Поступление на государственную гражданскую службу
Поступление на гражданскую службу регламентируется Конституцией РФ (п. 4 ст. 32), ФЗ о системе государственной службы, о гражданской службе, Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112).
Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется двумя способами[72]: по результатам конкурса и минуя эту процедуру, т.е. по назначению. ФЗ о гражданской службе устанавливает: 1) конкурс не проводится: а) при назначении на определенный срок полномочий должности гражданской категории «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ; при заключении срочного договора; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, когда гражданскому служащему по состоянию его здоровья предоставляется иная должность; сокращения должностей гражданской службы, реорганизации и ликвидации государственного органа (часть 2 ст. 28, части 1, 2, 3 ст. 31 ФЗ о гражданской службе); при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться на отдельные гражданские должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну (по перечню, утвержденному Президентом РФ), по решению представителя нанимателя — при назначении на младшие должности гражданской службы.
Конкурс в государственном органе объявляется представителем нанимателя при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии с законодательством может быть произведено на конкурсной основе.
Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным законодательством РФ о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.
Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. При проведении конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании документов об образовании, гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, не противоречащих нормативным правовым актам РФ (индивидуальное собеседование, анкетирование, написание реферата и др.).
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата — победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса[73].
В допуске к участию в конкурсе может быть отказано в связи с несоответствием претендента квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождением.
Конкурс проводится конкурсной комиссией, образуемой соответствующим государственным органом в составе, определенном законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ о гражданской службе под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы, а также соглашение между представителем нанимателя и указанным гражданином или гражданским служащим, являющимися сторонами служебного контракта о замещении должности гражданской службы.
Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Обязанность нанимателя — предоставить гражданину возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить ему или служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы и обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение этой должности в соответствии с нормативными актами о гражданской службе; своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание.
Обязанность другой стороны (гражданина, служащего) — исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать установленные в государственном органе правила служебного распорядка.
Содержание служебного контракта составляет существенные и другие условия. К существенным относятся условия, наличие которых является обязательным для признания служебного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения.
Существенными условиями являются наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дата начала исполнения должностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент: права и обязанности представителя нанимателя и др. (см. ст. 24).
Помимо существенных в служебном контракте могут быть предусмотрены и другие условия: испытание при поступлении их на гражданскую службу; неразглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, и пр. Среди других могут быть и условия, выражающие интересы гражданского служащего.
Может заключаться служебный контракт на неопределенный срок, срочный служебный контракт. Контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен законом. В ФЗ о гражданской службе дан открытый перечень случаев, когда заключаются срочные служебные контракты.
В период действия служебного контракта его условия могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Это относится к случаям перевода гражданского служащего на новую должность гражданской службы; изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности; перевода гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы; реорганизации и ликвидации государственного органа; сокращения должностей гражданской службы.
Служебный контракт прекращается по основаниям, в порядке и с последствиями, установленными ФЗ о гражданской службе и иными федеральными законами. В принципе основания и порядок прекращения служебного контракта аналогичны тем, которые установлены Трудовым кодексом в отношении трудового договора. Но учтены также особые требования к гражданской службе и гражданским служащим. Например, служебный контракт может быть расторгнут в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации, приобретением гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Прекращение служебных контрактов, освобождение от занимаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляется правовым актом государственного органа.
§ 6. Прохождение гражданской службы
ФЗ о гражданской службе введен должностной регламент, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего. Регламент введен в целях повышения ответственности гражданского служащего за неисполнение его должностных обязанностей. Установлено, что должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Легального определения понятия последнего еще не дано, но можно утверждать, что речь идет о содержании и порядке осуществления компетенции государственным органом. Косвенное указание на этот счет имеется о самом ФЗ о гражданской службе. К числу требований к поведению гражданского служащего относится, например, осуществление профессиональной служебной деятельности в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа. В то же время термин «регламент» означает правила регулирования какой-либо деятельности.
