Факторы социальных изменений

Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов, как природных, так и соци­альных.

Физическая среда. Люди — это физические существа, жи­вущие в определенной среде обитания. Для того чтобы вы­жить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружа­ющей средой. К числу главных адаптивных механизмов, име­ющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти переме­ны соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации и новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человеческие существа также оказывают значительное воздей­ствие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истоще­ние водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и «наступление» пустынь, — все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человече­ские существа связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение «беби-бума» оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старе­ние» общества также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, всеми силами добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее количество людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликты.Конфликт — это форма взаимодействия лю­дей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг с другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны люди бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть неудобства военного положения. Конечно, кон­фликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего, конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает мес­то новому.

Ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы». Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведений с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении слова «изобрета­тель». Для нас изобретатель — это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором немате­риальных идей, мы часто называем «революционером» или «радикалом» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности Эйнштейна и генетическая теория Менделя — это открытия. В противоположность этому, изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации — как открытия, так и изобретения — не еди­ничные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше число куль­турных элементов, на которых могут базироваться иннова­ции, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украше­ний для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио и телевизионных приемников, зеркал и множе­ства других изделий. Линзы, в свою очередь, способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фото­камер, фонариков и т.д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип — по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенден­цию к росту в геометрической прогрессии,

Диффузияэто процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою оче­редь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они - от иудейских сект первых веков нашей эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.

Кроме упомянутых, существует группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные представления важнейшим фактором экономического развития, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах. Смена идей — не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, которые благодаря незаурядным личным качествам способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, расшатывающие установленный в обществе порядок и могущие привести к революционным измене­ниям.

Политические процессы, идущие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно последним теориям политической революции, само функционирование государственного аппарата и природа меж­государственных отношений являются факторами, способны­ми вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда общество не способно выполнить свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства.

Каждый из описанных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние. Трудности, с кото­рыми сталкиваются объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками — детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все многообразие взаимодей­ствий факторов свести к одному определяющему фактору. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что является ошибкой рассматривать их изолированно. На­пример, между экономическими и политическими процесса­ми, экономическими и технологическими процессами нет четких границ. Технологические изменения сами по себе могут рассматриваться как особый тип культурных изменений. Причинно-следственные связи между различными социальны­ми процессами изменчивы, и их невозможно раз и навсегда схематизировать.

Так что возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели действующих меха­низмов таких изменений.

 

Механизмы социальных изменений

Применительно к однонаправленным процессам выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация. Поскольку человек — существо способное к инновациям, он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только благодаря специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что, в свою очередь, ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в эту модель кумулятивного развития. Ведь люди могут без снижения уровня жизни повышать свою численность толь­ко благодаря накоплению технических знаний и средств про­изводства, а сам по себе рост численности населения стиму­лирует новые инновации.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создает условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создает угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня.

Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. В частности, марксисты стремились представить жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй. Социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарендорфа. Поня­тие конфликта становится более продуктивным в объясни­тельном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперни­чающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Так, лидеры незападных государств стремятся к заимствованию западной науки и технологии, хотя и настроены политически против Запада, ибо понимают, что только так достигнут независимости и эконо­мической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к обра­зованию монополий, которые неуязвимы для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объяс­няющие социальные изменения действиями индивидов, пре­следующих собственные интересы. С помощью теории игр и других математических методов было показано, что в опре­деленных условиях конкуренция побуждает индивидов к со­трудничеству в преследовании своих целей.

В структурном функционализме рассматриваются такие механизмы социальных изменений, как напряжение и адаптация. Изменение понимается как ответная приспособитель­ная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда про­исходит изменение какого-либо из элементов системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальны­ми. Оно разрешается с помощью самопроизвольного адап­тивного изменения других частей системы. Например, аме­риканский социолог У. Огборн показал, что ускоренное раз­витие технологий вызывает несоответствие между техноло­гическим уровнем общества и его социокультурными состав­ляющими, которые развиваются более медленно.

