Ведущие объекты индустриализации

В 1927г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Настроительстве трудились 100 тыс. человек. В числе рядовых строителей были Д.Омаров,прошедший путь до начальника ТурксибаТ.Казыбеков,ставший Героем Социалисти- ческого Труда начальником треста «Казахтрансстрой». Турксиб был построен за тригода вместо пяти по плану. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Айнабулак,и дорога была сдана во временную, с января 1931г. - в постоянную эксплуатацию. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири. За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты, полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов. Угольная Караганда с предприятиями цветной металлургии Балхаша, Карсакпая, Джезказгана представляла собой гигантский промышленный комплекс. Мощные рудники, энфгетическая база придали цельность индустриальному региону Рудного Алтая. Строительство Чимкентского свинцового. Балхашского медеплавильного, Лениногорского, Зыряновского полиметаллических комбинатов, освоение Джезказганского месторождения превратили цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. В предвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана, который снабжал рудой, металлом, углем предприятия Южного Урала Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири. Треугольник Урал-Сибирь-Казахстанзанимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов. Нефтяная Эмбаявлялась частью новой нефтяной базы — «вторым Баку»,- между Волгой и Уралом.