В смысловом отношении содержание должностного регламента, раскрываемого в Законе, повторяет содержание его статей, относящихся к правам гражданского служащего. Учитывая значимость должностного регламента о регулировании гражданского служащего о прохождении гражданской службы, обозначим его основные правовые позиции. Он (регламент) включает:
а) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или статусу (опыту) работы по специальности;
б) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
в) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проекта нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
г) сроки и процедура подготовки, рассмотрения проекта управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
д) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданским служащим того или иного государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;
е) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с регламентом государственного органа;
ж) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Исполнение должностного регламента учитывается, во-первых, при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, во-вторых, при включении гражданского служащего в кадровый резерв либо поощрении гражданского служащего.
Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.
Аттестация гражданских служащих, за известными исключениями, замещающих должности гражданской службы в государственных органах, предусмотрена ФЗ о гражданской службе. Данным Законом, а также утвержденным в соответствии с ним Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110
Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации определены цели аттестации, ее организация и порядок проведения.
Аттестация имеет целью определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Ее назначение не только в том, чтобы способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, но и решению вопросов, связанных с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
В ФЗ о гражданской службе выделяются гражданские служащие, аттестация которых не может обеспечить достижения ее цели, следовательно, практически нецелесообразна.
Не подлежат аттестации гражданские служащие: а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; б) достигшие возраста 60 лет; в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска; д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация, т. е. до истечения трех лет после проведения предыдущей, может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после принятия в установленном порядке решения: о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Аттестация проводится аттестационной комиссией. Порядок формирования комиссии, ее состав, проведение аттестации в наиболее существенных вопросах регламентируются ФЗ о гражданской службе и упомянутым Положением об аттестации.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
Весьма действенными факторами стимулирования деятельности гражданского служащего являются требования закона о необходимости учета при аттестации результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональных знаний и опыта работы гражданского служащего, соблюдения гражданским служащим ограничений, отсутствия нарушений запретов, выполнения требований к служебному поведению и обязательств. При аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, учитываются также его организаторские способности.
По результатам аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется включению в установленном порядке в резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
По результатам аттестации в течение одного месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
в) понижается в должности гражданской службы.
Отказ гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы является основанием для освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения его с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя. Важным последствием внеочередной аттестации гражданского служащего может быть то, что по ее результатам гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть представлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Во время прохождения гражданской службы гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», сдают квалификационный экзамен. В случаях, установленных Президентом РФ, его сдают также гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категории «руководители».
Квалификационный экзамен. Его цель и порядок сдачи предусмотрены ФЗ о гражданской службе и утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).
Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения полномочий: а) должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»: б) должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы; в) должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе, но только по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ.
Квалификационный экзамен проводится: а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы; б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой гражданской должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему; в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий. Квалификационный экзамен по инициативе представителя нанимателя может проводиться по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
Квалификационный экзамен по инициативе гражданского служащего признается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после подачи гражданских служащим письменного заявления о присвоении классного чина.
Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией. Данная комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов государственных служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссия выносит одно из следующих решений: а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
По результатам квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о гражданской службе.
§ 7. Стимулы гражданской службы
Стимулы в данном случае — побудительные причины, мотивы высокоэффективного выполнения гражданским служащим взятых на себя обязательств по прохождению гражданской службы. Систему таких стимулов образуют:
а) оплата труда;
б) государственные гарантии на гражданской службе;
в) поощрения и награждения;
г) меры правовой ответственности.
Оплата труда производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы.
Гарантии. Они установлены для обеспечения мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных ФЗ о гражданской службе и другими федеральными законами. Эти гарантии делятся на основные и дополнительные. Обобщенно эти гарантии касаются высокого уровня материального обеспечения (включая своевременное и в полном объеме получение денежного содержания); условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; отдыха, медицинского обслуживания, медицинского страхования; выплат по обязательному страхованию; возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом гражданского служащего и членов его семьи; защиты гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом; государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих и их семей.
Гражданским служащим предоставляются также иные гарантии, установленные Федеральным законом.
К числу дополнительных гарантий относятся право на профессиональную подготовку, транспортное обеспечение в связи с исполнением должностных обязанностей, замещением иной должности при реорганизации или ликвидации государственного органа, единовременную субсидию на приобретение жилой площади и др.
