Вопрос 28. Раскрыть причины формирования негативных личностных качеств и пути их коррекции у детей дошкольного возраста

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими:

- знанием норм нравственного поведения;

- привычками поведения;

- эмоциональным отношением к нравственным нормам;

- внутренней позицией самого ребенка.

Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения, которые он усваивает через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов). Усвоение норм поведения предполагает, что ребенок:

1. постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

2. в практике общения с другими у него вырабатываются привычки поведения.

3. проникается определенным эмоциональным отношением к ним.

Велика роль взрослого в этом процессе. Именно он своим отношением к поступкам ребенка помогает осмыслить необходимость определенного нравственного поступка. В результате эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.

Притязание на признание – это одна из самых значимых человеческих потребностей, основанная на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.

В дошкольном возрасте происходит насыщение поведения и деятельности новым социальным содержанием. В этот период перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера.

Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду или хвастать.

Притязание на признание проявляется в том, что ребенок начинает болезненно следить за тем, какое внимание оказывается ему, а какое его сверстнику или братишке. Ребенок в дошкольном возрасте стремиться к тому, чтобы взрослые были им довольны, и если он сделал что-то не так, заслужил порицание, стремиться исправить испортившиеся отношения со взрослым.

Все это приводит к тому, что дети все чаще обращаются к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений. Взрослым очень важно поддержать ребенка.

Возникнув в процессе общения с взрослым, потребность в признании в дальнейшем переносится на отношения со сверстниками, которое развивается совершенно по-другому. Если взрослый стремиться поддерживать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в более сложные отношения, где переплетаются и взаимная поддержка и соревнование. Т.к. в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры.

В игре потребность в признании проявляется в двух планах:

- с одной стороны ребенок хочет быть как все;

- с другой – лучше всех.

Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.

В нравственном развитии осуществляется борьба противоположностей. Негативные образования (асоциальные формы поведения) и соответствующие черты личности – это тоже продукт развития личности.

Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку. Они формируют отрицательные черты личности: упрямство, лживость, завистливость, агрессивность и др.

Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает его абсурдность и невыполнимость. Нередко дети сознательно выдвигают такие требования, которые взрослый не может выполнить. К основным причинам упрямства следует отнести протест ребенка против несправедливого отношения и унижения достоинства, не тактичность взрослых, неразумное ограничение самостоятельности и cлишком строгое отношение к ребенку, игнорирование его личных желаний.

Ложь – нарочитое искажение истины в корыстных целях.Одной из распространенных причин детской лжи является страх перед наказанием (в данном случае ложь можно рассматривать как ход психологической защиты) и отрицательный пример взрослого.

Обыденная жизнь постоянно включает ребенка в разнообразные проблемные ситуации. Из одних он легко выхолит в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Они существуют объективно: это проблемные ситуации, в которых происходит несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка. Попав в проблемную ситуацию, ребенок может выйти из нее следующим образом:

– выполнить правило;

– удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослого;

– реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания; Этот тип поведения подразумевает появление лжи. Это происходит благодаря возникновению двойной мотивации.

В результате возникает три основных типа поведения ребенка: дисциплинированный, недисциплинированный правдивый и недисциплинированный неправдивый.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. В дошкольном возрасте при реализации притязаний на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и других аналогичных ситуациях в отношениях детей может возникнуть зависть. Она вызывается тем, что у дошкольников на первый план выступают внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто главней»).

Профилактикой развития зависти у детей является осознание педагогами того факта, что это качество в своей основе — следствие оценочного отношения к детям. Когда детей сравнивают (кто лучше, кто хуже), когда каждый поступок оценивается, ребенок неосознанно будет стремиться к тому, чтобы быть не хуже других. Если же кто-то его превосходит, у него возникает зависть.

Гуманистический подход к воспитанию предполагает уважение уникальности, неповторимости каждого ребенка, что в принципе исключает позицию, когда всех детей оценивают по одной шкале. Поэтому при умелом педагогическом руководстве будет создаваться ситуация успеха для каждого ребенка.

Детская агрессивность также может рассматриваться как одна из сложностей в поведении детей. У дошкольников она может проявляться в форме драчливости. Часто агрессивность наблюдается у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, устанавливать положительные отношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся. Ощущение своей силы приводит к еще большей агрессивности к еще большему ухудшению отношений со сверстниками. Причиной драчливости является также культ силы в семье, неправильная позиция взрослых: «Дай сдачи!», «Уважай только сильных».

Говоря об агрессивности дошкольников, надо помнить, что ее источник как в индивидуально-возрастных особенностях ребенка, так и в социальных факторах среды. Как фиксированная форма поведения агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны окружающих ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь внимание к себе.