СХОДСТВО-

 

ТОЖДЕСТВО ВЗАИМООПО- ПРОТИВОПО-

(взаимопереходСРЕДСТВОВАНИЕ ЛОЖНОСТЬ

противоположностей) (необратимый переход

одной противоположности

-РАЗЛИЧИЕ в другую)

 

 

(ПРОСТОЕ)

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ

 

{антагонистиче-

ское противоречие}

 

(ПРОСТОЕ) СЛОЖНОЕ (ПРОСТОЕ)

ВНУТРЕННЕЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ В Н Е Ш Н Е Е

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

{единство} — {борьба}

 

{гармоническое

противоречие}

(внутреннее [внешнее

взаимодействие) взаимодействие]

(c в я з ь) [столкновение]

(промежуточ-

Ное

Взаимодей-

Ствие)

 

 

Рис. 15. Диаграмма (структурная схема)

категории «ПРОТИВОРЕЧИЕ»

 

 

Простые (внутренние и внешние) противоречия

 

Идея деления противоречий на внутренние и внешние впервые возникла, по-видимому, в марксистской философии. У Гегеля были лишь отдельные намеки на эту идею. Следует, однако, признать, что и в марксистской философии она не получила достаточного развития, носила скорее формальный характер. Ведь главное в идее то, что различные противоречия ответственны за разные процессы — внешние противоречия вызывают процессы изменения, преобразования, возникновения и уничтожения, а внутренние противоречия обусловливают процессы, направленные на сохранение целостности объектов. По Гегелю же и по мнению многих философов-марксистов противоречия — причина изменения, возникновения и уничтожения, но никак не источник сохранения целостных объектов.

Различие реальных процессов и состояний определяется различием противоречий, порождающих или поддерживающих эти процессы и состояния. Те противоречия, которые обусловливают целостность, устойчивость, сохранение материальных объектов, естественно называть внутренними, а те противоречия, которые, обусловливая столкновение, внешнее взаимодействие материальных объектов, вызывают их изменение, естественно называть внешними.