Меры поощрения и награды выражают высокую оценку эффективной деятельности гражданских служащих. ФЗ о гражданской службе к мерам поощрения относит объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные поощрения и награждения государственного органа; поощрения Правительства РФ и Президента РФ; присвоение почетных званий.
С точки зрения субъектов и форм их применения они могут быть разделены на две группы.
К первой относятся объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Меры поощрения и награждения этой группы применяются по решению представителя нанимателя. При этом выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, за исключением случая выхода на пенсию, производится в порядке и размере, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
Решение о поощрении или награждении гражданских служащих, в том числе уходящих на государственную пенсию, оформляется актом (постановлением, распоряжением, приказом) государственного органа.
Ко второй группе относятся поощрения Правительства РФ; поощрения Президента РФ; награждения орденами и медалями Российской Федерации.
Решение о поощрении или награждении принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством РФ. В этих случаях единовременное поощрение производится в порядке и случаях, установленных законодательством РФ. Многие связанные с этим процедурные вопросы регламентируются ведомственными актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Закону решение о поощрении или награждении оформляется нормативными правовыми актами РФ (данное положение Закона, как представляется, явилось следствием недоразумения. Такие вопросы решаются индивидуальными правовыми актами, актами применения норм права). О поощрении или награждении вносится запись в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.
Законодательством субъекта РФ устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданского служащего с учетом положений ФЗ о государственной службе.
Обращает внимание то, что ФЗ о гражданской службе вводит некоторые понятия, не раскрывая их содержание. Прежде всего, это касается «поощрения» и «награждения».
В филологическом смысле они совпадают. Поощрение толкуется как награда. Следовательно, в широком значении слова награждение есть поощрение. Но в Законе сделан акцент на единовременном поощрении. По смыслу Закона его суть сводится к выплате определенной денежной суммы, ибо оно не включает даже вручение «ценного подарка» (см. п. 2 ст. 55 ФЗ о гражданской службе), то есть какой-либо другой, кроме денежной, материальной выгоды. Разумеется, что предположения по этому поводу не внесут должной определенности. Но надо учитывать то, что единовременное поощрение возможно и при выходе на государственную пенсию. Кроме того, термин «выплата» единовременного поощрения указывает на его денежный характер.
Рассматривая награждение в качестве поощрения, следует отметить свойственные ему особенности: оно выражается в определенных символах, знаках, орденах и т. п.; не является единовременным; возможно лишение его, но по основаниям и в порядке, установленных законодательством.
Основания, порядок, полномочия органов (должностных лиц) по применению награждения обстоятельно регламентируются специальными нормативными правовыми актами.
§ 8. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
ФЗ о гражданской службе, признавая основанием дисциплинарной ответственности гражданских служащих дисциплинарный проступок, трактует его как неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Следовательно, для квалификации действия (бездействия) гражданского служащего как дисциплинарного проступка необходимо установить содержание (круг) его должностных обязанностей. Подход к его толкованию может быть двояким: либо ими признать все обязанности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая и соблюдение ограничений, запретов и др.), либо лишь те, которые определяются профилем его сугубо служебных функций и полномочий, для осуществления которых учреждена замещаемая должность. Правовой статус гражданского служащего, так как он установлен Законом, предполагает широкое понимание его должностных обязанностей. Во всяком случае, не вызывает сомнений то, что они не сводятся к основным обязанностям, перечень которых дан в ст. 15 упомянутого Закона. Кстати сказать, к ним отнесена обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами. Гражданский служащий должен оберегать свой авторитет. Он обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным за дисциплинарные проступки, относятся замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы за определенные, прямо предусмотренные в Законе правонарушения.
В зависимости от последствий дисциплинарные проступки гражданских служащих могут быть как формальными, так и материальными. Примерами материальных проступков являются совершение по месту службы хищения, в том числе мелкого, чужого имущества, умышленное уничтожение или повреждение такого имущества; нарушения требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), повлекшие тяжкие последствия, и др.