Социальные изменения могут быть в какой-то степени и результатом целенаправленного и долговременного соци­ального планирования. В современных обществах возмож­ности такого планирования возрастают. Однако в большинстве случаев это планирование на краткую перспективу. Планирование предполагает институционализацию изме­нений, но институционализация не предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные измене­ния, которые вовсе не планировались или только отчасти пред­полагались.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвяза­ны. В одной объяснительной модели социальных изменений могут сочетаться несколько механизмов.

Социальная структура и социальное изменение - цент­ральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характеристикам социальной жизни в целом. С одной стороны, социальной жизни прису­ща повторяемость, постоянство и непрерывность, с другой — динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений. А социаль­ное изменение как более или менее регулярный процесс не­мыслимо без понятия структуры. Любой отрыв друг от друга этих понятий влечет за собой заблуждения. Но все сказанное не означает, что в различных теориях не может смещаться акцент — то на постоянство «структуры», то на динамизм «изменений». В последние десятилетия он заметно сместил­ся в сторону изменений. В фокусе внимания социологов раз­ных направлений оказались изменения на различных уров­нях — социальная динамика текущей жизни, краткосрочные трансформации, долгосрочные изменения всего общества в целом.

Современная социология осознала, что единственной методологией изучения социальных изменений теперь является анализ конкретных, привязанных к месту и дате, процессов.

 

Социальные процессы

Социальные процессы – одно из основных понятий, которое выражает изменения, происходящие в обществе.

В контексте общественной системы под процессом понимается любой вид движения социальной материи, модификации, трансформации, чередования или эволюции изучаемого социального объекта в течение определенного времени, изменение его места в пространстве или модификация его качественных или количественных характеристик.

Социальные процессы протекают на разном уровне социальной реальности:

- на микроуровне (индивидуальном) социализация – освоение ценностей и интеграция индивида в обществе;

- на мезоуровне (социальные институты);

- на макроуровне – урбанизация, модернизация, глобализация.

В современной социологии приоритет отдается исследованию динамических характеристик общества.

Причины, механизмы и траектории социальной динамики изучается теориями социальных процессов. Эти теории различаются по трактовке форм и факторов, их вызывающих.

Наиболее распространенной является эволюционистская теория (структурно-функциональный анализ). Субъектом социального процесса выступает общество в целом как интегрированная система различных структурных компонентов. Изменения общества рассматриваются как направленные и необратимые: от простых форм к сложным. Такого рода социальные процессы рассматриваются как линейные, развивающиеся посредством перехода от одной стадии к другой.

Во второй половине ХХ в. эта теория была откорректирована. (В ней отрицалось культурное разнообразие, процесс культурного заимствования, который мог изменить направление социального движения, а также его отождествление с прогрессом).

Т.Парсонс рассматривал общество как открытую систему, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой, следствием чего является недостаточная устойчивость системы. В таком случае он выделял 2 вида процессов:

1. Интегративные, которые обеспечивают воспроизводство общества на основе культурно-исторических традиций.

2. Процессы структурных изменений, под которыми понимаются изменения в ценностях, регулирующих взаимодействие единиц системы.

Эти подходы дали основание Т.Парсонсу рассматривать социальные процессы как мультилинейные, включающие разнообразие форм.

В конце ХХ в. на теоретическом уровне социальные процессы стали рассматриваться как нелинейные и труднопрогнозируемые. Главной причиной этого считается кризисное и нестабильное состояние, в большей степени обусловленное экономическими процессами, не позволяющими восстанавливать в полном объеме социальную структуру. Подобное кризисное состояние общества может быть преодолено по одному из следующих вариантов:

1. Распад, гибель системы.

2. Реформы, которые постепенно изменяют базовые характеристики системы.

3. Революция – резкий скачкообразный переход от одного состояния общества к другому.

Второй и третий варианты связаны с переходными процессами в обществе, которые имеют нелинейный характер. Именно для характеристики переходного состояния используется понятие «точка бифуркации» (неопределенности, уровень энтропии) – это точка, в которой система делает выбор, определяющий ее дальнейшую эволюцию или осваивать равновеликие траектории развития.

Для объяснения структурной динамики социальной системы используются естественно-научные теории – теория катастроф, синергетическая теория.