бездейст­вии) нарушителя состава административного правонарушения; б) его малозначительный характер; в) принятие решения об ос­вобождении от административной ответственности судьей, ор­ганом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об административном правонарушении. Объявленное при этом за­мечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия. Ины­ми словами, лицо считается не привлекавшимся к администра­тивной ответственности со всеми вытекающими из этого пра­вовыми последствиями. Оно находится за пределами понятия повторности административного правонарушения и не может учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

К специальным основаниям относится прежде всего воз­раст лица, совершившего административное правонарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобож­дено от административной ответственности с учетом: а) его воз­раста; б) конкретных обстоятельств совершения административ­ного правонарушения; в) данных о лице, совершившем право­нарушение.

Решение об освобождении может быть принято комисси­ей по делам несовершеннолетних и защите их прав с примене­нием к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершенно­летних.

Другие специальные основания освобождения от админи­стративной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотичес­ких средств или психотропных веществ.

Лицо освобождается от административной ответственнос­ти, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а также их аналоги; во-вторых, обратилось в лечебно-профилак­тическое учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача; в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на ме­дицинское и социальное восстановление в лечебно-профилакти­ческое учреждение.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ администра­тивное правонарушение, разрешается в соответствии с норма­ми международного права.

Основания освобождения от административной ответствен­ности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих не­правомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является админи­стративным правонарушением причинение лицом вреда охра­няемым законом интересам в состоянии крайней необходимо­сти, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожаю­щей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотв­ращенный вред.

§ 5. Ограничение административной ответственности

Оно может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений на­казаний либо оснований для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом данного адми­нистративного правонарушения, но к нему не может быть при­менено любое наказание из предусмотренных за данное право­нарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для ко­торых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, воз­мездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения спе­циальных прав (ст. 3.6, 3.7, 3.8).

Как отмечено, согласно КоАП РФ военнослужащие и при­званные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соот­ветствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соот­ветствии с нормативными правовыми актами, регламентирую­щими порядок прохождения службы в указанных органах. За определенные правонарушения (правил дорожного движения, та­моженных правил, пограничного режима и др.) лица, на кото­рых распространяется действие уставов или специальных поло­жений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного арес­та, а к сержантам, старшинам, матросам, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Другие лица, на которых распространяется действие дисцип­линарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за соверше­ние административных правонарушений при исполнении слу­жебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных — административную ответственность на общих ос­нованиях.

§ 6. Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — установленная государ­ством мера ответственности за совершение административно­го правонарушения. Применяется в целях предупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью уни­жение человеческого достоинства физического лица, совершив­шего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репу­тации юридического лица.

Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.

Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет час­то общность оснований применения (административное право­нарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.

Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к от­ветственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать при­менению административных наказаний и не влияют на их вы­бор органом, судьей, должностным лицом, решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры администра­тивного пресечения могут предшествовать применению уголов­но-процессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на право­нарушителя. Некоторые административные взыскания сочета­ют в себе одновременно и моральное осуждение, и материаль­ное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (на­пример, административный арест, лишение специальных прав и др.).

Административные наказания образуют стройную систе­му, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

а) предупреждение;

б) административный штраф;

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

г) конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения;

д) лишение специального права, предоставленного физичес­кому лицу;

е) административный арест;

ж) административное выдворение из пределов РФ иностран­ного гражданина и лица без гражданства;

з) дисквалификация;

и) административное приостановление деятельности.

В отношении юридических лиц могут применяться предуп­реждение, административный штраф, возмездное изъятие, кон­фискация, административное приостановление деятельности.

Административные наказания, кроме предупреждения, ад­министративного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ.

КоАП РФ подразделяет административные наказания на ос­новные и основные и дополнительные.

В качестве только основных административных наказаний устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, ад­министративный штраф, лишение специального права, предос­тавленного физическому лицу, административный арест, диск­валификация, административное приостановление деятельнос­ти, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пре­делы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение — мера административного наказания. Она выражается в официальном порицании физического или юридического лица; выносится в письменной форме. Устное пре­дупреждение не является административным наказанием. Пре­дупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные на­казания, в частности, оно может иметь значение для определе­ния правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

Следует также учитывать, чтов форме предупреждения мо­гут устанавливаться меры административного пресечения. В

каких случаях оно является административным наказанием, ус­танавливается КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматри­вающими административную ответственность за те или иные правонарушения.

Административный штраф — денежное взыскание, выра­жающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пять тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного мил­лиона рублей. Он не может быть менее ста рублей.

Административный штраф за определенные материальные (неформальные) административные правонарушения может выражаться в величине, кратной стоимости, сумме, выручки, т.е. в зависимости от характера административных правонарушений, выраженных в денежной (стоимостной) форме.