Установлена повышенная дисциплинарная ответственность за определенные материальные дисциплинарные проступки гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители». Они могут быть уволены с гражданской службы за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; за однократное грубое нарушение своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
В случаях, установленных Законом, к гражданским служащим может применяться и такая мера дисциплинарного воздействия, как отстранение от должности (от исполнения должностных обязанностей), которая по своей природе не является мерой ответственности.
ГЛАВА 10 Основы правоохранительной службы
§ 1. О правовых основах правоохранительной службы[74]
Правоохранительная служба формируется, а ее деятельность непосредственно регулируется централизованно, основанными на Конституции РФ правовыми актами, главным образом федеральными законами, указами Президента РФ и Правительства РФ. Правовую основу составляет характерная для данной разновидности правоохранительной службы система правовых актов, различных как по юридической силе, так и назначению. Так, специальные Положения, утвержденные Президентом РФ, посвящены службе в органах внутренних дел, органах наркоконтроля. В систему правовых актов о службе в таможенных органах входят, прежде всего, Таможенный кодекс РФ и ФЗ «О службе в таможенных органах». Именно на основании и во исполнение этих актов федеральные органы исполнительной власти, на которых возложено непосредственное руководство профильными видами[75] правоохранительной службы, осуществляют нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах. Необходимость в этом диктуется существенными, порой их принципиальными особенностями, проистекающими из специфики порученных им сфер. Открытые перечни вопросов, по которым они осуществляют правотворческую деятельность, даются в положениях о них. При этом федеральные службы могут осуществлять нормативно-правовое регулирование лишь в случаях, предусмотренных указами Президента РФ и Правительства РФ.
Специальными законами, регламентирующими правоохранительную службу в настоящее время, являются ФЗ «О системе государственной службы РФ», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (действ. в ред. Указа Президента от 24 декабря 1993 г. № 228, ФЗ от 30 июля 2002 г. № 78-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также внесенными в него изм.), ФЗ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» с изм. и доп.), Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.
Федеральными правоохранительными органами утверждены инструкции, конкретизирующие процедуры приема граждан на службу, назначения на должности и освобождения от должности, заключения контракта и прекращения его действия, присвоения специальных званий и решения иных вопросов соответствующего вида правоохранительной службы[76].
Необходимо иметь в виду, что нередко должностные обязанности по тем или иным видам должностей правоохранительной службы устанавливаются актами Президента РФ и Правительства РФ, но чаще и детальнее — инструкциями и другими ведомственными нормативными правовыми актами.
В регулировании отношений в сфере правоохранительной службы важное место принадлежит нормативным правовым актам о дисциплине (как правило, уставы). В них определяются ее содержание, нередко и правила служебных взаимоотношений, стимулы добросовестного исполнения обязанностей как в виде поощрений, так и ответственности.
Современное состояние правового обеспечения правоохранительной службы имеет значительные резервы для его существенного изменения. Сейчас обособленно и множеством правовых актов регулируется служба в правоохранительных органах отдельных видов (внутренних дел, таможенных и др.). Эти акты, с одной стороны, регулируют с разной полнотой одни и те же вопросы, с другой — содержат много одинаковых норм. Кроме того, многие важные общие вопросы правоохранительной службы в соответствующих органах регулируются ведомственными нормативными правовыми актами.
ФЗ о системе государственной службы предусмотрел издание специального ФЗ «О правоохранительной службе РФ» как самостоятельном виде государственной службы. Известно, что его проект обсужден в первом чтении на заседании Государственной Думы.
Конечно, проект предполагает возможность внесения в закон поправок. При всем этом представляет интерес стержневая идеология проекта рассматриваемого закона. Ознакомление с ней представляется полезной независимо от юридической судьбы данного проекта закона (далее — ФЗ о правоохранительной службе).
Закон имеет целью установить правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной службы; он определит принципы организации и функционирования правоохранительной службы РФ, правовые положения государственного служащего правоохранительной службы и гарантии его прав; будет регулировать отношения, возникающие при поступлении на правоохранительную службу, ее прохождение и прекращение.
