Вопрос 46. Раскрыть особенности развития способностей в разных видах деятельности у детей дошкольного возраста.
Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Они облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.
Каждый период создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразный в этом отношении дошкольный возраст, в котором бурно развиваются все виды способностей. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Уже в раннем возрасте у детей можно заметить первые проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше он занимается этим видом, тем больше хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет.
К познавательным способностям относятся: сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3—4 лет.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.
Практические способности проявляются в совместной деятельности (трудовой, игровой, конструктивной). Это, прежде всего, организаторские способности, т.к. эти виды деятельности носят коллективный характер. В конструктивной деятельности развиваются конструктивно-технические способности – пространственное видение, воображение, умение представить предмет в целом и по частям.
Специальные способности также активно развиваются. Это, прежде всего, художественные, т.к. ребенок включается в разнообразные виды деятельности – поет, танцует, рисует, лепит. У дошкольника проявляются изобразительные способности, декоративно-прикладные, театрально-речевые, музыкальные.
Для эффективного развития творческих способностей необходимы следующие условия:
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Следует отметить, что необходимо изучать внутренний мир каждого ребенка, его склонности, интересы, возможности в разных видах деятельности, избегать ранней специализации. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок. Это приведет к адекватным методам для развития способностей каждого. Для этого необходимо создавать предметную среду с предоставлением разнообразных предметов и помочь ребенку проявить его замыслы, способности, обучить специальным умениям. На развитие способностей дошкольников благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.