Предусмотрены две разновидности исчисляемого таким образом штрафа: он не может превышать: а) трехкратный раз­мер стоимости предмета административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денеж­ных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бу­маг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установ­ленного требования о резервировании, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в упол­номоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвра­щенных в установленный срок в Российскую Федерацию; б) одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правона­рушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календар­ный год, предшествующий году, в котором было выявлено ад­министративное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календар­ного года, в котором было выявлено административное право­нарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем кален­дарном году.

Штраф за мелкое хищение не может превышать пятикрат­ный размер похищенного имущества. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и мат­росам, проходящим службу по призыву, а также к курсантам во­енных образовательных учреждений профессионального обра­зования до заключения с ними контракта о прохождении воен­ной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения состоит в их принудитель­ном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реа­лизацию изъятого предмета.

КоАП РФ установил возмездное изъятие в качестве един­ственного, т. е. безальтернативного другим дополнительным, на­казания за нарушение правил: хранения, ношения или уничто­жения оружия и боеприпасов; коллекционирования или экспо­нирования оружия и патронов к нему (ст. 20.8); перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему; использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12). В этих случаях примене­ние возмездного изъятия не является обязательным, а правом субъекта, рассматривающим дело о соответствующем админист­ративном правонарушении. КоАП РФ пока не предусмотрел слу­чаи применения данной меры в качестве основного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения состоит в принудительном безвоз­мездном обращении в федеральную собственность или в соб­ственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения, причем в качестве меры, которая а) может при­меняться в качестве меры дополнительного наказания по усмот­рению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении; б) подлежит обязательному применению (ст. 13.10; 13.15; 14.10; 14.16 и др.); в) в качестве ос­новного административного наказания, альтернативного адми­нистративному штрафу и конфискации как дополнительного на­казания. Например, недекларирование либо недостоверное дек­ларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транс­портных средств, явившихся предметами административного пра­вонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфис­кацию предметов административного правонарушения (ст. 16.1, 16.2).

Не является конфискацией изъятие из незаконного владе­ния лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правона­рушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятые из оборо­та либо находившиеся в противоправном владении лица, совер­шившего административное правонарушение; по иным причи­нам и на этом основании подлежащих обращению в собствен­ность государства или уничтожению (ст. 3.7).

Следует иметь в виду, что конфискуются именно орудие со­вершения и предмет административного правонарушения, а не имущество вообще, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

Возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий и средств охоты и ры­боловства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, не предусматривает возможность применения данных мер в качестве альтернатив­ных, т. е. взаимозаменяемых, дополнительных административ­ных наказаний.

Лишение специального права, ранее предоставленного фи­зическому лицу, применяется за совершение административного правонарушения. Данная мера устанавливается за грубое или си­стематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Срок лишения таких прав не может быть менее одного месяца и более трех лет. Сроки лишения специальных прав предусмат­риваются статьями Особенной части, устанавливающими ответ­ственность за соответствующие конкретные правонарушения (см. ст. 11.5; 11.9; 11.17; 12.8; 12.9; 12.15; 12.26; 12.27).

Лишение специального права в виде: а) права управления транспортным средством не может применяться к лицу, кото­рое пользуется транспортным средством в связи с инвалиднос­тью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.6, ч. 2 ст. 12.27 случаев управления транспортным средством в со­стоянии опьянения, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происше­ствия, участником которого оно является[125]; б) права охоты не мо­жет применяться к лицам, для которых охота является основ­ным законным источником средств к существованию.

Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях. Он заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества. По общему прави­лу, устанавливается на срок до 15 суток, а до 30 суток — лишь за нарушение требований режима в зоне проведения контртерро­ристической операции. Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ли­цам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест предусматривается в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. В соот­ветствии с КоАП РФ он может применяться за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужа­щего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной систе­мы (ст. 19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест от­бывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблю­дением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24); мелкое хули­ганство (ст. 20.1); демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); блокирование транспортных коммуника­ций (ст. 20.18); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25).

Административное выдворение за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства заключается в при­нудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом са­мостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без граждан­ства из РФ. Выдворение за пределы РФ как мера административ­ного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без граждан­ства административного правонарушения при въезде в РФ — со­ответствующим должностным лицом. Строго говоря, выдворе­ние является мерой административного принуждения, близкой по своей природе к мерам административного пресечения, но не к административным наказаниям. Ибо данная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызываемых применением ад­министративных наказаний. Ее применение регламентируется не общими, а специальными нормативными правовыми актами.

Административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации не может применяться к военнослужащим — иностран­ным гражданам.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном орга­не управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую де­ятельность по управлению юридическим лицом, а также управ­лять юридическим лицом в других случаях, предусмотренных за­конодательством РФ. Данная мера может быть применена к ли­цам, осуществляемым организационно-распорядительные или ад­министративно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществля­ющим предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести меся­цев до трех лет. КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде от одного года до трех лет (ст. 5.27); ненадлежащее управление юридическим лицом — до трех лет (ст. 14.21); фиктивное или преднамеренное банкротст­во — до трех лет (ст. 14.12); неправомерные действия при банк­ротстве — до трех лет (ст. 14.14); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц — до трех лет, если такое действие не содержит признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 14.25).

Административное приостановление деятельности — вре­менное прекращение деятельности лиц, осуществляющих пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, осуществления отдельных ви­дов деятельности работ. Основаниями его применения являются: а) угроза жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Его цель в этих слу­чаях предотвратить наступление указанных последствий; б) либо в случае совершения административного правонарушения в об­ласти оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем; финансирования терро­ризма; установления в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и ино­странных организаций ограничений на осуществление отдель­ных видов деятельности; правил привлечения иностранных граж­дан и лиц без гражданства к трудовой деятельности на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), а также в градос­троительной деятельности.

Административное приостановление деятельности предус­мотрено за разнородные административные правонарушения, имея в конечном счете целью соответственно охрану здоровья и жизни граждан, обеспечение общественных и государствен­ных интересов. Оно устанавливается на девяносто суток (ми­нимальный срок законом не определен), назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ при условии, если менее строгий вид административного наказания не сможет обес­печить достижение цели административного наказания. Оно предусмотрено за административные правонарушения: наруше­ния законодательства о труде и охране труда (глава 5 ст. 5.27); посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благо­получие населения (глава 6 ст. 6.3 — 6.6, 6.15); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 ст. 8.2, 8.3, 8.6, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.31); в промышленности, стро­ительстве и энергетике (глава 9 ст. 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.9, 9.11); в сель­ском хозяйстве, ветеринарии (глава 10 ст. 10.3, 10.6, 10.8); в обла­сти связи и информации (глава 13 ст. 13.4, 13.7; 13.12); в области предпринимательской деятельности ( глава 14 ст. 14.1, 14.4); в об­ласти привлечения иностранных граждан к трудовой деятельно­сти (глава 18 ст. 18.15—18.17); против порядка управления (глава 19 ст. 20); в сфере пожарной безопасности (глава 20 ст. 20.4). Дан­ное наказание может применяться также за административные правонарушения в области оборота наркотических, психотроп­ных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма.

Судья на основании ходатайства индивидуального предпри­нимателя или юридического лица досрочно прекращает испол­нение данного административного наказания, если будет уста­новлено, что устранены обстоятельства, послужившие основа­нием для его назначения.

Административные наказания в виде возмездного изъятия, конфискации, лишения специального права, административно­го выдворения, дисквалификации, административное приоста­новление деятельности могут назначаться только судьей.

§ 7. Наложение административного наказания


Этому вопросу посвящена отдельная глава 4 КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, од­нако, производства по делам об административных правонару­шениях.

Прежде всего сформулированы общие правила наложения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначении наказаний за любое административное право­нарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний. Наказание назна­чается в пределах, установленных законом, предусматриваю­щим ответственность за совершенное правонарушение, в соот­ветствии с КоАП РФ.

Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности и совершившему админи­стративное правонарушение. Ему возможно назначение нака­зания в пределах санкции, предусмотренной за данное право­нарушение. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.

Наказания физическому лицу за административные право­нарушения должны назначаться с учетом характера совершен­ного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правона­рушений и состояния борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоп­риятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специ­альных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.

При выявлении и фиксировании административного пра­вонарушения в области дорожного движения с помощью тех­нических средств административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере, наименьшем в пре­делах санкции применяемой статьи КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридичес­кому лицу должны учитываться характер совершенного им ад­министративного правонарушения, его имущественное и финан­совое положение.

При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие адми­нистративную ответственность.

В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответ­ственность, признаются: раскаяние лица, совершившего адми­нистративное правонарушение; предотвращение им последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устра­нение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тя­желых личных или семейных обстоятельств; б) несовершенно­летним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ма­лолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являют­ся: продолжение противоправного поведения, несмотря на тре­бование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за ко­торое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административ­ного правонарушения; совершение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвы­чайных обстоятельствах; в) в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающее наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не при­знать данное обстоятельство отягчающим.