Основное содержание закона, составляющее существо правоохранительной службы, охватывается многими его позициями. Некоторые из них освещаются ниже. Для закона характерно то, что он сохраняет концептуальную преемственность в организации и правовом обеспечении правоохранительной службы, а также содержит немало новелл.
§ 2. Понятие и принципы правоохранительной службы
Действующие нормативные правовые акты о видах правоохранительной службы, изданные в разное время, с внесенными впоследствии в них изменениями и дополнениями, во многом унифицированы, но сохраняют известные неоправданные различия. Они проявляются в полноте регулирования, принципах правоохранительной службы, ее прохождении и т. д. и не обусловлены необходимостью учета особенностей того или иного вида правоохранительной службы.
Так, в Положении о службе в органах внутренних дел РФ не дано понятие правоохранительной службы в этих органах; служба в таможенных органах в законе определяется как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации; под правоохранительной службой в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Положении о ней, понимается вид государственной службы граждан РФ, замещающих должности правоохранительной службы в Государственном комитете РФ (ныне Федеральная служба. — Прим. автора) по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госконтроль России) и его территориальных органах.
Общее понятие правоохранительной службы впервые дано в ФЗ о системе государственной службы, согласно которому правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в федеральных государственных органах, в службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Концептуально данное понятие воспринято и ФЗ о правоохранительной службе. Но с обоснованными редакционными уточнениями, не лишенными смыслового значения. По ФЗ о правоохранительной службе специальное звание и классный чин присваиваются не гражданину, а государственному служащему правоохранительной службы, т. е. гражданину, но уже замещающему должность, следовательно, имеющему самостоятельный специальный, в частности, административно-правовой, статус. Вне этого статуса гражданину не могут быть присвоены соответствующее персональное звание и классный чин. Иное дело, что такой статус и присвоение специального звания и классного чина могут быть оформлены одним и тем же актом.
Упомянутым Законом введено также обобщенное условное понятие государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба. Им охватываются также службы, учреждения, которые по своей сути не являются государственными органами.
Правоохранительная служба отличается от гражданской службы по многим их конструктивным элементам. Но первое, что важно подчеркнуть, это то, что правоохранительная является лишь федеральной службой и осуществляется на должностях не только в государственных органах (как это имеет место в гражданской службе), но и в других структурах правоохранительной системы. Применительно к правоохранительной службе всю их совокупность условно принято называть государственными органами, если нет необходимости выделить какие- либо особенности служб и учреждений.
Перечень государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанавливается Президентом РФ. Однако пока вопрос об организационной системе правоохранительной службы в целом остается проблемным. В принципе входящие в нее государственные органы можно подразделить на две группы:
а) органы, специально созданные для осуществления задач правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, гос- наркоконтроля, финансового мониторинга, прокуратуры);
б) органы, правоохранительная деятельность которых составляет лишь одну из их функций.
Она не представляет основного назначения соответствующих органов, но органично связана с ним и может занимать значительный удельный вес в их деятельности (Минюста России, МЧС России, Федеральной таможенной службы).
Принципы правоохранительной службы. Напомним, что в отношении данной службы действуют общие принципы государственной службы, предусмотренные ФЗ о системе государственной службы. Однако особенности их реализации в правоохранительной службе и дополнительные принципы, выражающие ее особенности, в общедоступных нормативных правовых актах о ней не установлены. Ситуацию в целом не меняет тот факт, что в Положении о правоохранительной службе в органах внутренних дел им специально посвящена ст. 2. Здесь говорится, что служба в указанных органах «строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижение по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации». Очевидно, что принцип подконтрольности сотрудников в его данной редакции не созвучен с конституционным принципом разделения осуществления государственной власти. Что касается других принципов, то они должны быть признаны, их соблюдение является необходимым условием нормальной работы органов внутренних дел. Хотя ясно, что их перечень может быть дополнен принципами равного доступа граждан РФ к правоохранительной службе, единства правовых и организационных основ правоохранительной службы.
