Вопрос 31. Раскрыть особенности развития чувств и пути коррекции нарушений эмоционального развития у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходит развитие эмоционально-чувственной сферы личности, т.к. у ребёнка расширяется круг потребностей, интересов, он включается в более разнообразные виды деятельности. Дошкольник отличается повышенной эмоциональностью. Он не только объект, по отношению к которому взрослые проявляют определённые эмоции и чувства, но субъект, т.к. испытывает определённые переживания при восприятии окружающего мира, по отношению к событиям в собственной жизни.

Особенности эмоционального развития дошкольников:

1.Непосредственность и импульсивность эмоциональных проявлений (ребёнок моментально реагирует на удовлетворение потребностей или внешние воздействия плачем, смехом, удивлением и т.д.). Дошкольнику трудно сдерживать свои эмоции, управлять ими. Эмоции и чувства часто являются доминирующим мотивом, определяющим поведение ребёнка.

2. Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными.

3. Расширяется сфера чувств. Формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Ребёнок осваивает социально приемлемые формы выражения чувств.

4. Расширяется диапозон средств выражения чувств (непосредственные рефлекторные эмоциональные реакции, невербальные и вербальные средства выражения чувств).

Эмоции и чувства в дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка. Чем больше ребёнок испытывает положительных эмоциональных переживаний, ощущает эмоциональный комфорт, тем более полноценная формируется личность. Эмоциональное благополучие способствует выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. На эмоциональное благополучие ребёнка влияет множество факторов:

· удовлетворённость его потребностей, желаний, интересов;

· отношение со стороны взрослых и сверстников;

· успешность в разных видах деятельность, оценка достижений.

Эмоциональное самочувствие ребёнка – это фон, который окрашивает все жизненные события ребёнка. Желательно, чтобы преобладал положительный эмоциональный фон. Дети дошкольного возраста не только эмоционально восприимчивы, отзывчивы, но и подвержены «эмоциональному заражению». Дошкольники в течение дня переживают целую гамму чувств, они неустойчивы, быстро сменяют друг друга. Дети не могут постоянно находиться в эмоциональном напряжении (тревожность, страх), им нужна эмоциональная разрядка, поэтому взрослые должны показывать, как можно выразить свои чувства и не обижать других.