СХОДСТВО-
ТОЖДЕСТВО ВЗАИМООПО- ПРОТИВОПО-
(взаимопереходСРЕДСТВОВАНИЕ ЛОЖНОСТЬ
противоположностей) (необратимый переход
одной противоположности
-РАЗЛИЧИЕ в другую)
(ПРОСТОЕ)
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ
{антагонистиче-
ское противоречие}
(ПРОСТОЕ) СЛОЖНОЕ (ПРОСТОЕ)
ВНУТРЕННЕЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ В Н Е Ш Н Е Е
ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
{единство} — {борьба}
{гармоническое
противоречие}
(внутреннее [внешнее
взаимодействие) взаимодействие]
(c в я з ь) [столкновение]
(промежуточ-
Ное
Взаимодей-
Ствие)
Рис. 15. Диаграмма (структурная схема)
категории «ПРОТИВОРЕЧИЕ»
Простые (внутренние и внешние) противоречия
Идея деления противоречий на внутренние и внешние впервые возникла, по-видимому, в марксистской философии. У Гегеля были лишь отдельные намеки на эту идею. Следует, однако, признать, что и в марксистской философии она не получила достаточного развития, носила скорее формальный характер. Ведь главное в идее то, что различные противоречия ответственны за разные процессы — внешние противоречия вызывают процессы изменения, преобразования, возникновения и уничтожения, а внутренние противоречия обусловливают процессы, направленные на сохранение целостности объектов. По Гегелю же и по мнению многих философов-марксистов противоречия — причина изменения, возникновения и уничтожения, но никак не источник сохранения целостных объектов.
Различие реальных процессов и состояний определяется различием противоречий, порождающих или поддерживающих эти процессы и состояния. Те противоречия, которые обусловливают целостность, устойчивость, сохранение материальных объектов, естественно называть внутренними, а те противоречия, которые, обусловливая столкновение, внешнее взаимодействие материальных объектов, вызывают их изменение, естественно называть внешними.