Регулирование данных принципов ФЗ о правоохранительной службе нельзя не признать оригинальным и, как представляется, весьма конструктивным. Установлено, что данная служба осуществляется в соответствии с принципами построения и функционирования системы государственной службы РФ, а также характерными для данной службы. К последним отнесены: обязательность соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; достижение целей правоохранительной службы законными средствами и методами; руководство при реализации государственно-властных полномочий исключительно служебными интересами; единство правоохранительной службы в правоохранительных органах; единоначалие и субординация (подчиненность) на правоохранительной службе; государственная защита служащего; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к правоохранительной службе; последовательность прохождения правоохранительной службы, присвоения специальных званий и классных чинов; соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего.
По смыслу многие из этих принципов могут быть адаптированы и в других видах государственной службы. В данном случае их адаптация к правоохранительной службе является оправданной. И оригинальность не в этом, а в том, что закон одновременно обрисовал условия реализации принципов правоохранительной службы, фактически адресуя их главным образом служащему, его правовому положению. Например, служащий в своей деятельности руководствуется законодательством РФ; никто, кроме лиц, уполномоченных федеральным законом, не может вмешиваться в его деятельность и т. п. (см. п. 3 ст. 4). Но ряд положений относится к правоохранительной службе в целом. Так, в государственных органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба: не допускается создание структурных подразделений политических партий, а также деятельность политических партий и их структурных подразделений; не допускается проведение забастовок; за правоохранительной службой осуществляется общественный контроль в формах, порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.
§ 3. Должности правоохранительной службы
В упомянутых нормативных правовых актах о видах правоохранительной службы понятие «должность» применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установлении, кто является сотрудником органов данного вида правоохранительной службы, их состава и персональных званий.
В этих актах нет понятия «служащие», они оперируют термином «сотрудники» соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов госнаркоконтроля. Как тождественное понятию «сотрудники» ФЗ о службе в таможенных органах РФ ввел понятие «должностные лица».
Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или (в таможенных органах) квалификационные разряды. В правоохранительных органах учреждаются также должности, замещаемые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.
В случаях, установленных нормативными правовыми актами, в правоохранительных органах учреждаются также должности гражданских служащих.
Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы: рядовой состав; младший состав; средний начальствующий состав; старший начальствующий состав; высший начальствующий состав. В классификации сотрудников органов наркоконтроля не выделяется рядовой состав.
Служащим правоохранительной службы присваиваются персональные звания с учетом их деления на составы.
Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются звания:
а) рядового состава:
рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
б) младшего начальствующего состава:
младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; сержант милиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; старший сержант милиции, старший сержант внутренних дел, старший сержант юстиции; старшина милиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; прапорщик милиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
в) среднего начальствующего состава:
младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
капитан милиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
г) старшего начальствующего состава:
майор милиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
подполковник милиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
д) высшего начальствующего состава:
генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции.
Сотрудникам таможенных органов присваиваются персональные звания:
а) прапорщик таможенной службы; б) старший прапорщик таможенной службы; в) младший лейтенант таможенной службы; г) лейтенант таможенной службы; д) старший лейтенант таможенной службы; е) капитан таможенной службы; ж) майор таможенной службы; з) подполковник таможенной службы; и) полковник таможенной службы; к) генерал-майор таможенной службы; л) генерал-лейтенант таможенной службы; м) генерал-полковник таможенной службы; н) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
Сотрудникам органов наркоконтроля присваиваются специальные звания:
а) младшего начальствующего состава:
прапорщик полиции; старший прапорщик полиции;
б) среднего начальствующего состава:
младший лейтенант полиции; лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции;
в) старшего начальствующего состава:
майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;
г) высшего начальствующего состава:
генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции.
Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в Положении о службе в органах внутренних дел, органах наркоконтроля и ФЗ о службе в таможенных органах. Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.
Сотрудники этих органов приносят присягу, текст которой установлен нормативными правовыми актами о видах правоохранительной службы. Введение присяги и ритуал ее принятия подчеркивают социально-политическую и юридическую значимость соответствующей службы и повышенную ответственность за осуществление возложенных на служащего функций.
Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренным актам об их службе и дисциплине.
Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально- бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.
По ФЗ о правоохранительной службе должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.
Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.
В зависимости от функционального назначениядолжности правоохранительной службыподразделяются на категории «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты».В отличие от гражданской службы,здесь не выделяются должности категории«обеспечивающие специалисты».