При этомперечень обстоятельств, смягчающих ответствен­ность,является открытым в том смысле, что орган (должност­ное лицо), решающий дело,может признать смягчающими об­стоятельства, не указанные в законодательстве.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, яв­ляется исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отяг­чающим ответственность. При этом учитывается характер со­вершенного правонарушения.

Однако данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие, если они предусмотрены в качестве квалифициру­ющего признака административного правонарушения соответ­ствующими нормами об административной ответственности за его совершение.

Непременным условием законности привлечения к адми­нистративной ответственности является строгое соблюдение пра-

вила, согласно которомуза одно и то же административное пра­вонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначе­но одно основное либоосновное и дополнительное наказания,

предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не пре­пятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нор­мативными правовыми актами.

Назначение административного наказания не освобожда­ет лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.

Порядок назначения административных наказаний разли­чается также в зависимости от того, совершено ли лицом а) не­сколько административных правонарушений либо б) одно дей­ствие (бездействие), содержащее составы административных пра­вонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей). В первом случае админист­ративное наказание назначается за каждое совершенное правона­рушение; во втором, при условии подведомственности рассматри­ваемого дела одному и тому же судье, органу, должностному лицу, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. Лишь в этом случае административное наказание назначается: а) в пре­делах санкции, не предусматривающей назначение наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций пре­дусматривается назначение административного наказания в ви­де предупреждения; б) в пределах санкции, при применении ко­торой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями пре­дусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При этом могут быть назначены до­полнительные наказания, предусмотренные каждой из соответ­ствующих санкций.

В целях повышения эффективности административных на­казаний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.

Давность привлечения к административной ответственно­стиопределяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об админист­ративных правонарушениях. Их продолжительность установлена в зависимости от особенностей, характера административных правонарушений, наказаний за их совершение, способов опре­деления начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специальные сроки давности привлечения к административной ответственности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административ­ного правонарушения. По истечении этого срока постановле­ние по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

Специальные сроки более длительны по сравнению с об­щим и установлены прежде всего применительно к админист­ративным правонарушениям, имеющим особый характер, неред­ко сложный фактический состав, установление которого требует в том числе и значительного времени. Давность в один год уста­новлена для привлечения к ответственности за нарушение за­конодательства РФ о внутренних морских водах, территориаль­ном мореконтинентальном шельфе, об исключительной эконо­мической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружа­ющей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе.

При длящемся административном правонарушении выше­указанныесроки начинают исчисляться со дня обнаруженияадминистративного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в воз­буждении уголовного дела или его прекращении.

Административное наказание в виде дисквалификации мо­жет быть назначено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся админи­стративном правонарушении — одного года со дня его обнару­жения.

КоАП РФ предусмотрел возможность приостановления сро­ка давности привлечения к административной ответственности в случае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответствен­ности о рассмотрении дела по его месту жительства. Срок при­останавливается с момента удовлетворения ходатайства до мо­мента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причинен­ного административным правонарушением, решается судьей од­новременно с назначением административного наказания (при отсутствии спора), а в остальных случаях — в порядке граждан­ского судопроизводства. Следовательно, возмещение имуще­ственного ущерба в административном порядке не допускается.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного ад­министративным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

§ 8. Административная ответственность юридического лица

Проблема административной ответственности организаций до принятия КоАП РФ не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения.

В правовых актах термин «административная ответствен­ность» организаций почти не применялся. Чаще говорилось об их ответственности в административном порядке, но это не одно и то же. Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем в Законе РСФСР «Об административной ответственности пред­приятий, учреждений, организаций и объединений за админи­стративные правонарушения в области строительства»[126] прямо указывается на административную ответственность коллектив­ных образований.

В предшествующие годы коллективные субъекты админи­стративной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. «О дальнейшем огра­ничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном поряд­ке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должностных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление право­порядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и орга­низации. Практика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других конкретных виновни­ков, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.

Однако, во-первых, к юридическим лицам продолжали при­меняться административные штрафы за отдельные правонару­шения (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во- вторых, их административная ответственность не сводится только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил осно­ванием для того, чтобы не признавать юридическое лицо субъек­том административной ответственности.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйству­ющих субъектов различных организационно-правовых форм за­кономерно возродили административную ответственность юри­дических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконивали возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Тем не менее законодательство об административной ответ­ственности юридических лиц не представляло собой систему, сло­жившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действо­вали пока отдельные акты либо их нормы, содержавшиеся в раз­ных законах.

Но субъектами многих видов административных правона­рушений признавались уже только юридические лица, исключая их должностных лиц, например, загрязнения земель химичес­кими и радиоактивными веществами и других нарушений зе­мельного законодательства, правонарушений в области строи­тельства.