Вопрос 45. Раскрыть сущность педагогических способностей
Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависит от личностных качеств педагога и прежде всего от его педагогических способностей.
Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
- педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбратьправильныйподход к каждому ребенку;
- педагогическая наблюдательность – способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей;
- любовь к детям;
- потребностьв передаче знаний.
Проблема педагогических способностей в отечественной педагогической психологии активно исследовалась многими учеными: Николаем Дмитриевичем Левитовым, Фёдором Никоноровичем Гоноболиным, Вадимом Андреевичем Крутецким, Ниной Васильевной Кузьминой и др.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были проанализированы Вадимом Андреевичем Крутецким, который выделил и определил следующие виды способностей:
Дидактические способности – способности передавать воспитанникам учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к обучению.
К ним относятся:
- академические (познавательные) способности;
- способность к распределению внимания;
- способность передать информацию детям;
- экспрессивно-речевые способности (способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики).
Организационно-коммуникативные способности включают:
- организаторские способности (способности организовывать детский коллектив и свою собственную работу);
- коммуникативные способности (способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам);
- педагогический такт (его наличие позволяет воспитателю устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми на занятиях, в игровой деятельности, на досуге);
- суггестивные способности (способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на детей, которые зависят от целого комплекса личностных качеств воспитателя, в частности, его волевых качеств).
Личностные способностисвязаны, в основном, с реализацией воспитательной функции педагога. В эту группу входят:
- перцептивные способности (способности проникнуть во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность);
прогностические способности (или педагогическое воображение) – это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия;
- выдержка и самообладание;
- способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения;
- саморегуляция психических процессов.
В исследованиях Нины Васильевны Кузьминой раскрыты перцептивно-рефлексивные и проектировочныепедагогические способности.
В деятельности воспитателя УДО перцептивныеспособности связаны с познанием ребенка, детской группы, родителей Они проявляются в следующих умениях:
- понять ребенка, его индивидуальность;
- объективно оценивать уровень психического и личностного развития воспитанника;
- заметить «продвижение» или отставание ребенка в развитии, определить причины нарушений;
- понять родителей воспитанников, объективно оценить семейную микросреду, стиль семейного воспитания;
- правильно определить по внешним признакам (мимике, жестам, голосовым интонациям) эмоциональное состояние человека;
- владеть методами психолого-педагогической диагностики.
Рефлексивные способности связаны с самопознанием и самосовершенствованием. Успешность педагогической рефлексии в значительной степени определяется рефлексивными умениями:
- наблюдением и самоанализом;
- умение видеть себя глазами дошкольников, родителей, коллег, руководства детского сада, объективно оценивать их отношение к себе;
- адекватной оценкой своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, способностью намечать программу профессионального самосовершенствования, осуществлять ее и др.
Конструктивные способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить работу с детьми и родителями, какой материал использовать для воспитательно-образовательной и просветительской работы. Они включают умение планировать деятельность дошкольника во всех режимных моментах, составлять план, конспект занятия, сценарий развлечений, умение отбирать материал и др.
Коммуникативные способности обеспечивают построение благоприятных межличностных отношений с дошкольниками и их родителями, что определяет позитивный психологический климат в детской группе.
Психологическимиусловиями развития педагогических способностей и личности педагога в целом являются следующие:
1. Педагогическая деятельность для ее субъекта должна быть личностно значимой.
2. Педагог должен быть психологически компетентным.
3. У педагога должен быть высокий уровень психологической культуры.
Эти важнейшие условия позволяют человеку не просто быть успешным в педагогической деятельности, но и наиболее гармонично реализовывать себя во всех жизненных сферах.