К категории «руководители» относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.
К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
К категории «специалисты» — должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы а) на постоянной основе; б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.
Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:
Специальные звания. Они делятся на пять групп: V — младший состав; IV — младший начальствующий состав; III — средний начальствующий состав; II — старший начальствующий состав; I — высший начальствующий состав правоохранительной службы.
Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа — младшие, IV — старшие, III — ведущие, II — главные, I — высшие должности правоохранительной службы.
Должности категории «руководители» и «помощники (советники)» относятся соответственно к I, II и III группам должностей, категории «специалисты» — ко всем, кроме I, группам должностей.
Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.
Квалификационные требования к стажу правоохранительной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего правоохранительной службы устанавливаются по должностям I группы — Президентом РФ, II—V групп руководителем государственного органа, а к состоянию здоровья служащего применительно к группам и категориям должностей — Правительством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора служащих.
§ 4. Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
В данном случае имеются в виду основы содержания правового статуса, которое составляют их служебные обязанности и права общего характера, не связанные со спецификой должностных обязанностей. В нормативных актах отсутствует трактовка данного вопроса, относящаяся к правоохранительной службе в целом.
Сотрудники органов внутренних дел выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, присягой, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и контрактом.
При исполнении служебных обязанностей они находятся под защитой государства. Никто, кроме органов должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона. В своей служебной деятельности он руководствовался требованиями закона и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
За противоправные действия или бездействие, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В отличие от этого для сотрудников таможенных органов и органов наркоконтроля установлены в основном одинаковые перечни их общих прав и обязанностей, обусловленных их принадлежностью к соответствующим видам службы. Они во многом аналогичны тем, которыми обладают гражданские служащие. Например, сотрудник имеет право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей и т. п.; обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и т. п.
В перечень сотрудников таможенных органов включено также их право применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (гл. 61).
Однако известно, что правовыми актами РФ такое право предоставлено также определенным сотрудникам других правоохранительных органов.
Сотрудники правоохранительных органов признаются также находящимися при исполнении должностных обязанностей в случаях участия в служебных мероприятиях (сборах, учениях и др.); действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечения собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождения в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; следования к месту службы и обратно, нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
Согласно ФЗ о правоохранительной службе служащим правоохранительной службы признается федеральный государственный служащий, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности правоохранительной службы в соответствии с правовыми актами и контрактом, получающий денежное довольствие за счет средств федерального бюджета, либо находящийся в кадровом резерве (распоряжении) государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба, или прикомандированный в соответствии с законом и имеющий специальное звание или классный чин.
К служащим правоохранительной службы относятся также имеющие специальное званиеи чин курсант, слушатель, руководитель, преподавательобразовательного учреждения профессионального образования государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба. В случаях, предусмотренных федеральным законом, служащим признается гражданин, проходящий испытание при поступлениина службу.
Правовое положение (статус) служащего определяется ФЗ о правоохранительной службе, федеральными законами о видах государственной службы и другими законами РФ о правоохранительной службе.
Служащему выдается служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером, образцы которых устанавливаются Президентом РФ. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность служащего, его должность, специальное звание и классный чин.
Для служащего, применительно к государственным органам, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанавливаются форма одежды со знаками различия и символикой, образцы которых утверждаются Президентом РФ. Они исполняются в едином стиле, отражающем принадлежность федерального государственного служащего к правоохранительной службе.
В соответствии с принципами правоохранительной службы ее служащий в своей деятельности руководствуется законодательством РФ. Никто, кроме лиц, уполномоченных федеральнымзаконом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, служащий обязан принять меры к исполнению закона.
При исполнении служебных обязанностей служащий подчиняетсятолько непосредственному и прямым руководителям. Прямыми руководителями являются руководители, которым служащий подчинен по службе, хотя бы и временно. Ближайший к подчиненному прямой руководитель является его непосредственным руководителем.
Служащие, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется замещаемой должностью, а при равной должности — специальным званием (классным чином).
Ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении служащего правоохранительной службы допускается в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Служащий не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью.
