Вопрос 46. Раскрыть особенности развития способностей в разных видах деятельности у детей дошкольного возраста.

Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Они облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.

Каждый период создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразный в этом отношении дошкольный возраст, в котором бурно развиваются все виды способностей. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Уже в раннем возрасте у детей можно заметить первые проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше он занимается этим видом, тем больше хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет.

К познавательным способностям относятся: сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3—4 лет.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Практические способности проявляются в совместной деятельности (трудовой, игровой, конструктивной). Это, прежде всего, организаторские способности, т.к. эти виды деятельности носят коллективный характер. В конструктивной деятельности развиваются конструктивно-технические способности – пространственное видение, воображение, умение представить предмет в целом и по частям.

Специальные способности также активно развиваются. Это, прежде всего, художественные, т.к. ребенок включается в разнообразные виды деятельности – поет, танцует, рисует, лепит. У дошкольника проявляются изобразительные способности, декоративно-прикладные, театрально-речевые, музыкальные.

Для эффективного развития творческих способностей необходимы следующие условия:

создание ситуации успеха;

сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

выстраивание на занятии игрового сюжета;

создание ситуации творческого поиска;

стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

применение разнообразных художественных материалов и техник;

наличие творческих заданий;

проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

интеграция различных видов искусства;

обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Следует отметить, что необходимо изучать внутренний мир каждого ребенка, его склонности, интересы, возможности в разных видах деятельности, избегать ранней специализации. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок. Это приведет к адекватным методам для развития способностей каждого. Для этого необходимо создавать предметную среду с предоставлением разнообразных предметов и помочь ребенку проявить его замыслы, способности, обучить специальным умениям. На развитие способностей дошкольников благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.