ФЗ о правоохранительной службе установлен общийдля ее служащих перечень их основных прав и обязанностей. Иные обязанности и права могут быть предусмотрены федеральными законамии другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,регулирующими деятельность государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба.
В числе общих закон выделяет обязанности служащих соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечивать их исполнение в пределах своих служебных обязанностей, предусмотренных служебным регламентом; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов организаций; знать и уметь применять законодательство РФ в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей.
На них возлагается обязанность поддерживать состояние здоровья и уровень физической подготовки, а также квалификации соответствующим квалификационным требованиям по замещаемой должности. Они должны добросовестно исполнять служебные обязанности, приказы, распоряжения и указания прямых руководителей и непосредственно руководителя, не противоречащие закону и отданные в пределах их полномочий; не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, выполнять требования к служебному поведению, соблюдать ограничения, не нарушать запреты, установленные законами, и др.
В контексте правоохранительной службы важнейшей является обязанностьслужащих, независимоот замещаемойдолжности, места нахождения и времени приниматьвозможные и законные мерыдля предупрежденияи пресеченияправонарушений, оказания помощи,в том числе первой доврачебной,лицам,находящимся в беспомощномили иномсостоянии, опасном для их жизни или здоровья.
Служебные обязанности служащего по замещаемой должности подлежат специальному регулированию: они определяются служебным регламентом.
Наряду с обязанностями установлены требования к поведению служащего как при осуществлении служебной деятельности, так и во внеслужебное время. Он должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; сохранять личное достоинство, не совершать действий, наносящих ущерб его репутации или авторитету государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба; соблюдать политическую нейтральность и не оказывать предпочтения каким-либо организациям и гражданам, не допускать публичного высказывания своего отношения к государственным органам, должностным лицам, политическим партиям, общественным, религиозным объединениям, иным организациям, отдельным социальным группам и гражданам.
Служащий должен проявлять уважение к обычаям и традициям народов, культурным и иным особенностям различных социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие, и т. д.
Перечень основных прав служащего дан также в ФЗ о правоохранительной службе. Иные права могут быть предоставлены ему правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба.
Основные его права подразделяются на права, необходимые для успешного и безопасного исполнения служебных обязанностей и неслужебные права социально-бытового характера, стимулирующие исполнение этих обязанностей.
К первым, например, относится право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих служебных обязанностей; доступ в установленном порядке в связи с исполнением служебных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и др.
Особо следует выделить его право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом.
Правоохранительная служба связана с риском. Ее служащим нередко приходится противостоять противоправным интересам физических и юридических лиц, при осуществлении служебной деятельности иметь дело с людьми, имеющими противоправные установки, с ущербной психикой, инстинктами мстительности. Поэтому служащему гарантируется его право на государственную защиту своей жизни, здоровья и имущества, жизни, здоровья и имущества членов его семьи, при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи со служебной деятельностью правоохранительного служащего. Служащий имеет также право на защиту своих персональных данных.
К социально-бытовым правам относится право служащего на денежное довольствие в размере, обеспечивающем достойный уровень его жизни; медицинское обеспечение в объеме, необходимом для надлежащего исполнения функций правоохранительной службы, и медицинское страхование; государственное страхование жизни и здоровья; государственное пенсионное обеспечение; социально-бытовое обеспечение; надлежащие санитарные и организационно-технические условия службы, с учетом особенностей правоохранительной службы; отдых в соответствии с ФЗ о правоохранительной службе; создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политические цели, в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
Служащий, имеющий специальное звание, имеет право на постоянное хранение и ношение закрепленного за ним огнестрельного оружия и специальных средств. Такое же право может быть предоставлено также служащему, имеющему классный чин, руководителю соответствующего государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба.
Ограничения Ограничения на правоохранительной службе, и змреты предусмотренные действующими нормативна право" ными правовыми актами о ее видах, в основ- °хРанительн°и ном заимствованы из ФЗ об основах государственной службы. ФЗ о правоохранительной службе выделяет ограничения и запреты.
Это два разных аспекта правового регулирования, касающегося правового положения служащего данной службы.